papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

О проблеме понимания. На примере фатума


Парки (Parchi) богини, прядущие Fatum

Проблема понимания есть одна из главнейших проблем человечества. Часто люди слышат, видят или читают не то, что звучит, происходит или написано на самом деле, а то, что им ХОЧЕТСЯ видеть. Но даже тогда, когда есть добросовестность, т.е. есть желание увидеть, прочесть, услышать и при этом правильно понять, есть проблема понимания.

Она порождена уже не идиотски-обывательским "я так вижу", она порождена проблемой уровня подготовленности человека к восприятию чего-либо. Человек не может что-то понять, ибо он не улавливает некоторые смыслы. Это проблема т.н. культурного бэкграунда. В принципе, это лечится. Но иногда это излечимо быть не может. Просто в силу того, что что-то нам неведомо и узнать мы это, увы, уже не можем. Нужно просто знать, а узнать не у кого.


Проездные билеты ленинградских трамвая и троллейбуса, отрываемые на кассе самообслуживания. 1980-е годы

Вот пожалуйста - рассказывали с женой детям, как ездили при Славе КПСС на трамвае и троллейбусе. Как платили за проезд в кассу, куда опускаешь четыре или три копейки, а потом крутишь ручку и отрываешь билетик. При этом можно же было и вовсе ничего не опустить и открутить хоть десяток билетиков, обаче таких шахраев было мало. Или талончики компостировали в нарочитых компостерах - дырочки пробивали. Так дети не поверили, мол, заливаем. Позвали деда с бабками, те подтвердили. У тещи даже несколько таких билетиков и талончиков, оказывается, сохранилось.


Касса самообслуживания в ленинградском общественном транспорте, 70-е - 80-е годы


Талоны на общественный транспорт. Ленинград. 1970-е - 1980-е годы

Т.е. восстановили детям справедливый взгляд на тогдашний мир. Но уже лет через тридцать мало кто будет знать, как проходила процедура оплаты в общественном транспорте в СССР 70-х - 80-х годов, а лет через сто такой знаток будет на страну, возможно, один, да и то фантазму поднапустит. Мелкие повседневные вещи редко фиксируются хронистами, ибо они почитаются банальными, а потому и не достойными внимания. А между тем, разглядывание старых фотографий ценно еще и тем, что замечаешь что-то ушедшее на них. Особенно ценны в этом плане бесхитростные любительские фотокарточки.

Но есть вещи и куда серьезнее, чем оплата проезда в общественном транспорте. Вот у историков Древней Греции и Рима есть одна серьезная проблемища, что никак не может найти решения. Большинство мотиваций древних нами читаемо без особого напряга просто в силу того, что наш современный мир есть продолжение той цивилизации. Нам сложнее понять современного японца, чем героя Эллады. Но современного японца мы все-таки в итоге понять сможем, если зададимся такой целью и будем добросовестны, а вот жителя древней Греции и Рима мы до конца не поймем. Хотя бы в силу пресловутой проблемы "фатума".

Fatum часто переводят как "судьба, предначертанность, доля, удел". Удел, доля - наиболее близки по значению. Така його доля, як говорив Кобзар. С этим значением перекликается наименование богин, что прядут fatum для каждого человека - парки (parchi). Это слово происходит от слова "pars, -tis" - часть, партия, доля, удел, участь, надел. Но Fatum есть и принадлежность Юпитера (Зевса). Он держит в своих руках Fatum мира и богов. И тут фатум уже не удел, доля, а основание существования Вселенной.

Фатумом у древних обладал любой феномен во Вселенной. Это, если хотите некий гармонический закон существования всего и вся, внутреннее основание существования феномена. К фатуму, кстати, генетически восходит понятие кармы. Но фатум - это не карма, было бы неправильно их отождествлять, фатум родитель кармы. Потому в понятии кармы много общего с фатумом, но есть и различия.

Вот тут и начинается проблема. Мы, современные люди не знаем, насколько фатум отдельного человека коррелировался с фатумом Вселенной. Мы вообще мало понимаем, что такое фатум Вселенной. Он упоминается в нескольких достаточно сумбурных для нашего понимания текстах, но проблема в том, что мир римлянина и грека был пронизан осознанием этого самого фатума, и многие поступки древних, продиктованные осознанием подчиненности фатуму, мы не можем правильно интерпретировать, просто не зная, где кончается фатум Вселенной и начинается фатум полиса или империи (у них тоже был свой фатум), и где был термин (граница) между фатумом Вселенной и государства и фатумом отдельного человека.


