papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про напряженность музыкальной и вообще культурной жизни "там" и у нас


Helsinki baroque orchestra

Я уже писал, что в Германии любой мало-мальски крупный город, что по нашим меркам относится к захолустью, стремится иметь у себя ансамбль барочной музыки. Вот просто содержат за счет города такой ансамбль, члены которого обычно состоят на муниципальной службе в должности городского музыканта. А это, между прочим, очень даже не почетно, а выгодно для человека - гарантированная хорошая пенсия, медицинская страховка за счет города и т.п. Но дело не в соцгарантиях, дело в том, что с точки зрения исполнительского мастерства эти ансамбли поставлены на очень высокий уровень.

Очень часто с ними выступают виртуозы мирового уровня. Известный американский джазовый и барочный трубач-виртуоз Уинтон Марсалис так влюбился в эти небольшие оркестры, что полтора года проторчал в Германии, развезжаючи с концертами по ней. Часто эти оркестры привлекаются виртуозами для записи фонографических проектов, подчас весьма больших. Так барочный оркестр Фрайбурга участвовал в проекте Германского радио по записи 10 компакт-дисков барочной музыки. Если переводить это в недавнее понятие виниловых дисков-гигантов, то каждый компакт - это альбом из двух таких виниловых дисков, итого - коллекция из 20 гигантов!

Для чего города и городишки Германии содержат такие оркестры? Соображения престижа? Если не знать немцев, то такая теория могла бы иметь право на существование. Дело в другом. Такой оркестр, при правильной постановке концертно-гастрольной деятельности, не так уж и много забирает из городской казны. Но он дает совсем иной тонус городской жизни и прилегающих территорий. Германия по типу поселения - большая деревня. Крупных городов, мегаполисов, в Германии мало, даже крупный финансово-экономические центры, подобные Франкфурту-на-Майне имеют население (с пригородами) менее миллиона человек.

Большая часть немцев живет в небольших городах, а то и вовсе в деревнях (по их понятиям, конечно). И существование такого оркестра, оркестра очень высокого уровня, что дает один-два концерта в месяц, сильно поднимает культурный тонус окрестностей - люди не чувствуют себя, живущими в культурном захолустье. А это очень важно для мироощущения человека.

Глядючи на немцев, и в других странах зашевелились (я тут не беру Францию и Англию, там своя традиция). Вот в Хельсинки завели себе барочный оркестр, существующий на деньги отчасти города, отчасти меценатов и отчасти за счет концертов. И какой оркестр! Ведь европейской культурной дырой Хельсинки считался, а оказалось, что и у них можно завести продукт мирового уровня. Во всяком случае в России сейчас нету ансамблей, что по уровню исполнительского мастерства могут сравниться с Helsinki baroque orchestra. Вот просто нету. Разве что московский Pratum integrum orchestra, но он мало известен нашей публике - выступает в основном за границей...

А Helsinki baroque orchestra основную часть концертов дает у себя в стране. И как выступает! Вот образчик их записи. Замечу, что и композитор весьма необычен - одна из ключевых личностей немецкого барокко, швед по происхождению, Йохан Йохим Агрелль. У нас же про него и не знают ничего...



Культура, ее общий уровень, складываются из таких вот мелочей, а вовсе не из того, что кто-то там что-то делает демонстративно. И Германия, конечно, наряду с Италией, Францией и Англией один из локомотивов культуры, по крайней мере музыкальной, а вовсе не Россия. У нас силы зла в виде примадоны действуют в новогоднюю ночь безраздельно. И добро бы только в телевизоре, но ведь большей части страны некуда сходить, чтобы послушать хорошую, не обязательно барочную, музыку. Увы.
Tags: Душевное, Просвещая наставляй

Deleted comment

Ну, как он там в Финляндии считается, не знаю, но ансамбль очень-очень достойный. Специально раза два ездили его слушать.