papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Поговорим о приправах. Или Слово о Пастернаке



Пастернак (Pastinaca)

Есть такие люди, что как на измене какой-то любят какую-либо приправу и пихают ее всюду и без всякого счету. У одних подвИг на петрушке, у других на лавровом листе, у третьих на укропе, четвертые перцу бухнут так, что ложку ко рту поднесешь, глаза уже на лоб лезут, есть и такие, что пастернак всюду пихают, почитая его чуть ли не главной даже не приправою, а пищей.

Так и с писателями. Есть такие суетливые людишки, что всюду пихают этого самого ПастернакА. Спору нет, писатель и поэт хороший. Обаче, давайте отринем напяленную на себя ложную маску юношеской неопытности, и проявим свою истинную личину опытной зрелости.

Давайте взглянем на проблему Пастернака с двух сторон. Во-первых, зададимся вопросом, зачем некоторые людишки всюду пихают, а во-вторых, определимся с самим Пастернаком как феноменом.

Зачем его пихают? Думаю, что тут можно исписать сотню томов, но если отбросить шелуху политкорректности, то все можно изложить в одном предложении. Все же очень просто. Те, кто его всюду пихают, просто хотят сказать: "Вот, мурлы, у нас свой великий писатель есть, который вам, гопникам, что не имеют истории и культуры, показал большой кукиш". Думаю, дальше можно и не писать.

Теперь Пастернак как явление.

Давайте не будем кривить душой, писатель он хороший, но отнюдь не первый. Т.е. всяко лет через десять его почти и поминать забудут. Ну как забыли почти все, кто такой Омар Шариф, хотя тоже был когда-то хороший, крепкий актер. Вот как Омар Шариф, что был актером выше среднего уровня, но совсем не Лоуренсом Оливье, так и Пастернак был писателем крепким, добротным, всяко выше среднего уровня, но уж никак не Шолоховым или Алексеем Толстым.

Берем поэзию Пастернака. Вот что она такое? Ведь по уровню таланта он стоит много ниже Есенина, я уж молчу про Гумилева или Блока. Ну горела свеча, но сравните это с "Изысканным жирафом"... Ведь жирафа еще лет сто помнить будут, а "Свечу" Пастернака уже практически забыли.

Т.е., не будь Пастернака-поэта, российская поэзия ничегошеньки не потеряла бы, как она ничего не теряет от отсутствия или присутствия кучи современных поэтов, пишущих на необъятных просторах нашей страны свои пасмурные вирши, иногда лишенные не то что рифмы, но даже ритма. А без ритма это уже не поэзия, это уже бормотание. Т.е. вторичный, чего уж скрывать, поэт Пастернак был хоть и ярким, но совсем даже несерьезным явлением.

Теперь про Пастернака-писателя. Вот что он такое? Давайте, не кривя душой, будем прямо говорить о его главном произведении, о "Докторе Живаго". С точки зрения литературного стиля книга куда менее крепкая, чем "Тихий Дон" Шолохова, "Хождение по мукам" А. Толстого и "Белая гвардия" М. Булгакова. И если быть прямым, книга по отношению к этим трем произведениям вторична. Великих вопросов бытия не поднимает, такого драйва, как у предыдущих трех авторов нету, стиль хорош, но только местами. Хотя, если бы не было Булгакова, Толстого и Шолохова, книга, вероятно, считалась бы лучшим произведением российской литературы советского периода. Беда в том, что и Булгаков, и Шолохов, и Толстой есть. И они отодвигают "Доктора Живаго" на второй план.

Т.е. не будь Пастернака-беллетриста, российская беллетристика ничегошеньки бы не потеряла.

Вот такой вот казус Пастернака. Он как бы есть, но без него вполне можно обойтись в плане культурологическом.

Ну и еще. Как бы в догонку. Не будьвсей этой свистопляски с нобелевской премией, никто бы из тех, кто так любит всюду пихать Пастернака, о нем бы и не вспоминал.

Ну, а теперь про мое отношение к нему. Мне он нравится. Вот просто нравится. И перечитываю его иногда не без удовольствия. Того же "Доктора Живаго" люблю читать, и "Свеча" мне нравится.

И про нобелевскую премию по литературе.

