А ведь Карл Филипп Эмануэль Бах не просто так затмил своею славою отца и прослыл "предводителем". Ведь какая композиторская свобода во владении инструментами, какой напор в музыке. Именно что "Буря и натиск"*... Оставаясь абсолютно в рамках музыки барокко, он достиг невероятно естественной свободы в рамках этого во многом "думственного" течения в музыке. Мало какой композитор эпохи романтизма мог сравниться с ним по степени свободы выражения своих чувств. Про более поздние времена и не говорю - там попытка полнее выразить себя в конечном счете привела к сумбуру вместо музыки. И многие современные авторы это понимают. Вот Хейнц Холлигер, замечательный исполнитель-виртуоз барочного репертуара и современный компонист, как-то признался, что современная суриозная музыка воспринимается либо контекстно, т.е. как музыка сопровождения (театральные постановки, фильмы и т.п.), либо человеку нужно дать ключик к рассуждению о ней, либо не воспринимается вовсе. А у Карла Филиппа Эмануэля все просто - сидишь и слушаешь без всяких ключиков и контекстов.
__________
* Я нарочно выбрал этот концерт. Если послушать третью часть (Allegro di molto), то становится понятным, почему бахова сына почитали "предводителем" "Бури и натиска". Этакий манифест "движения". А жизнь "предводитель" вел очень степенно-размеренную. Господин королевский советник относился по внешним повадкам к тем, кого в Германии той поры называли филистерами.
С предводителями так бывает. На весь мир гремит слава о человеке, а пройдешь мимо него на улице и не заметишь даже. Разве что на шитый золотом камизол обратишь внимание, коли день будет табельный, удивясь при этом, как такая важная придворная птица и пешком ходит. А лица даже и разглядывать не будешь.