Я уж, наверное, достал всех этими "Алыми парусами", но просто уложил все в кучку, особенно после того, как опубликовал нижеприводимый текст в "Что читать". Для меня он нужен. Почему? То моя справа. Просто нужен. Но искать в нем какие-то фрейдистские глубины не нужно. Нужен для другого. Кто уже устал, может не читать, но текст в "Что читать" вызвал такой шквал гневливых отповедей автору, что мама не горюй. Как меня там только не крыли, какие глубины моего подсознания не исследовали!.. Сама "дискуссия" там пример того, как работает сознание стада, когда ему называешь вещи своими именами.
Кстати, ничуть не буду против, если кто-то перепубликует этот текст и у себя. Авось, коллективный интернет-разум и победит, пусть и в ЖЖ, этот морок господина Гриневского.
Не знаю как Вы, но я, а говорить я буду только про себя, с детства испытывал если не отвращение, то какое-то брезгливое чувство к этой книге. Помню, когда мне было лет 10, в нашем продмаге на Пяти углах, одна продавщица накричала на мать. Я тогда громко на весь магазин спросил: "Мам, а почему она визжит, она Ассоль?" Почему я тогда проассоциировал продавщицу с Ассолью, не знаю. Вероятно, что-то такое нашел. Но что нашел, не помню.
Этот случай был после того, как я первый раз прочел "Алые паруса". Потом несколько раз пытался их прочесть, но дальше половины осилить не получалось. Думал, так и не пойму, почему проассоциировал продавщицу с Ассолью. Но весной 2004 года я поехал к родственникам в Киев погостить на пару недель. В дорогу взял эти самые "Алые паруса". Я часто беру в дорогу такие книги, что читаю с трудом. В поезде делать особо нечего, скука, вот и пересиливаешь себя лишь бы скуку убить.
Читаючи, наткнулся на такое описание Грея: "Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни..."
Совершенная извращенность! Каково?!
И далее: "Грэй неутомимо изучал замок, делая поразительные открытия. Так, на чердаке он нашел стальной рыцарский хлам, книги, переплетенные в железо и кожу, истлевшие одежды и полчища голубей. В погребе, где хранилось вино, он получил интересные сведения относительно лафита, мадеры, хереса. Здесь, в мутном свете остроконечных окон, придавленных косыми треугольниками каменных сводов, стояли маленькие и большие бочки; самая большая, в форме плоского круга, занимала всю поперечную стену погреба, столетний темный дуб бочки лоснился как отшлифованный. Среди бочонков стояли в плетеных корзинках пузатые бутыли зеленого и синего стекла. На камнях и на земляном полу росли серые грибы с тонкими ножками: везде - плесень, мох, сырость, кислый, удушливый запах. Огромная паутина золотилась в дальнем углу, когда, под вечер, солнце высматривало ее последним лучом. В одном месте было зарыто две бочки лучшего Аликанте, какое существовало во время Кромвеля..."
Сколь боек был сей мальчуган! Не ребятенок, а просто-таки чудо! Истинный вундеркинд!
А уж про Ассоль почнешь читать, так и вовсе в осадок выпадаешь: "Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, сладкий пирожок, горсть орехов. Лонгрен обыкновенно просил настоящую стоимость из нелюбви к торгу, а приказчик сбавлял. -- "Эх, вы, -- говорил Лонгрен, -- да я неделю сидел над этим ботом. -- Бот был пятивершковый. -- Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта? Бот этот пятнадцать человек выдержит в любую погоду". Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы."
Хороша дивчина, что "мурлыкает над своим яблоком"? Этакая олигофреничка.
Но более всего поразило меня одно место, которое дает как характеристику Ассоли, так и характеристику целевой аудитории данного литературного произведения. Читаем:
"Капернцы обожали плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре. Тип этого чувства напоминал бесхитростную простоту рева. Ассоль так же подходила к этой решительной среде, как подошло бы людям изысканной нервной жизни общество привидения..."
Чуете? Прямо как в том анекдоте: "Цирк в дерьме, вся публика в дерьме, оркестр в дерьме играет туш, а я в белом на арене!"
Т.е. писал А. Гриневский свои "Алые паруса" для взбесившихся дурех, что вообразили об окружающих, будто те скоты какие, а они, эти дурехи, прЫнцессы.
При том, это вовсе не только, "девушки из низшего общества", как иногда пытаются обелить Гриневского некоторые критики, заявляя: "Быть "ассолью" - это не просто ждать прекрасного пинца/капитана, основываясь только на недостоверных слухах, детских сказочках и мечтах... Это означает, - ждать означенного принца в обстановке, совсем к этому не располагающей, среди нищеты, душевной и телесной." На самом деле "ассоли" бывают во всех слоях общества. Разве нету "духовно богатых дам", что, находясь на самых верних этажах социальной и интеллектуальной лестницы, почитают свой круг некими капернцами, что "обожают плотных, тяжелых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; ухаживают, ляпая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре"?
