papa_gen (papa_gen) wrote,
papa_gen
papa_gen

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Бисирую. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи



В 1913 году В.В. Маяковский написал одно из самых знаменитых своих стихотворений. Вот оно:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Каких только глубин не находили в нем! А между тем, там все до банальности просто. Просто нужно знать быт той эпохи, и сразу исчезают все те надуманные смыслы, которые обычно ищут в этом стихотворении.

Разоблачение будет с картинками.

Поехали.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;

Тут ключевые слова - "карта будня". Что за "карта будня" такая? Я понимаю, что это может показаться странным ездить из Питера в Москву через Парижск, но без этого не обойдешься. Итак, по-французски будний день, день вообще - "jour". Теперь дословно переводим "карту будня" на французский язык. Получаем "Carte du jour", Но позвольте, так в XIX и первой половине XX века по всему миру именовались меню!



Теперь становится понятным, какую "краску из стакана" плеснул автор.

Ну, про студень вроде ясно, но не все так просто. Вообще-то речь идет о заливной рыбе. Автор прямо об этом пишет, говоря и про океан и про "чешую жестяной рыбы". Это со времен СССР заливную рыбу просто заливали в тарелки, а во Франции почему-то продолжают соблюдать старинный русский обычай заливать ее в особливые жестяные или медные формы, даже пластиковые теперь появились, китайцы их делают и выдают за исконно русские.

Счастливой оказией ваш покорный слуга обладает подобной формою:



И тут нетерпеливый юноша возмутится, вопрошая меня, что значат последние слова стихотворения?

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Ведь абракадабра же полнейшая, даже чушь запредельная. Бессмыслица какая-то...

А вот это и есть ответ на вопрос пылкого юноши. Ведь Маяковский нас прямо спрашивает: "А вы, робяты, можете сыграть ноктюрн ни на чем?" Т.е., вот он класс игры на баяне. Напиши стихотворение из "подручных материалов", т.е. ресторанного меню, стакана вина и заливной рыбы.

Кстати, сам оригинал стихотворения и написан на обороте ресторанного меню, которое так прямо и названо: "Carte du jour". Я думаю, что он его на спор написал, но тут я не уверен.

Во всем этом деле у меня лично только один вопрос, гастрономический. Вот уже сколько лет думаю, зачем Маяковский заливную рыбу красным вином запивал, ведь сочетание-то гадостное?

Tags: die kunstkammer
Может именно поэтому и появилось *плеснувши краску из стакана*? ))
В каком смысле?
*зачем Маяковский заливную рыбу красным вином запивал, ведь сочетание-то гадостное?*

Там написано:

"Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана"

Действие описано непреднамеренное. Мог случайно уронить стакан.

Меня там, конечно, не стояло, но можно предположить, что пригубил красного, а оно, к примеру, тепленькое... Но мог и сразу, горячим парнем ведь был.
Красное вино вообще-то не охлаждают.
Так до 17-18 рекомендуют, а если т-ра окружающая была градусов 25-2,7 так и не очень приятно пить такое.
Это сейчас рекомендуют. Тогда обыкновения винопития были несколько иными. Немцы в свое время вино вообще пили горячим. Отсюда и глинтвейн.
Знать не разгадаем тайну )
Чего? Почему он заливную рыбу красным вином запивал?
Не, зачем плеснул краску из стакана. Почему рыбу красным? - может решил оригинальным быть.
В случайном пролитии нужно усматривать умысел?
Если все же не случайное?
Тогда бы был не рот, а целый огород.
Да. И не существовало бы проблемы нехватки продовольствия )
Тут и двух мнений быть не может!
После такого литературоведческо-гастрономического разбора рука тянется к Макарову...
Отчего же? Что тут Вас смущает, что возмущает Вас толико сильно? История написания этого стихотворения достаточно известна - Маяковский столовался в одном из ресторанов, где все и произошло. Что же Вас смутило?
К истории создания вопросов нет. Она известна. Но то, что родил поэт из сора повседневного - это поэзия. А поэзия не терпит прозаической трактовки.
И кто Вам такое сказал? Простите, но это уже из разряда: "Принцессы в туалет не ходють".

На практике это оборачивается таким:



Не нужно экспромт, литературную безделицу, написанную походя, да еще на спор, наделять смыслами, которых в ней нет. Мы и так живем в мире обмана, так что не нужно еще добавлять к этому нами выдуманные обманы. От них слишком много боли в этом мире.
Что значит "смыслами, которых там нет"?
В том и гений поэта, что смысл в безделицу вкладывается на уровне подсознания.
А люди потом это вкушают и переосмысляют. И что-то от себя даже добавляют.
Это не обман.
Это - вот именно что поэзия.
Лермонтов, думаю, вовсе не про тучи, облака и направления ветров писал...
Так и Маяковский - не про залитое вином меню))

papa_gen

August 13 2012, 09:03:00 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 09:11:33 UTC

Угу. Гений. И кто Вам сказал, что Маяковский гений? Я знаю другую характеристику этого человека: "Самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства". Дал ее Бунин. И я с нею полностью согласен. Или Вы полагаете, что Бунин тут не прав?