Принимать всерьез нобелевскую премию по литературе – это примерно как всерьез полагать, что обладательница титула «Мисс Вселенная» на свете всех милее, всех румяней и белее.

PS. Ко мне заглянул полоумный доцент, кандидат физ.-мат. наук, жизнь свою положивший на доказательство того, что Шолохов не автор "Тихого Дона". Я понимаю, что это дело всей жизни человека, но мой журнал не предназначен для рекламы идей, что порождают люди с измененным сознанием. Я его забанил. За спам.



Tags: Думы о России, Записки на манжетах, Элегируя на арфе
Вот я прозу Пастернака не люблю, но поэт он великий. Гумилева люблю, но поэт он подростковый, гимназический, для мальчиков-романтиков.
А про Шолохова вам бы почитать писателя Ю. Кувалдина (я уже не могу).
Булгаков просто на две головы выше продавшихся идеологии Толстого и Шолохова. Ну никак в один ряд нельзя.
Вы знаете, мне все это смешно, как и ваше заявление про Пастернака как великого поэта. В России было только два великих поэта - Державин и Пушкин. Вот из этого и надо исходить. Ваше заявление про "продавшихся идеологии" Шолохова и Толстого пропускаю мимо ушей, ибо все это демагогия.
Да и про сказки Кувалдина о том, что Шолохов не автор "Тихого Дона" вы напрасно написали. Это сразу резко снизило ценность вашего коммента. Верить в такую... Как бы это помягче назвать... Ну, вы поняли.
Ну вот и посмеялись взаимно, у обоих поднялось настроение, чего еще желать? Спасибо за хорошую тему. Кувалдин просто достал слегка, я его совсем недавно узнала.
Да эту бредятину про то, что не Шолохов написал "Тихий Лон" пишут и на Западе и у нас аж с тех времен, как Шолохов нобелевскую получил.

Так что Кувалдин далеко не первый.

А что касается "продавшихся" Толстого и Шолохова, то уровень их владения словом была много выше всех их критиков, что не продались. Тех просто не купили.
Ах, если бы литература сводилась бы только к уровню владения словом... Уровень владения словом - ремесло ("Ремесленник, я знаю ремесло");
Без стиля, без чувства, того чувства, который А.А. Ахматова называла филологическим слухом, писатель, т.е. художник слова вообще не возможен. А Шолохов, Толстой и Булгаков как раз им и владели. И скажу, что Булгаков в этой тройке владел похуже двух первых.

За "вкусно рыгал" Толстому уже памятник ставить надо, да и у Шолохова такого много, а вот Булгаков на это победнее, но у него драйв сильнее, вот и выходит то на то.

А все остальное демагогия. Так можно договорится до того, что Улицкая тоже писательница.
:))
под мнением о "нобелевской премии по литературе" подпишусь одназначно!
Не, ну натурально, тогда следует признать весь этот мутный поток латиноамериканщины, что наполучала эти премии вершиной человеческого духа. А духа там нету, даже фиги нету. Вообще ничего. Просто какие-то продукты умственного метаболизма.
С вашим сравнением не соглашусь. "Мисс Вселенная" может и не всех на свете румяней и белее, но заведомо миловидна и к употреблению пригодна, тогда как Нобелевская премия по литературе никак не свидетельствует о пригодности к чтению книжек лауреата, скорее наоборот.
Я не историк литературы, но хотел бы сказать, что Пастернак как "явление" вылез после шума с нобелевской премией. А так, ну, знали кое-какие женщины, любили, почитали: там ведь ещё и шарм мужской, насколько я понимаю... потом, дружба с некоторыми ведущими поэтами, переписка с Цветаевой, но это всё, я повторяю, будет позже. Кто он у Катаева в Алмазном венце? Мулат?
На счет того, что вылез, не знаю, но вот то, что его, как тряпку вместо флага таскает рукопожатая сволочь только из-за того шума с премией, факт. Не было бы шума, они бы и имени его не знали даже. Тот же Дима Бутрин, что к месту и не к месту его поминает, ведь он же кроме "Графа Монте-Кристо" ничего и не прочел.
всё так
Спассибо.
Браво!
Здорово читать умного и независимого от литературных разборок человека. Да и вообще независимого мышления, потому что богатого.
И который, при этом, излагает мысли очень литературно.
Особенно мне понравился зачин, пародирующий не кого-нибудь, а самого Льва Николаевича: помните, пассажи про растение репей в зачине к "Хаджи Мурату"?
Пасибки.
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно все в сердце и природе.