Ассоли вовсе не социальный тип, а именно психологический тип дурехи, что жаждет свАВо прЫнца, который увезет ее в сказку. А прЫнца нету. А потом, уже годам к 50-ти они начинают говорить такое: "Господи, да зачем же я связалась с этим вампиром?" (Это реальные слова одной "ассоли", живущей в пригороде Санкт-Петербурга в т.н. "Питерской Рублевке")
Вот и все. И кучи поломанных жизней. А ведь в повести все так красиво!
Но понял я это не сразу, а покупая в Киеве на Подоле связку бананов на овощном рынке. Меня словно молнией вдарило. Я вдруг четко понял, что почти все тамошние тетки суть почитательницы прЫнцессы Дианы и читательницы Грина. Замечу, что это объясняет и феномен Тимошенки на Украине.
Вот мое мнение про "Алые паруса": "Взахлеб читать истории про принцессу Диану и восторгаться "Алыми парусами" есть явление одной природы".
Ну и приведу иллюстрации этого.
Це - типова продавщиця київського вуличного овочевого ринку:
А це той принц, що їй дістався. Але дивчине ж більшого хочеться!
Ну, и чтобы уж совсем закрыть тему бреда "Алых парусов".
Вот слова Грея в самом конце повести:
"...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф..."
Хорошенькое чудо, скажем прямо. Подарить писцу виллу, сейф и опереточную певицу. А эту самую певицу кто-то спросил? А вдруг она не хочет, чтоб ее этому писцу дарили. Может он уродина какой, или ему медведь на ухо наступил? Или у Грина опереточные певицы проходят по разряду надувных баб, что продаются в магазинах "Игрушки для взрослых"?
PS. Прошу не искать в моих словах попыток оскорбления украинцев, бо я сам наполовину украинец и с детства размовляю спокійно.
roma_nowa
September 6 2011, 08:12:34 UTC 7 years ago
Думаю, далеко не всё поняла, или понимала так, как он хотел.
Но для меня это было непонятное светлое время. Вот как марево над горячим асфальтом в жару и прохладный ветерок одновременно.
Сейчас, конечно, всё читаешь другими глазами. Но через лупу не всегда стоит разглядывать любимое.
Вот я бы не смогла "переписывать" для себя ту же Ассоль.
Просто, чтоб образ не потревожить.
Я так думаю.
papa_gen
September 6 2011, 08:37:03 UTC 7 years ago
Впрочем, бывает и так, что автор вполне даже все трезво пишет, даже все очень взвешенно, но пишет так, что влюбляешься в текст. Вот Цезарь так свои Commentarii de Bello Gallico написал. Ведь текст такой, что просто песня, хотя автор, скажем прямо субъект еще тот. Но слог!
А вот Грин как-то меня не очень ни в плане слога, ни в плане мыслей не вдохновлял.
И потом, я же только свое мнение высказываю, пусть и основанное на анализе его текста. Замечу, только его текста, не беря во внимание его самого (особенности его биографии), ни историко-культурный контекст. Т.е., поскольку "Алые паруса" по неизвестной причине стали вдруг текстом вневременным, то анализировал я только сам текст, как вещь в себе.
roma_nowa
September 6 2011, 08:50:36 UTC 7 years ago
А Грин мне попался в период более ранний, когда анализ, которому учитала ретивая учительница литературы (отбившая охоту к чтению у всего класса!!), вызывал аллергию.
И Грина я тогда читала просто как ...как купалась в теплом озере. Любопытно, что перечитать его НИКОГДА не хотелось))
А ваше мнение, и ваш подход - уважаю.
papa_gen
September 6 2011, 09:01:22 UTC 7 years ago
roma_nowa
September 6 2011, 09:36:41 UTC 7 years ago
Летом читала (перед 10 классом) "Войну и мир". Помню, Платон Каратаев и его мысли очень меня впечатлили!
Восторженная, стала делиться этим на уроке.
А учительница объяснять стала, как неправильно я чувствую, что чувствовать надо вот так и так, в учебнике всё написано.
С учетом того, что по 8 класс была ПОТРЯСАЮЩАЯ учительница литературы, которая в принципе даже и не смогла бы так меня отчитывать, я перестала считать литературу любимым предметом((
major_ghost
September 6 2011, 11:04:51 UTC 7 years ago
papa_gen
September 6 2011, 11:07:16 UTC 7 years ago
tzinch4
September 6 2011, 13:48:21 UTC 7 years ago
mercylo
September 6 2011, 19:37:58 UTC 7 years ago
Впрочем, не буду.
prince_consort
September 7 2011, 13:31:00 UTC 7 years ago