papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Притча восемнадцатая. Как активный общественник Константин Петрович волосья у себя выращивал



Не прост, ох, не прост был Лев Николаевич Толстой, доложу я вам! Вот читаю для общего культурного развития его «Новую Азбуку», изданную в Москве в типографии Торлецкого в 1875 году. Очень даже высокохудожественная и развивающая ум книжечка. Вот только вчитайтесь: «Два волка вышли прямо на меня и стали на бугрѣ. Мнѣ стало жутко».

Скажу, как на духу, что если б на меня вышли два волка, то мне бы тоже стало жутко. Я бы, наверное, даже, извиняюсь за излишний натурализм, обделаться ненароком мог. Однако, сей жизненный эпизод, так живо описанный великим русским писателем, со всей очевидностию говорит нам о целевой аудитории данного просветительского издания, одобренного и рекомендованного, между прочим, Ученымъ Комитетомъ Министерства Народнаго Просвѣщенія.

Это вам не какой-то там «Другъ дѣтей» для разнообразных Ванечек и Машенек, что с утра до ночи поедают под чутким присмотром маменек и гувернанток пирожные, от каковых пирожных у них дырявые зубы и постоянные зубные боли. Нет, «Новая Азбука» Льва Николаевича не для детишек из «приличного общества», она для деревенских Ванек и Машек, возрастающих исключительно на здоровой пище в виде брюквы и кочерыжек. Этих арапов рассказами про благотворительное дитя, да повествованиями про зимние сладкие сны лягушек не проймешь. Им лучше сразу волка, а еще лучше двух. Это для них в самый раз. Пущай привыкают с детства и не балуют.

Пока объедающиеся конфектами Ванечки и Машечки слушают как сюсюкающая гувернантка читает им слезливую святочную сказочку про девочку со спичками, Ваньки и Машки вовсю готовятся к суровым радостям бытия: «У бабки была внучка, прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлѣбы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а послѣ бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку». Такая вот, полная суровой правды жизненная история.

Это вам не про добрых волшебников. Потому как простому люду, что называется в период мирной пастьбы «народом», а в период бунтов и возмущений «быдлом», а теперь еще и фашистами, волшебников не надо. Этак они еще и маски ненароком нацепят, да в них ходить будут. А всякий, кто в маске, член банды. Это только Ванечки и Машечки в масках ходить могут, а не Ваньки и Маньки. А то ишь моду завели! Лев Николаевич это четко понимал и спуску Ванькам и Манькам не давал.

Вот, положим, Анна Павловна Шерер, прапрабабушка любимого многими зрителями актера Игоря Дмитриева. Чудо женщина. Хоть и в возрасте уже была, а какие приемы давала! Весь петербургской свет у нее бывал. Генералы, министры всякие, посланники также, даже сам государь Александр Павлович своим присутствием удостаивал. Угу. Как папенька ихний от апоплексии внезапно скончался, так сразу стал удостаивать.

Даже в лорнет иногда смотрел. Злые языки клевещут, что очередную пассию высматривал, но я полагаю, что посредством лорнета он в коварные замыслы иностранных дипломатов проникал. Так посмотрит в лорнет на французского посланника и сразу ему все наполеоновы злоумышления известны. Но он, конечно, виду не показывал. Но пребывал настороже.

Так вот эта самая Анна Павловна, сказывают, одновременно могла говорить сразу на четырех европейских языках и даже чуть-чуть по-русски могла. Самую малость. Для приличия. Вот ее-то родимую, зачинательницу российской интеллигенции, Лев Николаевич в самое начало своей роман-эпопеи поместил. Что там дальше, мало кто знает, а вот прапрабабушку народного артиста РСФСР Игоря Дмитриева знают все.

А теперь представьте себе ее ровесницу из какой-нибудь самарско-тульской деревни. Ведь старуха уже была. При том самая, что ни наесть бессмысленная. Вот про такую Лев Николаевич и рассказывал деревенским Ванькам и Машкам в своей «Азбуке»: «Бабка долго шла, трудно стало бабкѣ идти. Она легла и спала и послѣ легче пошла и дошла».