И вот я здесь с тобой в сторожке,
В лесу безлюдно и пустынно.
Как в песне, стежки и дорожки
Позаросли наполовину.

Теперь на нас одних с печалью
Глядят бревенчатые стены.
Мы брать преград не обещали,
Мы будем гибнуть откровенно

Мы сядем в час и встанем в третьем,
Я с книгой, ты с вышиваньем,
И на рассвете не заметим,
Как целоваться перестанем.

Еще пышней и бесшабашней
Шумите, осыпайтесь, листья,
И чашу горечи вчерашней
Сегодняшней тоской превысьте.

Привязанность, влеченье, прелесть!
Рассеeмся в сентябрьском шуме!
Заройся вся в осенний шелест!
Замри, или ополоумей!

Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.

Ты - благо гибельного шага,
Когда житье тошней недуга,
А корень красоты - отвага,
И это тянет нас друг к другу.
Доброго Вам времени суток! Просто хотела, чтобы вы прочитали стих Пастернака. "Мне он нравится. Вот просто нравится. И перечитываю его иногда не без удовольствия".
А что, обязательно надо было высказать критическое мнение?Тогда так:
Поэзия Пастернака учит слушать и слышать стих, учит полной самоотдаче не только поэта, но и его читателя. Стихи Пастернака завораживают и заколдовывают, мы не замечаем в них прозаизмов и приземлённости. Метафора в его стихах поэтически непредсказуема, ибо не связана традиционностью и представлениями о “поэтичности” тех или иных понятий, тем и эмоций. Она как бы отделяется, создаёт свой мир, летит в свободном полёте. В его поэзии играют молнии, – молнии неожиданные, озаряющие, но и нестрашные, ибо они именно ”играют” и дразнят воображение.

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость
Вы никогда не пробовали в строках такого типа заменять имена?

Предлагаю Вам свою конъюнктуру.

Поэзия действительного статского советника Козьмы Петровича Пруткова учит слушать и слышать стих, учит полной самоотдаче не только поэта, но и его читателя. Стихи его высокопревосходительства завораживают и заколдовывают, мы не замечаем в них прозаизмов и приземлённости. Метафора в его стихах поэтически непредсказуема, ибо не связана традиционностью и представлениями о “поэтичности” тех или иных понятий, тем и эмоций. Она как бы отделяется, создаёт свой мир, летит в свободном полёте. В его поэзии играют молнии, – молнии неожиданные, озаряющие, но и нестрашные, ибо они именно ”играют” и дразнят воображение.

ЧЕРВЯК И ПОПАДЬЯ

Басня

Однажды к попадье заполз червяк за шею;
И вот его достать велит она лакею.
Слуга стал шарить попадью…
«Но что ты делаешь?!» — «Я червяка давлю».
Ах, если уж залез к тебе червяк за шею,
Сама его дави, а не давай лакею.


Вы не находите, что ваш уровень аргументации крайне слаб?
Нахожу-крайне слаб мой уровень. Это уровень сельского учителя начальных классов. Именно так я бы говорила детям на уроке о творчестве Пастернака. "В его поэзии играют молнии, – молнии неожиданные, озаряющие, но и нестрашные, ибо они именно ”играют” и дразнят воображение". Ещё знаете, так бы эмоционально говорила! Дети бы слушали затаив дыхание, им бы обязательно захотелось прочитать стихи. Конечно, дети доярок и комбайнёров ничего не потеряли бы, если бы не было поэзии Пастернака. Но всё же, пусть уж почитают раз она есть. Мамы с папами в вечном хмельном угаре вряд ли познакомят их с Пастернаком.Да и с Пушкиным и Лермонтовым не познакомят. Но кто-то же должен и может это сделать, пусть и со слабым уровнем.Ещё я бы сказала:
Мне нравится умение поэта найти совершенно неожиданные сравнения.Такие яркие.Точные.
Я б разбивал цветы как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
Учитель с низким уровнем аргументации-Елена.
Эмоции, а тем более экзальтация, плохой советчик. Гитлер тоже все на эмоцию давил.

