papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Про одного гоголевского персонажа



"Ревизор", заключительная сцена, рисунок Н.В. Гоголя

В понедельник перечитывал "Ревизора" Н.В. Гоголя. Я вообще Гоголя люблю читать. Но тут читал просто из интереса. Известно, что прототипом Земляники был создатель великой "Энеиды" Иван Котляревский. Вообще город в "Ревизоре" - это во многом Полтава, лишь слегка разбавленный либо Торжком, либо Старицей.

В 1827—1835 годах Иван Котляревский был полтавским попечителем богоугодных заведений. Любимой присказкой его было, что больные выздоравливают как мухи. Гоголь был хорошо знаком с Котляревским, даже гостил у него в доме. Известно, что Иван Петрович на озорство Гоголя ничуть не обиделся, и даже иногда любил подчеркнуть, что он и есть Земляника.

Вот собственно из-за этого и читал в этот раз.

А сегодня, проснувшись и рассматривая оставшиеся в гостиной с рождественского разговения холодец, няню, ветчину и кровяную колбасу, почувствовал некую смутную тревогу. Будто засвербило что-то. Будто какой непонятный подколдунок стал читать надо мною свой стих.

Решил, что неплохо выпить пару-другую бокалов шампанского, недопитых по приходу из церкви. Налил, выпил. Не могу сказать, чтобы в мозгу посвежело, но неясная тревога обернулась мыслью, которую и стал думать, вяло пережевывая ветчину.

И вдруг понял, что взволновало, что тревожило душу мою! Ведь один из самых известных гоголевских персонажей, вошедший в кучу пословиц и поговорок, ставший даже лицом нарицательным, даже заживший своею жизнью, никак на сцене в "Ревизоре" не появляется. Вообще. При том, что только "Ревизору" мы и обязаны его появлением в нашем культурном континууме. При том, что это не таинственный в своем могуществе "чиновник для особых поручений", а довольно-таки лицо обыденное, по крайней мере, в пьесе Гоголя.

Держиморда! Держиморда, как и "чиновник для особых поручений" ни разу не появляется на сцене!!!

Знаковый персонаж нашей культуры, запущенный Гоголем, так ни разу и не появлялся у самого Гоголя.

Но как он живет!

Tags: die kunstkammer, Записки на манжетах
"холодец, няню и ветчину" - браво!
Все как и в реальной жизни...
ой, няня - это же блюдо. Припомнила.
а так было прекрасно...
Замечу, что няня удалась, а сомневались, ибо делали в говяжьем желудке, а не в бараньем.
Пожалуй, это - высший пилотаж в литературе - существо становится живым, лишь будучи названным. Так могли немногие. Гоголь, временами Салтыков-Щедрин.
Из зарубежных могу вспомнить Марка Твена: у него герои будто оговорятся о ком-то - в полпредложения, а он уже живет, и будто знаешь его сто лет...
Мысль летит неудержимо. Вспомнила недавно прочитанный рассказ Акутагавы из фантастической антологии Борхеса - и у Акутагавы тридцатитретьестепенные герои просто оживают на глазах.
Ну, Борхесу до Гоголя далеко. Да, пожалуй, и ни один из подобных персонажей, которые просто упомянуты, но так и не появляются в действии, так и не стяжали лавр Держиморды. Он просто-таки космичен.