В школе Анналов есть такое важное понятие: "повседневная жизнь" (La vie quotidienne). Это вовсе не повседневность, т.е. монотонно повторяющиеся события жизни одной персоны, не быт, в понятийном аппарате Анналов "La vie quotidienne" означает все, что окружает человека определенной эпохи. Быт, идеи, общественное и государственное устройство. Т.е. комплекс обстоятельств, в которые персона включена здесь и сейчас. Понимание этого комплекса очень важно для оценки происходивших событий и реакции людей на них, для понимания мотивов их действий.
Собственно, и теперь это важно. Вот вы попадаете в другую страну. Вы замечаете, что-то похоже или неотличимо от того, что вас окружает дома. Погода, например, трамваи, дороги в принципе тоже покрыты асфальтом. Но что-то и отлично. Трамваи не замызганы семками или, наоборот, в автобусе, как в Белостоке, можно узреть на полу цельную гору семок при том, что сам салон чище. Асфальт в Мюнхене на дорогах хорошо положен, чего не скажешь про Берлин, где на некоторых фешенебельных улицах заплата на заплате, правда, аккуратная.
Футбол в Германии показывают а принципе тот же, что и в России. Но вот в говорильных политических передаяах обсуждают уже что-то свое, близкое им. Даже светофоры порой отличаются. По всей Германии светофоры, как в России, а в Берлине для пешеходов свои особливые с мужичком в шляпе.
Магазины в принципе похожи по устройству и ассортименту. Но вот ценники в Германии, Польше, Франции и Англии путать не полагается.
Все это и есть La vie quotidienne.
Но в принципе, русский человек, попав в европы довольно быстро обвыкает. Равно и тот же француз к российским обыкновениям притирается без особых сложностей.
Но вот есть такое понятие как цивилизационный шок - это, когда различия столь сильны, что без коренной ломки самих представлений человека о жизни, притереться нет никакой возможности.
Я к чему фотокарточку Юлия Цезаря поместил? А вот к чему - он был отцом Франции. Собственно, история Франции с него и начинается. Нет, галлы, конечно, и до него жили. Но именно с его завоевания началась собственно Франция, Франция, что говорит на трансформированной во времени латыни - французском языке.
И вот давайте подумаем, а смог бы отец французов, попади он, положим, в начало 17-го века, притереться к французской жизни?
И самое смешное, что скорее всего притерся бы. Нет шок, конечно, был бы. Но в принципе, больших отличий от времен его жизни не было. Я беру не Галлию его времени, а Рим. Многоэтажные дома в Риме были. Канализация в Риме лучше была, чем в Парижске. Стекла не было, но к стеклу привыкнуть можно. Транспорт мало отличался. Дороги у Рима были лучше, чем у Парижа. Книгопечатания не было, свечей не было. Но в принципе все было примерно одинаково, если не считать одежды.
Более того, Цезарь вполне мог найти работу по специальности. Он был неплохой инженер и мог поступить на службу возводить так им любимые мосты.
Вот с идеями сложнее, но с ними он как-то бы разобрался.
Заметьте, прошло более 1600 лет, а человек, пусть и с некоторыми потрясениями мог бы быть интегрирован в социум.
А теперь берем другого исторического персонажа, жителя 17 века Сирано де Бержерака, и попытаемся его перенести в наше время. Я как-то уверен, что он и с роликов съехать мог бы. Электричество. Как человеку объяснить, что такое электролампочка? Лично я не совсем понимаю, что это такое, но она со мной с детства, а потому я привык. А как ему-то? Поезд. Еще страшнее. Самолет. Вообще запредельное. Телевизор, компьютер, телефон. И как с этим всем жить?
И уже не очень важно, что мир наших идей куда ближе к миру идей 17-го века. Идеи-то, может быть, близкие, но за 18-й, 19-й и 20-й века человечество сделало такие семимильные шаги, что интеграция человека из прошлого стала малореализуемой. Вот египтянина древнего царства можно было поселить во времена нового царства, а это две или три тысячи лет разницы, а уже человека середины 18-го века в наш век так просто не засунешь.
Мы до конца не осознали это. Мы даем этому пустые наименования типа "промышленной революции", еще как-то обзываем, но когда люди видят фотокарточку жены Моцарта, они впадают в ступор. Как так, жена Моцарта и на фотокарточке? Я сам лично наблюдал за реакцией людей на эту фотографию. Они ее чуть ли не лизали, хотя это была обычная распечатка, правда, на фотопринтере.
И я скажу больше. Мы пока люди мышления 17-18 веков. А вот вещный мир изменился. И мы сами не очень понимаем, как нам со всем этим быть. И это касается не только России. В европах и Америке та же байда. Мы живем еще матрицами 18 века, а мир вокруг нас другой.
colette_rus
September 23 2013, 17:53:57 UTC 5 years ago
papa_gen
September 23 2013, 17:55:53 UTC 5 years ago
colette_rus
September 23 2013, 17:57:01 UTC 5 years ago
Я бы в той сентенции котиков на что-то другое заменила. Вариантов много.
papa_gen
September 23 2013, 18:01:56 UTC 5 years ago
Кстати, только два вида животных откликаются на человеческий зевок: собаки и кошки.
И да. Скорее всего, Вы сейчас зевнули.
colette_rus
September 23 2013, 18:04:17 UTC 5 years ago
papa_gen
September 23 2013, 18:05:43 UTC 5 years ago
colette_rus
September 23 2013, 18:06:21 UTC 5 years ago
papa_gen
September 23 2013, 18:13:31 UTC 5 years ago