Смекаете, какое различие? Вы можете себе представить Анну Павловну, спящей во всех своих шелках, павлиньих перьях, перчатках до плеч, бриллиантах и рубинах в придорожной траве? Я нет! Вот, праправнук ее, Игорь Борисович, когда роли учил, или, положим, отдыхал на свежем деревенском воздухе, говорят, имел такую причуду спать в траве-мураве, особливо, когда испивал некоторые веселящие напитки. Однако, полагаю, что Анна Павловна скорее всего не одобрила бы таковое поведение своего пусть и дальнего, но отпрыска, и распорядилась бы сразу на четырех языках отшлепать негодника.

Но Игорь Борисович сказ особый, тем более натура артистическая и даже всеми любимая. А тут бессмысленная баба идет-бредет, не пойми куда. Полагаю, она сама не знала, куда шла. Думаю, что и не поняла, куда дошла. Такая вполне может не то что в придорожной пыльной траве спать завалиться, ей и в придорожной канаве вполне хорошо. Думаю даже, да даже уверен, что ей в этой канаве очень даже замечательно и вполне привычно.

Ведь кто она такая в принципе есть? Солдатка какая-нибудь, али бестолковая вдовица. Небось, даже солдат в рваных галифе у себя привечала. Угощала их салом, водкою и луком. Принимала от них пятаки и прочую монету. Даст сопливому сыночке, до десяти лет ходящему без порток в одной сорочке, моченое на хрену яблочко, а тот и рад угощению. А пока он, с шумом и чавканьем уминает гостинец, дразня младших братьев и сестер, произведенных в несчетном числе от местной инвалидной команды, баба эта с очередным ветераном боев за престол-отечество ужимки делает.

Это вам не Камелия какая с портрета Крамского «Незнакомка», что назначена на утехи для повзрослевшего Ванечки, выросшего на «Другѣ дѣтей». Это самарско-тульская «общественная кружка», которая мыслящей властительною рукою в миг была лишена и законного супруга и кормильца. И Лев Николаевич весьма справедливо рассудил, что детям ее лишние мысли в головы насаждать не стоит.

А чтоб, когда вырастут шибко от скудности бытования своего бунтовать не начали, не худо бы вбить с малолетства, что нищета имеет и свои прелести и достоинства: «Жилъ дядя Пётръ. И влѣзъ къ нему въ домъ воръ, чтобъ красть. Но у дяди Петра домъ былъ пустъ».,

О как! Дом-то пуст! Так и видишь сего дядю Петра, который живет и в ус себе не дует. Ему даже вор не страшен. Я даже больше скажу. Таковой дядя Петр, мои дорогие читатели и читательницы, есть некоторым образом мечта любого добродетельного администратора и властного мужа, ночи на пролет не спящего, а думу думающего о славе и величие отчизны. Дядя Петр есть квинтэссенция представителя мирнопасомого народа. Таковой дядя Петр всегда и на все согласный и в любую минуту готов положить живот свой за престол-отечество.

Понятно, что и нравы у такового народа должны быть попроще, да развлечения не шибко затейливы. Скоморохи там, ряженные, Петрушки всякие. Свадьбы опять же: «Вчера ввечеру невѣсту ввели въ домъ, и весь народъ ввалился въ избу на неё смотрѣть». Смекаете, какая всенародная потеха? Пялиться на то, что невеста в вечеру в доме делает. Прямо современный сеанс эротического кино. Небось, еще и румяные шутки отпускали, ужимки всякие производили, оценивающе цокали языками, заливисто гоготали. Еще и пальцем, вероятно, показывали.

Это вам не изнеженные Наташи Ростовы и Анны Каренины, что со скуки не знали, куда себя деть, да с каким бравым гвардейским офицером эту скуку развеять. Тут все просто, ясно и размеренно: хождение с ведрами по воду, квашенье капусты, беление холстов и рогожи, пьяные гулянки мужа, вернувшегося с работ в батюшке-Питере, его ранняя чахотка и смерть, вдовья доля, нищенство на паперти. Мне собственно даже не совсем понятно, зачем это Лев Николаевич таковым детишкам «Азбуку» придумал. Даже несколько загадочно это для меня. Им вообще грамоте знать было не нужно. Меньше знаешь, крепче спишь. А сон после сытного ужина пареной репою, как известно, самый здоровый.

