papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про культуру Франции



Внезапно понял, что если из истории Франции выбросить период с 1789 по 1914, даже по 1918 год, французская культура мало пострадает. Собственно, рядовой думающий француз уже давно выкинул культурные явления этого периода из своей головы. Они ему не интересны. Спросите кого-нибудь, кто такой Гюго или Бальзак, пожмут плечами. Флобер? А это кто такой. Дюма? Разве что он, но читают в детстве союзно с немцем Карлом Маем. Жюль Верн? Кому интересна эта писанина? Примерно тоже самое с музыкой и живописью.

Пусен интересен, а вот Тулуз-Лотрек интересен только своей биографией спившегося аристократа, влачившего существование отброса общества.

Культурная вершина - "Тартарен из Тараскона".

Книги Сирано де Бержерака представляют большую культурную ценность, чем пьеса Эдмона Ростана о нем...

Такие вот дела.

Почти 130 лет одна из умнейших наций мира в культурном плане "какала велосипедными рамами". Все мелко.

Все настоящее французское либо было создано до 1789 года, либо после 1918. В этом, кстати, и есть причина того, что францзы постоянно проигрывают немцам сейчас. И в культуре, и в экономике. Разве что кино.

Во французе, в отличие от немца, нет страсти. Все страсти француза внешние, показушные. Это как его любовь размахивать руками, качать головой в разные стороны и строить гримасы при разговоре, бутафория. Напускное все, в отличие от немца, которому уж коли что втемяшится в голову, сделает даже в ущерб себе.

В 1789 году из французов вынули душу. Осталась пустая картонка. Первая мировая вернула осознание себя, но новому французу меньше ста лет.
Tags: Думы
Разумеется что у меня на порядки меньшее знание французов чем у Вас, но из моего опыта общения мне показалось что фигура Наполеона для них центральна. Бутафорны, кривляются и принимают позы, да. Впрочем, франкофоны канадские на них в этом похожи.

papa_gen

October 10 2013, 18:21:01 UTC 5 years ago Edited:  October 10 2013, 18:36:17 UTC

Да какое там "центральная"... Тоже проигравшийся игрочишка. На таком культуру не построишь. Не месье Тюррен и не месье Вобан, короче.

А все остальное вертится, пардон, вокруг борделей. Мулен Руж в этом смысле показателен. Высшая точка развития публичного дома. Нет внутренней силы.

Впрочем, после первой мировой французы стали другими. Но ведь меньше ста лет прошло.
Нет, не согласен, хотя сказано эффектно. Уберите из мировой культуры французскую литературу и живопись того периода, и та оскудеет по крайней мере на треть.

papa_gen

October 10 2013, 23:56:29 UTC 5 years ago Edited:  October 11 2013, 00:13:18 UTC

Приведите пример хоть одного стоящего художника или писателя Франции этого периода, который оказал влияние на последующее развитие французской культуры. На ее теперешнее состояние.

Жак-Луи Давид? Де ла Круа? И что они дали в дальнейшем? Вот что? Где их след, т.е. влияние на теперешнюю культуру? Энгр, что изображал мужиков как баб? Или вам доставляет удовольствие разглядывание быта парижских борделей на картинах Тулуз-Лотрека?

Вы готовы повесить нечто подобное в своей гостиной?





Живопись же искусство утилитарное. Оно чаще всего предназначено для украшения интерьеров.

И каких писателей Франции вы подразумеваете? Вот каких. Вот есть, положим, Шарль Перо. Он - навсегда. Есть Сирано де Бержерак. Писатель и поэт Сирано де Бержерак, Он тоже навсегда. Кто из писателей Франции указанного периода навсегда?
На длинный разговор о французской культуре у меня сейчас просто нет времени. Поэтому скажу главное, неправильно судить о значимости того или иного художника, писателя или whatever по его влиянию на состояние культуры в последующие периоды. Культура может деградировать, как это, например, имеет место в нынешней России, несмотря на все усилия Лариной и Дондурея доказать обратное. Или цивилизация, создавшая культуру, может просто исчезнуть. Но к счастью культура аддитивна и не теряет прошлых достижений. А в прошлом французской культуры, причём именно в том периоде, который вы считаете скудным на таланты, полно громких имён. Это и художники, - Пронь, Беранже, Лубон, Давид, - и писатели, - Верн, Золя, Бальзак, Мопассан, Роллан, Гонкур. Я уже не говорю о композиторах, - Делиб, Дебюсси, Массне, Оффенбах, Планкет, Гуно, Бизе, Сен-Санс, Равель. Не надо забывать и великого кулинара Карема. Так что, нет, не согласен я с вами. Хотя Тулуз-Лотрека, как и вы, не люблю.

papa_gen

October 12 2013, 20:52:03 UTC 5 years ago Edited:  October 12 2013, 20:53:24 UTC

Все, кого вы перечислили, французы, думающие французы, успешно забыли. Все эти "достижители" не оказывают сколь-либо заметного влияния на умы, т.е. на культурный процесс. Вообще. Они все лежат в чулане, покрываются пылью и постепенно рассыпаются. Я же написал, что Верна и Бальзака современный думающий француз не знает, но вы мне упорно пытаетесь доказать, что это не так.

Еще раз: на состояние современной культуры Франции явления культуры с 1789 по 1918 гг. практически никакого влияния не оказывают. Разве что записки Видока и "Парижские тайны" - сериалы сняли. Все остальное присутствовало в костюмных кинофильмах типа "Трех мушкетерах", а то и просто было обстебано.

