papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про А.П. Чехова: "Критикой Чехова обычно занимаются его же персонажи"



"Критикой Чехова обычно занимаются его же персонажи". Это не моя мысль. Эти меткие слова высказала недавно icy_underground.

Именно в силу этой причины комедии Антона Павловича "Вишневый сад" и "Чайка" мы никак не можем увидеть именно как комедии. Да комедии остро сатирические, где высмеиваются нелепость и пошлость тогдашнего образованного класса. Именно в силу этого нам постоянно визжат в уши прА историю "чистого и светлого чувства" в "Даме с собачкой", хотя это история пошлейшего курортного романа, перерастающая в еще более пошлую историю "любовницы в другом городе".

У Чехова есть два периода (допускаю, что "литературоведы" нашли еще): период Антоши Чехонте, период ерничества и добродушного смеха, и период "скуки" (это я так для себя назвал). Вот во втором периоде и появляются те самые персонажи, что впоследствии и сейчас станут его критиками.

Какие они? Можно долго и нудно перечислять их, но проще показать. Большинство из них изображены на картине И.Е. Репина "Манифестация 17 октября 1905 года в Петербурге" (1911 год. СПб, ГРМ). Предупреждаю, что тут пост вовсе не о политике, а о типажах человеческих. Смотрите на лица. И постарайтесь отбросить политическую суть картины. Просто смотрите на лица, там вы найдете многих персонажей Чехова, в том числе и тех, что занимались и занимаются его критикой.


Кликабельно

Еще раз: пост не политический. Смотрите на лица. Замечу, что в числе манифестантов есть минимум один генерал.

Впрочем, картина объясняет нам и то, как персонажи Чехова стали его главными трактователями. Вот потому и стали, что они и тут главные персонажи. Только нужно понимать, что это персонажи именно из периода чеховской "скуки".
Tags: Записки на манжетах, Книгочейское
Пишет современник Чехова, замечательный поэт и переводчик И.Анненский:
"Я перечел опять Чехова... И неужто же, точно, русской литературе надо было вязнуть в болотах Достоевского и рубить с Толстым вековые деревья, чтобы стать обладательницей этого палисадника... Ах, цветочки! Ну да, цветочки... А небо? Небо?! Будто Чехов его выдумал. Деткам-то как хорошо играть... песочек, раковинки, ручеечек, бюстик... Сядешь на скамейку - а ведь, действительно, недурно... Что это там вдали?.. Гроза!.. Ах, как это красиво... Что за артист!.. Какая душа!.. Тc... только не душа... души нет... выморочная, бедная душа, ощипанная маргаритка вместо души... Я чувствую, что больше никогда не примусь за Чехова. Это сухой ум, и он хотел убить в нас Достоевского - я не люблю Чехова.
Господи, и чьим только не был он другом: и Маркса, и Короленки, и Максима Горького, и Щеглова, и Гнедича, и Елпатьевского, и актрис, и архиереев, и Батюшкова... Всем угодил - ласковое теля... И все это теперь об нем чирикает, вспоминает и плачет, а что же Чехов создал? Где у него хотя бы гаршинский палец ноги? Что он любил, кроме парного молока и мармелада? Нет... нет, надо быть справедливым... У него есть одна заслуга... Он показал силу нашей разговорной речи, как стихии чисто и даже строго литературной. Это большая заслуга, но не написал ли он, чего доброго, уж слишком много, чтобы вложить настроение в нашу прозу до биллиардных терминов и телеграфных ошибок включительно..."

papa_gen

September 7 2013, 12:54:29 UTC 5 years ago Edited:  September 7 2013, 12:55:27 UTC

У меня большая просьба, когда кого-то цитируете, не нужно добавлять свою оценку. С тем же успехом я могу написать про Анненского что-нибудь похабное. Не нужно добавлять это пустозвонное балабольство типа "замечательный". Оно никому ничего не несет и никому, кроме вас, не интересно.

И что там писал Анненков, по большому счету, тоже не интересно. Он писал от себя.

Научитесь уже говорить своими словами, не прячась за мнения других. Пора уже уметь выражать свои мысли самостоятельно. Пора.
Вижу, неприязненно тут меня воспринимают, в штыки, аки тролля. Что ж...
Да и мне надоело ваше буесловие и неистовство против меня.

papa_gen

September 8 2013, 03:51:20 UTC 5 years ago Edited:  September 8 2013, 04:03:30 UTC

Вопрос не в неприязненности. Вы привели хорошую цитату из Анненского, но Вы ее полностью испортили словом "замечательный". Оно просто неуместно. Если что-то цитируешь, не нужно добавлять свою эмоциональную оценку. И важен ваш личный взгляд на предмет. Не Анненского, а именно ваш личный. Это куда ценнее. И его не нужно аргументировать. Вы так видите. И все. Просто высказать.

Deleted comment

papa_gen

September 7 2013, 14:59:10 UTC 5 years ago Edited:  September 7 2013, 15:00:51 UTC

Репин тоже был безжалостен к обрадованному классу. И при удобном случае любил это показывать.

Вы обратите внимание на первого персонажа справа во втором ряду. Генерал, между прочим.

akhrissanov

September 7 2013, 17:03:52 UTC 5 years ago Edited:  September 7 2013, 17:05:15 UTC

Так генерал же ж, простите, вроде как репу чешет?

фигуры первого плана хороши.

papa_gen

September 7 2013, 20:11:44 UTC 5 years ago Edited:  September 7 2013, 20:13:05 UTC

Нет, он фуражечку поднял в галантерейных видах и улыбку строит. Он на даму в белых платьях запал.

Я евту картину в Русском музее специательно изучал. Оченно наставительная, коли что.
На дам генералам западать не заборонено.
Зато первый ряд даст наркомов и прочих олигархов.

papa_gen

September 8 2013, 02:09:44 UTC 5 years ago Edited:  September 8 2013, 02:32:52 UTC

Тут вопрос не в том, что еднорал со св. Владимиром на шее запал на даму в белом, тут ведь вопрос, как он очутился на этой манифестации. Что он на ней делает? Ведь приперся он на нее не службы ради, а зова души для. И там он не один такой из столпов прижима. Там еще минимум три штуки есть. Один даже сабельку из ножен вынул и в восторженности ею размахивает.

Там все ряды прекрасны. Не только первый.