Хотя, если присмотреться, что-то в идее Льва Николаевича есть. Инновационное даже что-то. Причем не только по тогдашним временам, но и по теперешним. Я вот думаю репорт начальству представить об учреждении раздельного обучения. Одно, значит, для детей инноваторов и модернизаторов, другое же для мирнопасущихся детей попроще, от заскорузлого и консервативного народа происходящих. Одним, значит буквари и азбуки на мелованной бумаге с яркими картинками про космонавтов и героев всяких, другим на газетной бумажечке да с рассказами из понятной этим заскорузлым созданиям жизни. Неча народ, понимаешь, баловать, а то ишь ты моды взяли! Нужно с измальства приучать, что полеты на Марс не для них.

Думаю, что вышние силы, прознав о таковом моем репорте, произведут меня в генералы, дадут изрядный пенсион, да еще и мост с лавками подарят, с которого буду я иметь превеликий доход и умножение маятностей. Может, еще и орден какой с едалями на грудь навесят. В газетах опять же портрет мой пропечатают, в дальногляде покажут.
Надо будет к Константину Петровичу сходить. Все у него толком распрознать. Он мастер всякие репорты, петиции, доносы и анонимки составлять. Чудо-человек и ума палата. Не одна разведенная семья на его счету. И ведь мало к то на него подумает. Все думают, что их развело общественное мнение. А оно вот, в виде Константина Петровича на диванчике сидит и телевизор смотрит.

С ним, кстати, недавно весьма поучительная и в высшей степени высоконравственная для пылкого юношества история произошла. Дело в том, что у Константин Петровича лысина, и не то чтоб такая просто лысина, а даже блестящая. Великолепная, можно сказать, лысина. Но Константин Петрович почему-то ею очень недоволен был. Всякие средства и мази покупал, лысину мазал, даже к сибирской травнице бабушке Глафире ездил. Та ему чем-то сибирским голову мазала и компрессы из коровьих лепешек на лысину прикладывала. Ничего не помогало.

И вот однажды увидел он рекламу какой-то чудо-клиники, что волосья от обезьян к человеку пересаживают. Там ему эти волосья за большущие деньги в голову навтыкали и даже соорудили некоторым образом пышную и местами густую шевелюру.

Вот он и решил это дело в кругу своих сотрудников отметить, благо он в фирме своей директор. И так они это дело хорошо и славно отметили, что их всех родненьких да тепленьких повязали да на пятнадцать суток и посадили. Да так посадили, что у каждого еще и голову НАГОЛО обрили. В том числе и у виновника торжества, то есть и у Константина Петровича.

Вот такая весьма поучительная для пылкого юношества история была с активным подпольным общественником Константином Петровичем.
Tags: Притчи
Хоть и не поняла кто такие, из большинства персонажей, но притча мне показалась очень даже верной)))
А вот Льва Николаевича сказки меня даже и не пугали...не нравились просто..слишком неинтересны(
Да как можно?! Лев Николаич почти второе наше всЬо!
Нуу...Ваше наверное не всегда означает Наше:)
Вот даже ж не знаю, кто из них более мне на душу запал. Что Лев Николаевис, что Константин Петрович - такие затейники!
Уговорили, сударь, беру обоих!
В довесочек можно еще и от Тургенева чуточек завернуть.
Ах, сударь, лучше Блоков. Только беляшики отбельно положите, дабы не промасливалось:)
Блоки вышли все. На следующей недели непременно будут. Есть кусочек знатного петербуржскаго чемоданного мастера Димитрия Менделеева. Говорят, что химией увлекался и даже тестем Блокам приходился.

Вам завернуть?
Уговорили. возьму грамм 300 на пробу:)
Все это хорошо и основательно, хотя и выглядит местами легко.
Однако, непонятно мне вот что: Вы за Л.Н.Толстого, али же супротив него будете, дорогой товарищ барин?