Почитайте поэму Мятлева "Сенсации и замечания госпожи Курдюковой", которая вся разобрана на цитаты, встречающиеся и в современной литературе, поймете, что такое настоящая поэзия. Впрочем, Мятлев не вписывался в коммунистический канон, и если "Серебряному веку" еще удалось протиснуться с помощью Блока, то Мятлева в СССР издавали крайне мало.

Вот и получается, что выдающийся поэт Мятлев практически не знаком современному русскому читателю, а, пусть и крепкий, но вторичный Пастернак знаком.

И потом, разве нельзя опять-таки все тоже самое, что сказали Вы, сказать про К. П. Пруткова?

Мне нравится умение Козьмы Петровича найти совершенно неожиданные сравнения.Такие яркие.Точные.

РАЗНИЦА ВКУСОВ*

Басня

Казалось бы, ну как не знать
Иль не слыхать
Старинного присловья,
Что спор о вкусах — пустословье?
Однако ж раз, в какой-то праздник,
Случилось так, что с дедом за столом,
В собрании гостей большом,
О вкусах начал спор его же внук, проказник,
Старик, разгорячась, сказал среди обеда:
«Щенок! тебе ль порочить деда?
Ты молод: все тебе и редька и свинина;
Глотаешь в день десяток дынь;
Тебе и горький хрен — малина,
А мне и бланманже — полынь!»
Читатель! в мире так устроено издавна:
Мы разнимся в судьбе:
Во вкусах и подавно;
Я это басней пояснил тебе.
С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Тебе, дружок, и горький хрен — малина,
А мне и бланманже — полынь.


Согласитесь, про Пруткова это можно сказать даже с большим основанием. У него именно яркие и точные образы. Куда ярче, чем у Пастернака.
Конечно можно сказать так и про Пастернака, про Пруткова, про Пушкина. Но у нас то речь шла про ПАСТЕРНАКА!
Помните:
Засыплет снег дороги,
Завалит скаты с крыш.
Пойду размять я ноги, -
За дверью ты стоишь.
Будто из снега Пастернак вылепил "белокурую" девушку, снегурочку, которая "в пальто осеннем, без шляпы и галош", в легкой "косынке" пришла к нему зимой на свидание, по дорогам, которые засыпал снег, пришла и стоит у него "за дверью", на улице, на углу, и с волненьем ждет, когда он выйдет к ней, и борется со своим волненьем и мокрый снег жует (чтобы немного охладиться?)... И весь ее "облик" слажен из одного куска"... Но она не холодная снегурочка, а теплая. И она не замерзает даже в своем осеннем пальто, будто оно у нее с подогревом. И снег тает у нее на ресницах, и вода течет с косынки в обшлаг и росинки сверкают у нее в волосах...
Красиво же!
Белокурые девушки из снега - это бабы-снеговухи. Мы их зимой лепим с детьми.



Вступать в какие-либо отношения с бабами-снеговухами, во-первых, противно естеству, а во-вторых, опасно для здоровья - можно воспаление легких заработать.

Что касается Пастернака, он же ведь не в пустыне, он же существовал в некоем культурно-историческом континууме. Ведь так?

А теперь сравните его вышеприведенные Вами стихи с тем, что писал другой поэт, Александр Николаевич Романов, шире известный как Е.И.В. Государь Император Александр II Николаевич Освободитель.

Берем его знаменитую басню "Червяк и попадья", что он опубликовал, скрывшись за маскою Козьмы Пруткова. Я позволю себе напомнить ее еще раз:

ЧЕРВЯК И ПОПАДЬЯ

Басня

Однажды к попадье заполз червяк за шею;
И вот его достать велит она лакею.
Слуга стал шарить попадью…
«Но что ты делаешь?!» — «Я червяка давлю».
Ах, если уж залез к тебе червяк за шею,
Сама его дави, а не давай лакею.

Что зрим мы здесь? А зрим мы личность незаурядную, недюжинную личность, явленную в яркости образа, его неожиданности, что даже, чего уж скрывать, фраппирует неподготовленного к августейшей стилистике читателя. При этом и l'essence de la profession поэта четка соблюдена. Стих крепок. Имеем просто шедевр. Без всякой натужной исповедальности, ложной искренности.

Видно, что автор привык повелевать, но при этом, не ждет слепого подчинения, а обращается к разуму читателя, и не только к разуму, но и к чувству, показывая, сколь нелепыми могут быть подобные "попадьи"...

