Что сказать? Задор понравился. Но не более того. В принципе агитка агиткою. Как и агитка то, что пишет на политические темы Дима Быков. Хочу сказать, что гражданская лирика после Некрасова, человека ужасно пошлого, перестала удаваться русским поэтам. Ну, не тянут они ни до Державина, ни до Пушкина, ни до Лермонтова.
Вот образчик гражданской лирики Пушкина и Лермонтова по одному и тому же поводу:
А.С. Пушкин. Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага*;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?....
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русской от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?...
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
_______
* Прага - Praga Waszawska. Во времена Пушкина предместье (изначально предмостное укрепление /praga от próg - порог/ Варшавы).
М.Ю. Лермонтов
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России,
Опять шумя, восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенной,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам солнца божьего не видно
За солнцем русского царя.
Давно привыкшие венцами
И уважением играть,
Вы мнили грязными руками
Венец блестящий запятнать.
Вам непонятно, вам несродно
Все, что высоко, благородно;
Не знали вы, что грозный щит
Любви и гордости народной
От вас венец тот сохранит.
Безумцы мелкие, вы правы.
Мы чужды ложного стыда!
Но честь России невредима.
И вам, смеясь, внимает свет...
Так в дни воинственные Рима,
Во дни торжественных побед,
Когда триумфом шел Фабриций
И раздавался по столице
Восторга благодарный клик,
Бежал за светлой колесницей
Один наемный клеветник.
Когда надежде недоступный,
Не смея плакать и любить,
Порски юности преступной
Я мнил страданьем искупить;
Когда былое ежечасно
Очам являлося моим
И все, что свято и прекрасно,
Отозвалося мне чужим, --
Тогда молитвой безрассудной
Я долго богу докучал
И вдруг услышал голос чудный.
"Чего ты просишь? -- он вещал,
Ты жить устал? но я ль виновен;
Смири страстей своих порыв,
Будь, как другие, хладнокровен,
Будь, как другие, терпелив.
Твое блаженство было ложно;
Ужель мечты тебе так жаль?
Глупец! Где посох твой дорожный?
Возьми его, пускайся вдаль;
Пойдешь ли ты через пустыню
Иль город пышный и большой,
Не обожай ничью святыню,
Нигде приют себе не строй.
[Когда тебя во имя Бога
Кто пригласит на пир простой,
Страшися мирного порога
Коснуться грешною ногой;
Смотреть привыкни равнодушно..."]
А теперь сравним с тем, что написала Юнна Мориц. У Пушкина и Лермонтова осознание спокойной силы, у Мориц, простите, истерика. Вот к чему это натуралистическое смакование подробностей? Я их даже повторять не хочу.
При том, что я разделяю ее возмущение, иногда сам думаю много жестче, но... Поэт все-таки должен писать так, чтобы это оставалось навсегда. Пушкин и Лермонтов с этим справились блестяще. Их стихи, хотя и написаны по конкретному поводу, но написаны навсегда, а этот стих Юнны Мориц, как и "Гражданин-поэт" Димы Быкова, через года два и не поймешь, по какому поводу написан был. Димин "Гражданин-поэт" уже во многом туманен для понимания даже для тех, кто пристально следит за политикой - многое уже из головы вылетело.
И еще. Выскажу предположение, что многие из тех, кто сейчас делают перепосты стихотворения Юнны Пинхасовны, очень слабо знакомы с ее творчеством. А у нее есть куда более сильные в художественном плане вещи, но эти люди эти стихи либо не знают, либо даже не догадываются, кто их автор.
Специально для них размещаю две известные песенки, написанные на ее стихи. Они, эта песни, мне думается, куда более сильны в художественном плане, чем "Узник совести".
gebalex
August 11 2012, 16:42:04 UTC 7 years ago
papa_gen
August 11 2012, 16:45:02 UTC 7 years ago
akhrissanov
August 11 2012, 21:08:54 UTC 7 years ago
Так, а какие к ней претензии? Что в доступной ей форме высказала свое мнение? Или в том что у нее менее удачно чем у Пушкина получилось?
Поэт должен нетленку лепить и на вечность работать? Таки да, но не у всех и не всегда получается.
Сосисечный поэт трындит, кто-то и с правильной стороны трындеть должен. Ведь верно, ведь правильно? Тем более что в среде богемы, рукопожатные/малонародные настроения должны быть очень сильны и выступать против корпорации само по себе шаг..
papa_gen
August 12 2012, 01:47:04 UTC 7 years ago
Я про это.
akhrissanov
August 12 2012, 07:32:09 UTC 7 years ago
Стихи Пушкина хороши. Ай, хороши. Хорошо иметь возможность спокойно и возвышенно послать врагов нах.
But , I hate to admit, we are well beyond those days..
Один перепост стихов классиков заслуживал поста. Даже без Ю.М. и the сосисечного dude.
papa_gen
August 12 2012, 07:35:41 UTC 7 years ago
А Пушкин велик.