И, кстати, притча сия рассказана для волосатых, или же лысых граждан и инородцев?
Все притчи я рассказываю для пылкого юношества, обаче мню, что и дорослые людины вполне из оных пользу извлекать могут есть.

Что же касается фигуры графа Толстаго, как я есть некоторым образом сродник артиста Игорь Борисовича Дмитриева, правда, дальний и по другой линии, не по линии Анны Павловны, то сам я пребываю в некотором сумнении. До сих пор еще не определилси.

Обаче реку. Моя двоюродная бабка Фелицата Карповна, что жила на 10-й линии Васильевкого острову недалече от Андреевскаго собору и Андреевскаго же рынку, их сиятельство не очень-то и долюбливала. Скажу более. Плевалась при его упоминании и прозывала нехристемъ и анаѳемою. Что, впрочем, не мешало ей запоем читать "Анну Каренину", всякий раз спроваживая свое чтение памятными ремарками.
А какая связь была у бабки, выше упомянутой между Л. Толстым и "Анной Карениной"?Неужто ее Лев написал...если да..тогда понятно почему это произведение я как-то недолюбливала...хотя и не по достоинству скорее(
Не, просто "Анна Каренина" есть т.н. "роман для женщин" той поры. Бабка Фелицата была 1883 года рождению, да еще и смолянка... :)

Любовь-морковь, гвардейские офицеры, балы и т.п. Она в этом романе просто купалась и со знанием дела комментировала, что там все собственно означает. Этакое чтение с примечаниями и комментариями, а также справками, сколько стоила сайка в Филипповской булочной и сколько стоил рождественский поросенок на Андреевском рынке. И т.п. и т.д. Т.е. полное погружение в тогдашний мир, сопровождаемое вареньями и подъедками приготовленными по тогдашним рецептам.
И все-таки Вы меня попытались смутить еще больше( Каренину Лев написал..и в яндексе нашла и сама давно вспомнила, просто не уверена была на 100 процентов)
До чего же модная в заоблачных высях болезнь апоплексия, прямо как у нас, земных червей, насморк.
И весьма, замечу, удобная.
вкусно пишете
Заходите почаще, а то совсем меня чегой-то забываете.
это я комментирую редко, а читаю всегда внимательно )
А Вы и комментарии оставляйте. Точку там, или смайлик. Мне всеж приятно будет.
Одобрям-с! Эт, правильная, стал быть, идея, насчёт букварей которая... Ох и не прост был граф!
ЮморнО очень написали:)
Это он этой азбукой думал, видимо, остановить брожение умов, в то время нигилисты всякие, анархисты и прочие народовольцы атаковали школы с целью народного просвещения. (см. "Соборян" Лескова, там эта тема хорошо раскрыта). Так вот, Толстой очень в то время боялся атеистов и нигилистов. Предчувствовал, что ветер дует в сторону революции. Вот и был у него такой утопический маневр, вы правильно догадались. Он ратовал за простую школу, даже (вы не поверите), хотел, чтобы дьячки преподавать продолжали, чтение, письмо, счет и все. Ну и Закон Божий в том числе. За это над ним тогдашние педагоги смеялись весьма.
А он твердил, что народа нельзя отрывать от его традиционных занятий, если народ в города пойдет, то добром это не кончится. Он видел, во что превращаются мужики "обработанные" нигилистами и прочими просветителями-дарвинистами. В люмпенов, которым "если Бога нет, то все позволено". Отчасти его опасения оправдались. Он это увидел, когда переехал в Хамовники, в фабричный район. Впал по этому поводу в затяжную депрессию. Видимо, тут он и решил, что если гора не идет к Магомету, то сам пойдет к горе. И сам стал стремительно опрощаться и проч. Вы знаете всю эту историю.
А насчет Машенек и Манек, Вы не совсем правы. Своих детей он тоже опрощением мечтал заразить. Не особенно он одобрял изысков вообще, будь они в народной среде или в аристократической. Не так прост граф был, не упрощайте его:)





:)))

Ну, я его и не упрощаю. Я просто Манечек и Ванечек имел в виду. Тех, что на "Другѣ дѣтей" взростали, кому писали про лягушек, которые в зимних снах видят жирных червячков.
Азбука написана, чтобы крестьянским детишкам понятно все было и не скучно на уроках.