Герма - верстовой столб и кумир Гермеса

Яркими примерами этому служат два эпизода древности. Первый - случай с опрокидыванием герм, стоявших на дороге из Пирея в Афины (415 г. до Р.Х.). Историки объясняют возмущение и ужас, охватившие афинян тем, что это был акт богохульства. Но никто не мешал тем же афинянам справлять естественные надобности у этих столбов. Это почему-то богохульством не считалось. Да и снести гермы афиняне тоже запросто могли, что часто делали до и после этого события.

Вот какова была природа ужаса, что весь город стал выть? Город обомлел от ужаса, ожидая мести богов, о которых еще вчера мало и вспоминал - сознание грека пятого века до н.э. было очень даже секулярным.



Или переход Цезаря через Рубикон. Тут тоже ничего нельзя объяснить политикой. Тут опять-таки фатум. Так это расценивалось и его противниками. Он был ДОЛЖЕН перейти Рубикон, иначе нарушилась бы гармония мира (в данном случае тут этот оборот без шуток употреблен). И, замечу, что фатализм тут никаким боком (кому суждено быть повешенным, тот не утонет). Нет, фатум предполагает активное изменение своей судьбы. И вот тут еще одна фишка, что мы вместить это на уровне общего сознания не в силах. Их мотивы нам не понятны. Мы не можем понять в какой мере Цезарь и Помпей ощущали себя игрушкой в руках богов, ведя войну друг с другом. Ведь в торжественном сожжении помпеевой головы Цезарем нет ни капли лицемерия и двуличия. Он действительно отдавал почести своему врагу и другу, выражая искреннюю скорбь по его утрате...

Мы не знаем в какой мере римлянин и грек могли повлиять на свой фатум. То, что они это могли, не подлежит сомнению, но вот в какой мере, мы это не знаем.

Замечу, что христианство никак не повлияло на вымывание фатума из сознания греков и римлян. Инфляция фатума началась при правлении Цезаря, продолжилась при Августе, и буйствовала при его приемниках. Когда к власти пришел Траян, от времени которого осталось первое упоминание христиан (в одном из писем Плиния Младшего), фатум вымылся из общественного сознания. А Марк Аврелий (правил в 161 - 180 годах) в своем "Рассуждении о самом себе" его вообще не поминает.

И мы фактически ничего не знаем об этом феномене. А потому очень многие поступки древних, их мотивацию, понять не можем.
Tags: die kunstkammer, Думы, Из записной книжки
Если позволите, пара фактологических замечаний. Греческие Мойры (Moirai) не всеми признаются дочерьми Зевса (по Гесиоду). Эсхил и Геродот утверждали, что Мойры - дочери Ананке, и Зевс сам подвластен им.
Именно в греческом moira - это доля, удел, часть; этимология латинского Parcae (а не Parchi) не столь очевидна.
А я и не говорил, что парки дочери Юпитера (Зевса). Написания Parchi и Parcae равнозначны.

censor7

August 5 2012, 06:44:50 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 06:45:08 UTC

Я, собственно, о том, что не все полагали, что рок - в руках Зевса; иные говорили обратное: сам Зевс в руках рока.

papa_gen

August 5 2012, 06:46:15 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 06:49:59 UTC

Там все еще сложнее - Юпитер тоже подвластен паркам, ибо у него тоже есть фатум, что ткут парки. Вот фатум парок (мойр) в руках Юпитера (Зевса). Так что тут зависимость взаимная.

И слово "рок" не очень хорошо. Сразу всплывают аллюзии с очами роковыми, роковой судьбой. В роке есть предопределенность, но проблема в том, что человек мог менять его. Я специально избегал слова "рок", употребляя слово "фатум", чтобы не вызвать ненужных аллюзий.
Фатум - слово, уже мне не кажущееся подходящим: ассоциации преимущественно негативны. Предлагаю слово участь: она вполне может быть счастливой, да и перемене вполне подлежит.
Слово фатум все-таки латинское. А участь мы поминаем чаще всего в негативном значении: "И его участь была горька". И обычно перемене уже не подлежит: "Покатился он по наклонной дороженьке. Такова его участь".
Всё-таки сочетание "счастливая участь" возможно и распространено, в отличие от "счастливого фатума"; и "переменчивая участь" - это допустимо, а "переменчивый фатум" - contradictio in adjecto.
Тем не менее, человек мог менять свой фатум. Кстати, различие между богом и человеком как раз и было в их способности менять свой фатум. Если человеку стоило трудов изменить фатум, то бог мог играть им. Это, кстати, стало основанием апофеоза Геракла, ибо он смог несколько раз изменить фатум, противостоя при том Гере. Т.е. он научился играть фатумом, а это уже свойство бога.

