Людовик XIII становится королем Франции. Тот самый король из "Трех мушкетеров", муж Анны Австрийской.
Между прочим, Людовик XIII является автором знаменитого "Марлезонского балета" (Правильное произношение "Мерлезонский"). В буквальном смысле. Он написал музыку, поставил несколько номеров, а также сыграл склочную торговку рыбой, взяв за основу сквалыжную тетку, что торговала рыбой у Лувра и даже один раз обругала короля.
Король этот отличался, помимо композиторского дарования еще и тем, что очень хорошо владел шпагой, был хорошим наездником, имел страсть к мебельному и сапожному ремеслам, шил весьма недурные дамские перчатки, а еще имел страсть к законотворчеству и отправлению своих обязанностей как верховного судьи государства, за что был прозван Справедливым (le Juste). В общем, чем-то был сродни нашему Петру Алексеевичу.
Принц Конде, глава Фронды, называл Людовика XIII самым умным французом, с которым сводила его судьба. А это серьезная характеристика.
Запись старая и редкая. Была сделана в 1967 году по инициативе "Парижского клуба королевской музыки" (есть такой клуб в Париже, куда входят т.н. "старые деньги"), а потом издана ограниченным тиражом на виниле.
А коли говорить о самом "Мерлезонском балете", то это важная штука во французской культуре. С него начинается т.н. "Высокий балет", где языком танца выражаются некие послания. Так сын Людовика XIII, Людовик XIV, в своих балетах языком танца выразил программу своего царствования. Сущая правда. Французы недавно даже фильм поставили, где реконструировали эти знаменитые балеты Короля-Солнца на основе кроков, сделанных самим королем. К тому же и костюмы этих Великих балетов по большей части сохранились. Балеты эти в фильме выглядят весьма величественно. Каждое действие сопровождалось декламацией, поясняющей, что то или иное па означает.
Еще раз: Людовик XIV сам танцевал в этих балетах. И даже прозвание "Король-Солнце" идет от балета. В знаменитом "Балете ночи" (Ballet de la nuit), поставленном в 1653 году на музыку великого Люлли, король сыграл Солнце. Основной смысл балета был достаточно прост - Франция пребывала в ночи, но теперь взошло Солнце. Но там были и "повороты", рассказывающие весьма доходчиво, что будет с теми, кто восстанет против Солнца. Короче, не нужно больше играть во фронду, господа.
И потом балет во Франции Старого режима был не представлением, где полуголые девицы делают непристойные движения, как писал Толстой, а представлял из себя нечто программное, порой несущее даже философский смысл. Так было в балетах Рамо, например.
Наш председатель всероссийского общества босохождения с палочкой просто был, не будем этого скрывать, не очень образованным человеком, потому и нес в массы всякую несусветицу про балет.
Что же касается Людовика XIII как композитора, то это знаковая фигура для всей музыки. По сути с него в музыке начинается эпоха Большого барокко. Он первым применил в полную силу главный принцип барочной музыки - принцип кометы, т.е. основная мелодия, развивающаяся потом в шлейфе вариаций/импровизаций. Это, кстати, роднит музыку барокко с джазом, особенно немецким джазом 20-х-30-х годов.
Так что в лице Людовика XIII мы имеем не только великого короля, но еще и важнейшую для последующего развития музыки фигуру.
stainlesstlrat
May 14 2014, 09:39:53 UTC 5 years ago
papa_gen
May 14 2014, 09:48:08 UTC 5 years ago
kamelje
May 14 2014, 10:05:09 UTC 5 years ago
papa_gen
May 14 2014, 10:08:28 UTC 5 years ago
kamelje
May 14 2014, 10:17:17 UTC 5 years ago
papa_gen
May 14 2014, 10:21:52 UTC 5 years ago
zavjazhu
May 14 2014, 10:31:22 UTC 5 years ago Edited: May 14 2014, 10:31:43 UTC
И сыну Вашему спасибо!