И на уровне подсознания смыслов нету. Это вам любой физиолог скажет. Подсознание - рептильный мозг. Да, люди, как и все млекопитающие, произошли от рептилий. Правда, не от динозавров, но наши предки были еще теми "тонко чувствующими натурами".

Для справки.

Наше подсознание - это система нейронных взаимодействий вот этой очаровашки:

физиологи не занимаются сознанием и смыслами. так что спрашивать их об этом было бы странно
Ошибаетесь. Физиологи, занимающиеся ВНД человека, как раз этим и занимаются, т.е. сознанием человека.
В данном случае ошибаетесь вы. Физиологи в принципе не могут заниматься сознанием. Разве только в случае, когда они придумали собственное (отличное от общепринятых помыслов на эту тему) определение сознания. Ну, скажем, производное от бытового "человек в сознании" (человек "без сознания"). Что, согласитесь, значительно сужает понятие

papa_gen

August 13 2012, 09:31:26 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 09:32:50 UTC

Только не нужно это им рассказывать, а то и в дурку упекут. У них с этим просто. Потом будут Вас исследовать в институте мозга, да диссертации писать.

Я это без обид каких-нибудь написал. Просто, в силу прежней профессии сталкивался с ними. Лучше им такое не говорить.
как страшно жить!
Не то слово! Большинство судебных экспертов-дуроправов, кстати, пишут диссертации по физиологии ВНД. Это - статистика.
О господи! У меня Ваш комент четырежды повторился!
С Буниным - несогласна.
И мне не нужно, чтобы кто-то говорил "вот это гений!" Я такие вещи самостоятельно с юности определяю. А не по указующему персту.
А из прошлого - каждый выбирает цитаты, которые ему близки...

В глубины физиологии погружаться не буду: я не по части биологии училась.
А стоит указующий перст Бунина учитывать. Он худого не посоветует. По крайней мере, он подонков-коммунистов прямо называл подонками. Разве нет? Разве Сталин, Ленин и вся их свора, включая и продавшегося им Маяковского, не подонки?
В литературном плане - Бунин нравится, нравился, по крайней мере, давно не перечитывала.
А его политические оценки меня не трогают.
Я с таким же успехом могу его назвать подонком. Учитывая особенности его семейной жизни.
Нет?

papa_gen

August 13 2012, 09:54:35 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 09:55:59 UTC

Он свою семейную жизнь строил на честно заработанное, а вот выродок и кокаинист Маяковский катался за счет государства в Монте-Карло и Ниццу, когда люди в стране с голоду пухли. Дюдям элементарно жрать было нечего, а он просаживал деньги, что ему выдал Наркомпрос в казино. Это ли не подонок? Это ли не распоследняя мразь?

И как кончил? Как собака, шваль и паскуда. Да и поэтишка средний. Все что придумал - так для выпендрежу писать стихи лесенкой. Впрочем не только для выпендрежу, но и для денег - платили построчно. И исключи его из школьной программы, про него все тут же забудут. Вот буквально через год. А вот Тредьяковского и Сумарокова помнят. Так-то.

А Вы пихаете подонка под видом гения. Вы еще Некрасова гением назовите или Белинского, этого чахоточного эротомана, просаживавшего большую часть гонораров в публичных домах.
Вот что у Вас лихо получается, так это раздавать наклейки.
Тот эротоман, этот кокаинист, этот психопад и садист , еще кто-то еще кто-то.
Как говорится, компания негодяев, паскуд и швалей влезла в литературу. Да еще их кто-то и вспоминать имеет наглость.
Впору новый учебник литературы писать - "От папагена"...

papa_gen

August 13 2012, 10:22:21 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 10:22:46 UTC

И он будет хорошим, уверяю Вас! Не стыдно будет и на премию какую выставить.

А разве Маяковский не был законченным кокаинистом? А? Я же тут ничего не сочиняю. Разве не так? Разве Белинский не был притчей во языцех в СПб? Его даже выслать хотели не за политику, нет, а за непотребное поведение? Что ж Вы на уроках литературы не рассказывали про это? Что не открывали юношеству глазенки на правду о тех людишках, которых им ставили в пример? Так чего же Вы удивляетесь, что ваши ученики разговаривают на улице матом? Вот от чего? От чего Вы возмущаетесь по поводу пусей?