Вот Юпитер не играл своим фатумом. Один раз переменив его и став миродержцем, он уже не менял свой фатум.

Так что термин фатум тут самый подходящий. Во-первых, он уже есть, а во-вторых, он включает в себя все смыслы самого себя, не неся чуждой этому феномену семантики, как русские участь, судьба, судьбинушка, доля, удел и т.п. Т.е. обряжать древний фатум в русские лапти совсем не нужно, даже если переменчивый фатум выглядит странно. В этом и есть его суть, что человек может его изменить.

Вот как фатум частного человека соотносился с фатумом вселенной и других феноменов не ясно. Т.е. не ясен само явление в глобальном смысле. Насколько человек той эпохи мыслил себя игрушкой в руках богов, и насколько человеком, свободным от гармонии мироздания.

Т.е. нам непонятен сам принцип, миросозерцание, лежащее в основе этого феномена.
Тут придётся говорить о мифологическом сознании и его разложении (условно говоря, от Гомера до Вергилия). Миф эпохи Гомера - естественное мировосприятие, "среда обитания"; миф эпохи Вергилия - головная конструкция, формальная (ритуальная) часть жизни. Исходя из этого разнится и понимание фатума.

О слове. Я ведь говорю не о термине, но о коннотациях его в языке. В русском "счастливый фатум" едва ли возможен.
А мы и не анализируем русское восприятие слова фатум. Оно вообще не любопытно. Мы пытаемся понять, миросозерцание римлянина и древнего грека. И рассуждения прА "мифологическое сознание эпохи Гомера" и "головные конструкции эпохи Вергилия" совершенно лишены какого-либо смысла. Я просто взял когда-то несколько "тамошних" (преимущественно немецких) монографий, посвященных проблеме фатума и изложил их даже не конспективно, а пунктиром. Так вот все эти рассуждалова прА "мифологизм сознания", прА "формальность эпохи Вергилия" к реальности тех времен не имеет никакого отношения. Грек эпохи Перикла очень практично смотрел на жизнь. Даже очень расчетливо. "Здесь и сейчас" для него было даже более актуально, чем для нас. И нагадить под гермой он спокойно мог. Без всяких стопов. Как и сворачивали гермы неоднократно теми же повозками, что шли из Пирея в Афины и обратно. И никто вселенской катастрофы в этом не видел. Просто вновь втыкали герму взад и все. А тут чуть все сами на кладбище не засобирались. Т.е. "мифологизм сознания" тут никаким боком.

Равно и с Цезарем. Никаким боком с его поступками не соотносится "формализм эпохи Вергилия". Вот просто никак. Даже смерть Цезаря есть проявление его осознания своего фатума. Ведь он знал о готовящемся на него покушении, но никак на это не отреагировал. В день своей смерти он фактически шел на свою смерть. И тут стоицизм еще никаким боком. Цезарь полностью вверил себя судьбе. Это невозможно объяснить "формализмом эпохи Вергилия"..

Нужно понять мотив тех или иных поступков. А для этого нужно понимать причины мотива, психологию актора, а не пытаться скрыть проблему за пустословием.

Это часто не очевидно историкам, что и лепят горбатого в виде бессодержательных формул, неких вещей в себе, но вот юристам-криминалистам это очевидно всегда. У любого человеческого деяния есть мотив, т.е. психологическая причина того или иного поступка. Есть даже такая формула: "Без мотива нет преступления". И она верна (кроме случаев преступлений по неосторожности или халатности). Можно ее расширить: "Без мотива нет деяния". Любого деяния.

Какой мотив был у Цезаря, когда он шел на встречу убийцам? Вот какой? Ритуальные отправления, как предлагаете Вы? Да не смешите меня.