Еще раз: речь не о том, что там было с 1789 по 1918 год, речь о том, что для культуры Франции этот период ничего значимого не оставил, нет обращения. К культурным достижениям Старого режима обращения есть, а к достижениям указанного периода нету. Я про это. Т.е. фактически для культуры Франции период 1789-1918 годов ничего не принес. Для французов не принес.

А вертится французская культура сейчас в основном вокруг этих имен: Ромен Роллан, Анатоль Франс, Анри Бергсон, Роже Мартен дю Гар ("Семья Тибо"/Les Thibault /, если вы, алмазный мой, не знали), Андре Поль Гийом Жид, Франсуа Мориак, Альбер Камю, Алексис Сен-Леже (Сен-Жон Перс), Жан-Поль Сартр, Клод Симон, Жан-Мари Гюстав Ле Клезио.

И с Гонкурами рассмешили. Их вообще-то двое. И помнят о них только из-за премии, носящей их имя. Что они писали, не знает практически никто. Я проверял.

С французами же все просто, они, подобно, Шерлоку Холмсу, не загромождают свой чердак ненужным старьем. Если и есть что-то старое, то это то, что нужно, а так и не тащат на чердак. В современном культурном обиходе французов практически отсутствуют культурные феномены 1789-1918 гг. И связано это не с деградацией культуры или чем-то еще, а с шоком первой мировой, что породил в Германии Ремарка, а у французов дал толчок новому обретению себя. Французы просто сдали в утиль культурные явления 1789-1918 гг. как не отвечающие их ощущению самих себя.

Вот и получилось в итоге, что почти 130 лет оказались бесполезными для культурного развития Франции.

Так что никакого длинного разговора быть не может. Я просто отфиксировал то, как современный думающий француз смотрит на культурные явления 1789-1918 годов.
фиг знает, песнь о роланде есть УГ рядом с жюль верном так же как и конан дойлом
Да, вершина гения француза " La Chanson de Roland", на котором стоит вся культура Франции, есть только УГ для любителей Жюля Верна. Я ничуть с этим не спорю. Но пускай эти любители как-то уж воздерживаются от высказывания в тех вопросах, в которых они вообще не разбираются, а высказывают только свое, мало кому интересное суждение.
/Да, вершина гения француза " La Chanson de Roland", на котором стоит вся культура Франции/
вот только подумалось: это же эпоха крестовых походов, верно? война длиною 200лет
повоюйте 200лет, и может тоже нетленку напишите типа " La Chanson de Roland"

/Но пускай эти любители как-то уж воздерживаются от высказывания в тех вопросах, в которых они вообще не разбираются, а высказывают только свое, мало кому интересное суждение./
читатели всегда любители, пишут не для проф.критиков, а для читателей-любителей
У вас странные представления и об истории, и о литературе. Страшусь себе представить, откуда вы их черпаете, что за подколдунок их вам шепчет на ушко. К чему умножать ненужные сущности, высказывая взгляды один нелепее другого? Что за напасть вас посетила? Есть ли средство от нее?
/Что за напасть вас посетила?/

да ну нафиг, какая там напасть, просто праздный мой взгляд уцепился за Ваш журнал,
вот почитываю, музончик слушаю(немецкая любовная лирика на слух весьма комична имхо)

а что касается "странных" представлений и о литературе в том числе, не знаю,
но догадываюсь, что в деле познания как литературы так и истории есть шанс уподобиться
ослу, груженому книгами, и ирония, как и самоирония этот шанс не увеличивают, а уменьшают
Ирония и самоирония полезны, но не следует путать песни с лирикой. И полезно все-таки знать контекст того, о чем хочешь сметь свое суждение иметь. А выходить на площадь и ляпать все встречным-поперечным свои гениальные мысли по поводу всеобщей теории фигни, конечно, тоже можно, только ведь это никому не интересно. Вообще. Зато увеличивается шанс погружения в фантазм. Про таких обычно говорят: "Хрен его знает, какое он еще коленце выкинет, коли жизнь позволит".
кстати, соглашусь с Вами, безусловно, сколько раз в детстве не прицеливался
прочитать стоящую на полке "Тартарен из Тараскона" так и не принял решения,
что бы ее начать читать, конечно основной посыл Вашего поста верен, прошу
Вас не гневаться, и отнестись ко мне со снисхождением, и даже позволю себе
вольнодумство продолжить Вашу мысль: а что лягушатники могут еще сказать, когда
за них уже все уже сказал Монтень в свое время, разумеется это время до 1789?
Монтень умер за 198 лет до 1789 года. И французы вовсе не лягушатники. Лягушек обычный француз не ест.

Что же касается "потешных" немцев, то эти "потешники" в 1939 году устроили такую бойню, что мир до сих пор содрогается. Потеряв всего чуть более 6 млн. чел., они умудрились утащить на тот свет без малого 70 миллионов. По 10 человек на одного убитого немца. Так что меньше нужно рассуждать о "потешниках" и "лягушатниках".

Я не даром размещаю немецкий джаз 30-х годов. Во-первых, какой-то дурень отлил пулю, что джаз в Германии был запрещен, а это не так, во-вторых, это просто хорошая музыка, и Германия в джазе была тогда впереди планеты всей, а в-третьих, среди немецких джазменов было много настоящих нацистов. Про это тоже все как-то забывают.
/Германия в джазе была тогда впереди планеты всей/

не люблю быть навязчивым, поэтому пожалуй закруглюсь, но вопрос на посошок так сказать:
если Германия победила бы во 2МВ, а не США, то соответственно мировая масс-культура,
этакий мировой голливуд говорили бы тогда по-немецки... по мне унылое было бы зрелище,
почему, не знаю
Вероятно потому, что вы не знаете немецкий язык, а он один из самых экспансивных и выразительных. На фоне немца любой англо-сакс унылое амебоподобное создание.