На его примере как нельзя лучше иллюстрируется провинциальность советского и постсоветского музыкального образования и музыковедения. Ключевая фигура музыкального процесса эпохи барокко, а его произведения никогда в СССР и России не исполнялись (может, я что и пропустил), а ноты вообще невозможно достать.
А ведь без него невозможно представить музыку той поры. Вивальди специально для него написал серию из пяти виртуозных концертов, что так и называются "Per senioro Pisendel". Для него писали Телеманн, Бах и двое сыновей Баха. Да и сам он, будучи скрипичным виртуозом, писал музыку.
А у нас его просто не знают. При том, что в Европе он достаточно часто исполняется. Т.е. это не нечто тайное. А у нас люди с учеными степенями, когда называешь его имя, переспрашивать начинают... :(((
Сам с пластинки гонял.
kot_begemott
October 10 2013, 15:39:39 UTC 5 years ago
Какой смысл был замалчивать именно это имя? Почему всяких там Рейнкенов, Букстехуде, Палестрину и Монтеверди изучали, а его - нет?
papa_gen
October 10 2013, 18:29:33 UTC 5 years ago
Было не замалчивание, а незнание.
kot_begemott
October 10 2013, 22:11:58 UTC 5 years ago Edited: October 10 2013, 22:27:59 UTC
Про Люлли и Рамо говорится во всех совецких книгах, даже самых простых учебниках по музлитературе. Сам сдавал))
Тут ведь всё дело в том, что уровень музыковедения в СССР (по крайней мере, к 70-м годам) был достаточно высок. Я некоторое время варился в этой среде, постоянно бывал в институте искусствознания, общался с Фортунатовым, был принят дома у И. В. Нестьева. Уровень культуры в этой области был достаточно высок, да и не стоит забывать, что все они были во фронде к коммунистам, то есть особо влияния большевистсткой идеологии не испытывали. В дисерах ссылались, конечно, на материалы съездов партии, но как обязаловка, сами потом смеялись над этим... С чего всем этим людям забыть про фигуру столь крупной величины? Воля Ваша, что-то здесь не то...
papa_gen
October 10 2013, 23:51:54 UTC 5 years ago Edited: October 10 2013, 23:59:27 UTC
Про Люлли и Рамо не могли не знать, потому как Бизе тот же их часто цитировал в своих произведениях.
Никакого особого заговора не было. Просто не знали. Необразованность и провинциальность. Открою тайну. Некоторые советские музыковеды были твердо убеждены, что Бах свое "Искусство фуги" написал не для чембало, а для рояля.
А говорить они умели красяво.
kot_begemott
October 11 2013, 00:14:13 UTC 5 years ago Edited: October 11 2013, 00:14:59 UTC
Новый вопрос: если это была столь крупная фигура, почему мало издавали до 14 года? Тем более в Европе? Баха тоже после смерти позабыли, исполняли К.Ф.Э.Баха, но потом довольно быстро вспомнили про главного. В 19 веке Бах вовсю гремел. А тут сколько лет после смерти утекло?
Трудно поверить, что столь крупную фигуру могли не заметить.
А вот про Таривердиева Вы меня искренне расстроили, да. Я-то всегда любил его музыку и считал крупной фигурой...
papa_gen
October 11 2013, 00:21:09 UTC 5 years ago Edited: October 11 2013, 00:23:33 UTC
А на счет Писенделя... Так и Альбинони по сути открыли заново. Как и братьев Марчелло. Это в Европе. Большой интерес к музыке барокко возник перед самой войной. Где-то 33-35 годы. Тогда заново открыли и Писенделя и Альбинони, да и многих других.
А расскажи кому-нибудь в советские времена про то, что Фридрих Великий считался королем флейты...
Кстати, ему единственному не повезло. По политическим мотивам. Его творчество у нас вообще почти неизвестно.
Но про остальных такого сказать нельзя. Не знали просто потому, что не знали.
А про Таривердиева... Ну, Вы же все сами услышали... :)))
papa_gen
October 11 2013, 00:40:28 UTC 5 years ago Edited: October 11 2013, 00:43:48 UTC
Да что там Сальери и Фридрих. Наши трубачи не знают-не ведают, кто такой Морис Андре. Вообще. Просто не знают. Человек окончил консерваторию, служит в хорошем оркестре, но про Андре не знает. А ведь Андре был не только одним из энтузиастов возрождения музыки барокко, он трубач №1 в мире был.
Т.е. люди не следят даже за актуальным. Не находятся в тренде.