Почему афинянин, месяц назад испражнившийся под гермой, а вчера своротивший ее, вдруг сегодня напялил на себя похоронные одеяния, узнав, что повалили верстовые столбы, большая часть которых были просто палками, воткнутыми в землю? Из-за мифологичности своего сознания? Да не смешите меня.

Тут что-то иное, что-то подобное тому, что заставляет водителя японского такси напяливать на себя матерчатые белые перчатки (национальное помешательство на внешней чистоплотности) при том, что обедает он сушами из свежей рыбы, изобильной глистными паразитами (Япония на первом месте в мире по потреблению глистогонных препаратов). Я не говорю, что греки тоже надевали перчатки и ели сырую рыбу, я говорю, что тут мотивы нам неочевидны, хотя применительно к грекам и римлянам мы даже знаем, что лежало в основе этих мотивов - фатум. Мы не знаем до конца, что это такое было в головах римлян и греков. Это своеобразный билет на трамвай, про который мы ничего фактически не ведаем.
"К чему впутывать судьбу, если и без судьбы для всех вещей находится основание или в природе, или в фортуне?"
Цицерон, "О судьбе", III

Заметьте, это слова современника Цезаря. Во времена Эсхила его просто не поняли бы.

papa_gen

August 5 2012, 09:14:56 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 09:15:30 UTC

Заметьте, про Эсхила Вы так говорите, а не греки. Суровая правда бытия состоит именно в том, что мы не знаем точно и однозначно, поняли бы Цицерона греки или нет. Т.е. ваш тезис содержит в себе очень большой элемент гадательности. А раз есть гадательность, то, по правилам юстиции, такое соображение к делу не подшивается. Это не значит, что оно ложно, это значит, что оно содержит в себе порок, а потому в доказательной базе участия принять не может.
В стольном граде Вильне талончики и компостеры до сих пор в ходу. Правда, недолго им осталось - через 10 дней будет введен электронный билет.

papa_gen

August 5 2012, 09:09:30 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 09:09:50 UTC

:)))

Я все думал, кто первый попадется на мой крючок с талончиками. Оказалось, что Вы. :))) Нет, случай с рассказом детям про билеты, кассы и талончики правда, но размещен был для того, чтобы понять, насколько люди падки на второстепенное, если оно хоть как-то их касается. :)))

Это манок своеобразный.
А первостепенное настолько очевидно, что и сказать нечего. Клинический факт.
А рассказали детям как передавали кровные копейки с одного конца набитого троллейбуса на другой? И получали билет! А у касс случались молодые негодяи, так они из переданных четырёх копеек клали в автомат только три, а копейку зажимали. 19 копеек на мороженое набирали.
Не буду писать про умное, про древнюю Грецию.
Недавно тоже поместил фотки найденных талонов. Сам был удивлён, что 5 копеек стал весь транспорт стоить. Не 3, 4 и 5. А ПЯТЬ, Но у меня 1988 год, уже перестройка. А у Вас 1985 год. Удивлён.

papa_gen

August 5 2012, 17:51:49 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 17:53:20 UTC

ВотЪ! Я об этом. Даже мы забыли. А что говорить о наших детях, что даже не знают, как компостер выглядел? А ведь для нас тогда все было очевидным, потому ничего и не фиксировали. Все эти билетики и талончики никто специально не сохранял, они СЛУЧАЙНО сохранились. А как тогда понять песню Кронелюка: "Вот билет на балет, на трамвай билета нет!" ?



А ведь это только песенка.

А тут мы не можем понять мотивацию поступков Цезаря или Фукидида. И все потому, что никто толком ничего не записал. :(((
СЛУЧАЙНО, Вы правы. Обнаружил в стройотрядовке своей от 1976 года, пытаясь заснять шильдики. Но всё выцвело...
А талоны такие яркие...
ВотЪ!

А ведь эти мелочи важны, ибо живем мы в мире мелочей, а не великих идей. Мелочи оказывают на нас более сильное влияние, чем идеи. Вот жетон на питерское метро оказывает на питерцев, что каждый день ездят в метро на работу, куда большее влияние, чем рассуждения какого-нибудь великого философа. Вспомните, как вы недавно радовались, когда находили случайно закатившийся в кармане жетон. Ведь в очереди стоять не нужно. А москвичам вашей радости и не понять, ибо у них жетонов нету. И надо потратить минут пятнадцать, чтобы до москвича стала доходить ваша радость.