Про толстовскую педагогику у меня в блоге есть подборка http://kot-maslow.livejournal.com/tag/%D0%9B%D0%A2_%D0%BE%D0%BB%D0%B4
Буду рада, если почитаете.

Кстати, мне кажется, что для оценки Льва Толстого время еще не наступило. Например, он считал, что все люди должны жить на земле, с неё и кормиться своим трудом. Для многих это звучит странно, но теоретически, наверное, лучше такая жизнь, чем безнадежная экология.

А мост с лавками Вам не дадут)) Раздельное обучение (имхо) уже существует. Помимо того, что это просто разные школы, дети учатся на примере своих родителей. Так что у потомственных "модернизаторов" с детства свои понятия, как умножать (свои деньги) и делить (ресурсы).

Я как-то без предыхания отношусь к Толстому. Могу многое написать и про его Азбуку и про прочее, а равно и про экологию и раздельное преподавание.

Про экологию скажу, что вулканы и месторождения полезных ископаемых, не их разработка, а они сами по себе, наносят куда больший вред, чем человек. Другое дело, что лично я с семьей живу в пгт, хоть у меня в центре Питера хорошая квартира. Просто мне так уютней, и бизнес под присмотром.

А к общественным идеям Толстого я всегда относился с большим скепсисом. Не настоящие они. Так мне кажется.
Если в обществе зашкаливает насилие, то идеи Толстого обществу чужды. По поводу настоящие они или ненастоящие время покажет (говорю без придыхания))))
А можно вопрос?
Вот сейчас у нас чистый социал-дарвинизм: "Кто кого может, тот того и гложет". Что может быть этической альтернативой, на Ваш взгляд?

Если уж совсем на чистоту, то я вижу довольно большую заслуги Толстого и в том, что было после 17 года, да и теперь.

Что касается этической альтернативы...

Но не толстовство, это уж точно. Я много пожил в европах... Христианский социализм в баварской версии, т.е. принцип немецкого социального государства (сильные помогают слабым) мне наиболее близок.

А толстовство... Хитровыдуманная, а потому противоречащая естеству человека теория. Полагаю, что если бы пришлось вводить ее на практике... Ой, даже фантазировать не берусь о том, сколько бы горя она принесла людям.

Достаточно один раз съездить в Индию, посмотреть, как живет большинство простого народа, т.е. людей из низших каст, чтобы понять сколько лжи, особенно социальной, содержится в идеях Толстого.

Я прямо говорю. Без экивоков.

А вот как писатель он мне нравится. Хотя как бывший прокурорский работник я бы "Анну Каренину" запретил. Слишком многих деванек эта книга толкнула на самоубийство.
Машинист тепловоза Петров за свою карьеру зарезал семнадцать женщин. Он таскал поезд Рига-Москва. И теперь ненавидит Льва Толстого.
Ригу-Москву любят нервические женщины, отдавшие всю себя, чтоб испортить жизнь другим. Они никогда не бросятся под товарняк, грязный и вонючий. Эстетика последнего закидона требует, чтоб поезд был летящим тихим красавцем. Рига-Москва очень подходит. Есть в нём что-то от артиста Ланового.

Сволочь Толстой написал о женской любви правду. Если долго пить кровь родных и знакомых, они разбегаются. А когда никого уже не будоражат ваши изящные сумасбродства, делается грустно. Тут и приходит на помощь русская литература в лице Петрова на стремительном тепловозе. Чтоб все вздрогнули, как встарь. Женщина надевает что-нибудь развевающееся, идёт на станцию и ждёт Петрова с его прожектором во лбу.
В советское время поезду Рига-Москва отдельно разрешали не останавливаться при столкновении с женщиной. Иначе он не мог никуда ехать.
http://pesen-net.livejournal.com/54520.html?page=7

Лев Толстой на кусочки временные и всякие (имхо) не делится)) Поэтому дискуссии такого рода быстро глохнут - слишком много противоположных вещей можно доказать словами самого же Л.Н. в разное время. Имя России - Лев Толстой, очень много общего, на мой взгляд.
Кстати, http://marsexx.ru/tolstoy/listok-10.html#49
вот здесь редкие статьи - может, Вам будет интересно.