А что в том стихе, что привели Вы мы видим, кроме неких намеков на странные, даже противоестественные предпочтения автора? Стих вял, жеманен, напыщенно исповедален, т.е. ложен с самого начала.

Если Его Величество предельно откровенен с читателем, не стремится заискивать перед ним, то Пастернак хочет понравится читателю... Согласитесь, в этом есть что-то извращенное, когда мужчина жеманничает. Ведь так?

И что вырастает из почитательниц Пастернака в итоге? А вырастает в итоге весьма неприятное явление - гражданка, ждущая прЫнца... Добро, если у нее хватит ума вовремя остановится, а если нет? В итоге получаем ДБД (духовно богатых дам), сидящих одиноко под фотографической репродукцией картины "Незнакомка", собирающих т.н. сухие букеты, а также посещающие литературные встречи с одной только целью заманить в свою уже подвядшие сети какого-нибудь мотылька.

Вот и получается, что один поэт, хоть и деспот по должности, но на поверку Освободитель и в памяти народной, да и как поэт, сдирающий ложные покровы с мозговых извилин читателя, а другой - духовный охмуряла, посыпающий мозги панировочными сухарями, а некоторым и жарящий эти самые мозги.

Согласитесь, фигура Пастернака заслуживает не только порицания, но и всяческого осуждения.
Поздние стихи Пастернака отличаются от ранних своей простотой. Кто-то идет от простого к сложному, а он шел от сложного к простому. Вот этот стих не вял и не жеманен:
В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся - и снова
Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий
И смерти освобождены.
ДБД(Даме) после прочтения захочется оказаться там, где герои этого стихотворения, в Берендеевом царстве, где даже просеки и то покрылись, заросли "непроходимой и густой травой", и лечь и лежать там с лирическим героем, меж диковинных для неё "диких бальзаминов" и меж "ромашек и лесных купав", "руки запрокинув и к небу головы задрав", и переглядываться с ним и менять "позы", в которых они лежат, и "места", на которых они лежат, и чувствовать себя "бессмертными на время", частью бессмертной природы, причтенными к лику сосен, как к лику языческих богов...
Мне нравится Пастернак, но я не сидела уныло и не мечтала о прЫнце. И сейчас не сижу и не мечтаю, вот пошла на зарядку, утренннюю пробежку. Здравствуй, новый день!
Вы часом не состоите в секте пастернакистов каких-то, например, восьмого дня. А то с такой силой меня убеждаете, что этот средненький поэт чуть ли не гений, что я даже начал подозревать, что Вы окончили ускоренные курсы проповедниц веры в Пастернака. Скажите, Вы ненароком в электричках не ходите, раздавая нравоучительные книжки с его стихами и цитатами?

А то уже до такого дошли, что даже страшно. Еще немного и куннилинвистика какая начнется. У меня тут журнал приличный, не предназначен для описания причудливых фантазий на темы поз и мест, порой возникающих в душевном мраке собирательниц зимних букетов и их духовных наставников.
Денёк сегодня прекрасный! А у Вас прекрасное чувство юмора! В сектах и организациях не состою, собирательницей зимних букетов не являюсь, душевный мрак отсутствует. Присутствуют хорошее настроение и всякие радости жизни. Спасибо Вам за общение!
// И если быть прямым, книга по отношению к этим трем произведениям вторична.

- мягко говоря. У меня вообще было ощущение, что читаю компиляцию из трёх указанных.

Про стихи. Нравятся. Не могут не нравиться, но один мой друг настаивает, что они содраны у Бодлера. Не берусь судить такое мнение, сам стихи воспринимаю слишком целостно, как и песни - не отличаю слов, нот, даже смысл ловлю с трудом :)

В неверных отблесках денницы
Жизнь кружит, пляшет без стыда;
Теней проводит вереницы
И исчезает навсегда.

Тогда на горизонте черном
Восходит траурная Ночь,
Смеясь над голодом упорным
И совесть прогоняя прочь;

Тогда поэта дух печальный
В раздумье молвит: «Я готов!
Пусть мрак и холод погребальный

Совьют мне траурный покров
И сердце, полное тоскою,
Приблизит к вечному покою!»


Ш.Бодлер