papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про погоду в доме Ф.М. Достоевского



Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ -- А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ


Москва. 7 ноября <18>78.

<В Петербург.>

Сегодня, милый друг мой Аня, после самого мучительного путешествия, прибыл в Москву. В вагонах, закупоренных, с гадчайшей вентиляцией была такая духота, что думал умереть. Кроме того закурили воздух так, что я кашлял всю ночь до надрыва. Ни на минуту не заснул. Обессилел ужасно. Ночью холод и дождь повсеместный всю дорогу, а в Тверской губернии мокрый снег. Здесь в Москве дождь и туман. Мрак ужасный. У нас в Петербурге только один день был такой скверный во весь октябрь, как сегодня здесь.
Остановился в Европе, No комнаты 25. Оделся, умылся (в нетопленном нумере) и поехал к Каткову. Н_е з_а_с_т_а_л и не застал действительно, а не нарочно. Сказал, что буду сегодня вечером у него в 8 часов. Так как я сам назначил, что приеду, а не он звал, то боюсь, что, пожалуй, откажет и не примет. Бог их знает, какие у них в Москве порядки. Это было бы для меня унизительно и я в настоящую минуту (6 часов пополудни) в самом скверном расположении духа. Не застав Каткова, поехал к Соловьеву-книгопродавцу. Не застал дома. Буду у него завтра. -- Затем поехал к Любимову: не застал дома. Затем поехал к Рассохину. Сказал мне, что в_с_е_й с_у_м_м_ы отдать мне не может, а отдаст лишь. А что если б я подождал денька два, то отдаст б_о_л_ь_ш_е. Я сказал, что зайду 9-го ноября.
Затем был у Кашкина. Этот был готов и выдал мне сейчас 65 р. 35 к. и объявил мне, что мы в р_а_с_ч_е_т_е. Номеров же оставленных у него большая пачка. Обещался сам обшить в рогожу и прислать мне в No. Я попросил его сосчитать цену No. Он обещался приготовить все через 2 дня. Таким образом твой счет: 213 р. А он отдал в разные сроки с теперешним 130 р. и говорит, что в расчете. Он твердо уверен; что по оценке оставшихся NoNo они наверно окажутся не менее 83 р. Таким образом, и выйдет твой счет, т<о> е<сть> 213 р.
Все это, как кажется, люди хорошие, прекрасные и плательщики, только в деньгах нуждающиеся. Деликатность их побеждает, а неделикатность отвращает. Соловьев, конечно, особая статья, потому что он богат.
Затем был у Вари: поговорили, ничего особенно любопытного.
Что ты, что детки? Спать хочу ужасно, до невероятности. Нервы расстроены. Еще больше расстроил, прочитав давеча в вагоне брошюру Цитовича. Дело его правое, но такого дурака я еще и не видывал. Вот не посылай дурака защищать правое дело. Измарал! Теперь на эту тему и писать более нельзя.
Обнимаю тебя, Ангел мой, цалую, ангельчиков тоже цалую.
Надеюсь приехать как. можно скорее; Скучно мне ужасно. Спать хочу ужасно.
Цалую тебя 50 тысяч 335 раз. Столько же раз поцалуй за меня детей. Само собою разумеется, завтра опять напишу.

Твой весь Ф. Достоевский

Вы заметьте, письмо по большей части деловое, а равно о том, как Ф.М. себя чувствует, и о том, что он по поводу своих хлопот думает. Но вот есть такие пассажи (я их столбиком помещаю):

1) милый друг мой Аня...
2) Что ты, что детки?
3) Обнимаю тебя, Ангел мой, цалую, ангельчиков тоже цалую.
4) Цалую тебя 50 тысяч 335 раз. Столько же раз поцалуй за меня детей
5) Твой весь Ф. Достоевский

И все. Всего пять пассажиков, что и десятой доли от общей части письма не составляют, но написаны так, что письмо превращается в письмо любящего мужа и отца семейства, переживающего, как супруга и дети себя без него чувствуют. Волнуется человек, ласку проявляет. А письмо-то о том, что он скверно себя чувствует и ходит по денежным хлопотам.

Учитесь писать письма. И о себе подробно написал человек, и свое чувство к жене и детям проявил. Так-то. Это вам не ноющий вечно Лев Николаевич, это человек, что посылает жене более пятидесяти тысяч поцелуев. Он не рассуждает о высоком, он ходит по адресам в чужом городе за деньгами, своими деньгами. Не всегда удачно. Он дорогу перенес плохо, но он не забывает послать жене поцелуи.

А бабье сердце такие штуки хорошо замечает. Сердцеведец был Федор Михайлович. Знаток струн женской души.

Между прочим, из таких вот мелочей крепкая семья и создается. Ведь стоит-то всего ничего, а такое письмо женушка, даже если ты не великий писатель, а просто человек обычный, хранить будет в особливой шкатулочке, ибо ей приятно - любит муженек, тоскует по мне.
Tags: die kunstkammer, Думы, Книгочейское, Просвещая наставляй
Из за границы он еще более интересные письма писал. Я помниться всю переписку Достоевских прочитала именно из за этих слов и тепла, которое идет от писем Федора Михайловича. И очень сильно поменяла (под впечатлением от переписки) свое к нему отношение ))))

papa_gen

November 6 2013, 13:31:01 UTC 5 years ago Edited:  November 6 2013, 13:31:52 UTC

Он вообще был славным Мужиком. И ни перед кем в позу не становился: "Я великий литератор!" Он просто понял, что литература, изящная словесность, есть то, что у него получается лучше всего, и с чего он может кормить семью. Нет, он и высокие мысли излагал, свои мысли, но он был прежде всего трудяга. А главным для него были жена и дети, а вовсе не его высокие мысли. А был великим писателем. Даже так: Великим.

Я люблю таких Мужиков, чем бы они ни занимались.
И жене писал, "чем больше мы вместе живем, тем больше я тебя люблю"
По моему это самое главное в семейной жизни и очень-очень редко с кем случается