Говоря прямо без экивоков, про христианский социализм в баварской версии охотно бы послушала Вас ещё - интересны детали)
Про христианский социализм в Германии.

Тут все очень просто. Тут нужно один раз увидеть, как все это работает. Т.е. взять и приехать примерно на полгода. Пожить жизнью немца, а потом сравнить с реалиями России или Аргентины. И все увидите.

А толстовство - конструкт. Просто искусственная, надуманная теория.

И дискутировать о нем лично мне не о чем. Он просто был писателем, которому для увеличения продаж книг нужно было периодически огарашивать публику чем-то новым.

Щедрин и Достоевский придумали очень просто. Они регулярно устраивали меж собою стычки в петербургском обществе. Подписчики газет и журналов читали про это, выпадали в осадок и раскупали тиражи книг, а также журналов, где публиковались эти авторы.

Один петербургский обыватель даже оставил воспоминание, как приехав на прогулку в Петергоф, застал в тамошнем привокзальном ресторане, Щедрина и Достоевского, мирно поглощающих обильный и дорогой обед. При том без всякой агрессии к друг другу. Они даже мило друг другу улыбались и чокались бокалами с дорогим вином. И это все на фоне того, что за пару-тройку дней все питерские газеты сообщили, что Щедрин и Достоевский разругались на приеме у голландского посланника, разве что не поколотили друг друга.

Вот Толстой и стал из пальца идеи высасывать, чтоб публику огорошить. Да потом сам же в них и поверил. Заигрался.

Так что я про его идеи совсем спорить не хочу. Писатель хороший, хотя где-то нудноват, но как мыслитель...

А "Анна Каренина" действительно многим пылким девам жизни стоила. Больно уж простой выход из всего услужливо подсовывался.
Уважаемый собеседник, я Вас услышала.
Похоже, очень часто на стадии вопроса "кто во всем виноват" людям приходит на ум Лев Толстой. Интересно, что потом на стадии "что нам всем делать" те же люди его цитируют - я уже с этим сталкивалась))
Спасибо за совет поехать на полгода в Германию. Если получится, я потом поделюсь со всеми желающими подробностями о христианском социализме))
Всего Вам доброго.
Вы захотели услышать то, что захотели услышать. И я уж никогда не буду приводить в подтверждение своих мыслей цитат из Толстого.

Про Германию я ответил максимально честно. Не "послал в Германию", а именно ответил. Понимаете, Германия очень сильно отличается по уровню социальной стабильности от той же Франции. Просто разительно. В Германии человек никогда не будет брошен обществом. Во Франции это сплошь и рядом. Но при всей социальной стабильности в Германии работают социальные лифты. Т.е. в Германии человек из самых низов при наличии талантов, образования и везения (да, и везения) может сделать себя сам. Стать даже ректором университета или войти в совет директоров крупной фирмы.

Во Франции таких единицы. Тех, кто пробился сам. Обычно нужно минимум три поколения, чтобы человек, чей дед приехал в Париж из Дордони, стал чем-то значимым. И ни образование, ни еще что-либо роли почти не играет. Поэтому очень многие французы уезжают делать карьеру в США, Германию или Россию (да-да, в Россию).

Немцы никуда не едут, у них есть тылы, обеспеченные обществом, есть и перспективы.

Но описывать немецкую систему...

Увольте. Тем более, что в каждой из Земель Германии она несколько своя. Есть что-то общее, но реализации на местах разные. Наиболее полный пакет социальной защищенности в Баварии, наименьший в Саксонии, Поммерне и Бранденбурге.

Т.е., чтобы мне вам ответить, мне бы пришлось писать даже не статью, а книгу, а это, согласитесь, не формат ЖЖ. Кроме того, даже эта книга была бы не полна.
Еще раз спасибо за ответ)