С этими же жетонами связаны некоторые обыкновения, что могут быть представлены в моей Заочной школе шаромыжника. Но пока боязно на эти темы говорить. Так что обожду.
А у них уже нет пластмассовых жетонов?!

Вот недавно вспоминал о Спидоле и VEF. На них я вырос. И на Уолессе Кановерал... Ну где-то так в памяти осталось его имя.

papa_gen

August 5 2012, 18:38:15 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 18:38:53 UTC

:)))

Ну, Спидолу все-таки помнить будут и знать. В фильмах про Резидента она фигурировала, а вот VEF канул в лету. И мало кто его уже сейчас помнит. Я о приемнике, т.е. предмете быта говорю.
Стоит у меня. Отфоткал VEF свой. И про 13 метров рассказал, как добыл.
А это уже не важно, что он стоит у вас. Важно то, что он стоит только у вас, а большинство народа давно снесло его на помойку, а в культовых фильмах он не зафиксирован. Вот и нету вещи для общественного сознания.
А, про кино! Мой магнитофон АСТРА-110 сыграл в кино у Балабанова, я его отговорил снимать Идель в деревенском клубе, так не было. Вот тут: http://troitsa1.livejournal.com/89981.html
И кто помнит этот фильм? Я говорю о культовом кино, а не про проходную картину.
Знаете, случайно я говорил не о кино, а о своём маге. Но не всегда и не всем это понятно.
Да никто уже его не помнит. Вообще. Снесли на помойку. Вот у вас он задержался.

papa_gen

August 5 2012, 19:44:36 UTC 7 years ago Edited:  August 5 2012, 19:45:24 UTC

И еще. Делаю Вам маленькое замечание. В ваших комментах вы как бы невзначай то даете отсылку к своему жж, то вообще даете прямую ссылку. Это присутствует в большинстве ваших комментов. Т.е. это некоторым образом реклама вашего блога. Посему должен вас предупредить, что впредь я буду скрывать все ваши комменты с прямыми ссылками на ваш блог, а со временем и комменты с отсылками в ваш блог. Если хотите что-то привести из доступного вам, давайте прямо в камментах. Например, фотокарточки. Так будет честно. Угу?
Эхммм... Намекал, что стоит меня вновь зафрендить.
Вы не хотите. Более не побеспокою. Прощайте.
Я многих френдов читаю про RSS-каналу. Вас я читаю по RSS.
Подразумевалось распределение фатумов на уровни по их значимости со взаимным переплетением, если правильно понял? Билеты в качестве влияния фатума родителей на фатум детей.
То есть при возникновении фатума Ваших детей на фатум каждого из них оказал воздействие и материальный опыт Ваших с супругой жизней — билеты пример тому :-).
И впоследствии Ваши дети могут даже не понять содержимое некоторой части своего фатума, переданное через материализацию Вашего с супругой опыта, полагая их фатум заранее предопределенным.
Такова идея?
Или Ваш непокорный слуга, как обычно, домыслил за других то, что они в виду и не имели — нам не дано предугадать как наше слово отзовётся :-)
Нет. Я говорю о проблеме понимания в рамках одной цивилизации. Греция и Рим - истоки нашей цивилизации, ее самое начало, и мы понимаем большую часть мотивов, что лежат в основе поступков тогдашних людей. Уровень нашего понимания мотивов поступков древних греков и римлян вообще что-то с чем-то. Грека V века до н.э. мы понимаем лучше, чем современного японца. Но есть один пласт поступков, мотивация которого связана с фатумом, что мы не понимаем и, вероятно, не сможем понят никогда. Мы эти мотивы не понимаем потому, что не понимаем, что такое фатум. Мы можем понять, почему грек мочился на герму (современный японец, кстати, этого не понимает), но мы не можем понять, что вызвало ужас этого грека, когда он узнал, что какой-то балбес уронил эту герму. Мы понимаем, что Цезарь прохиндей был еще тот, но что заставило Цезаря фактически идти на смерть, мы понять не можем. Мы можем приводить более или менее вероятные соображения относительно мотивов этого поступка, но вот знать наверняка мы не можем. Хотя большая часть мотивации поступков этого человека нами прочитывается без особого труда.