Вначале идут восторги по поводу Маяковского, потом идет оправдание расстрелов ни в чем не повинных людей... Так будьте последовательны, одобрите и пусей.
Эк Вас понесло)))
Можно было и про Чайковского рассказать, и про Тургенева. Да мало ли непотребного и Толстой наш великий делал.
Но во-первых, я литературу не преподавала.
А во-вторых, не считаю необходимым подрастающему поколению втюхивать мысль, что все они. , писатели, поэты и художники(все, поголовно) если приглядеться и вникнуть сволочи. Не в том, так в этом.
И мои ученики матом не разговаривали. Ибо хорошо знали моё отношение к мату.

А мешать в одну кучу коней, людей и оправдание того, чему оправдания нет, это не мой стиль.

papa_gen

August 13 2012, 10:42:28 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 10:48:16 UTC

А разве Вы не оправдывали сталинские расстрелы, когда присоединились не так давно к одной экзальтированной даме? Ась?

И не нужно обманывать себя. Разговаривали и разговаривают ваши ученики в быту вполне матом.
А разве Вы не оправдывали сталинские расстрелы, когда присоединились не так давно к одной экзальтированной даме? Ась?

А Вы меня ни с кем не путаете?
Ничуть. Вы тогда еще написали: "Полностью поддерживаю". Могу и ссылку дать. А так всегда и бывает, когда вместо пророка влюбляются в "творчность" кокаинистов, где каждая строчка оплачена десятками, если не сотнями человеческих жизней.
Дайте ссылку. Даже любопытно.
Не могу припомнить, чтобы я такое говаорила.
Да недели две назад присоединились к одной защитнице коммунистического прошлого. Разве не было? Или Вы скажете, что защищали лучшее и светлое в СССР? Это как? Загубленный жизни - одно, а лучшее и светлое другое? Давайте уже не обманывать себя, когда Вы одобрили слова той экзальтированной дамы, Вы одобрили и расстрелы. Разве не так?
Вы обещали ссылку.
Пока я ее не увидела.
А разве не помните, как поддержали одну девчину, что устроила у меня свою разнузданную самопрезентацию? :)))
У меня склероз на подобное. Ссылке - поверю.
А огульному обобщению всего в кучу - нет.
Да. Это обычное дело для человека. Мы очень не любим, когда нам напоминают про наши нехорошие поступки.



Обращаю ваше внимание, что вы не только поставили пресловутые "+100500", Вы еще и процитировали слова той экзальтированной особы.

Я все понимаю, но увы, это и есть оправдание сталинских расстрелов.
Зато я теперь понимаю, как заставляли подписывать признания, "я японский шпион".
Когда говоришь про Фому, а тебя приписывают оправдание Яремы - вот это и есть те самые приемчики, против которых вы так яростно против.
Ничуть. Просто нужно быть до конца честным и называть вещи своими именами. Всякий, кто пишет "+100500" под такими словами, оправдывает сталинские расстрелы. Всякий. Ибо весь СССР был построен на костях русских людей. Тут никто ничего Вам не приписывает, ведь я же Вас не в преступлении обвиняю, я просто говорю, что те ваши "+100500" были аморальны. И Вы это прекрасно, замечу, понимаете. Но ведь человеку так неудобно, когда его нехорошие поступки становятся так явны. Но тут я никаким боком, не я писал эти восторженные "+100500", и не я называл кокаиниста Маяковского гением, замечу.
Если я говорю одно, а Вы под этим подразумеваете другое, это, как говорят психологи, Ваши проблемы.
Защищая честные имена отцов и дедов, я никаких нехороших поступков не совершила.

А уж что касается костей русских (и нерусских)людей - то на них и до СССР было предостаточно построено.
Вы знаете это не хуже меня.

И если Вы внимательнее прочтете мои реплики, то заметите, что я не назвала Маяковского гением.
Это Вы так прочитали))
Я сказала о "гении поэта".
Как говорится, почувствуйте разницу .

И еще - про любого (подчеркну - ЛЮБОГО) писателя или поэта в любую эпоху можно без усилия найти массу гадостей.
Только кому это надо? Ничтожествам, которые смогут сказать "ну вот, и он пил (кололся, распутничал и т.п.) как и я"?
Они запоминаются совсем другим.
В том числе и Маяковский...


А, может быть, он хотел именно студня, а принесли заливное. Он разозлился... хрясь!.. и вино на стол.
Например :)
как дети малые поэты...
они житейские предметы
и злого бытия приметы
внесут рукою в чистый лист...
вот так рождается Капнист
иль Сумороков твердлолбый...
история своей утробой
в итоге переварит всё...
и Степанцова... и Басё
Простите, а Вы это к чему? Да еще и Сумарокова походя обругали. Его фамилия, замечу мимоходно, пишется вообще-то "Сумароков", а не "Сумороков", как в тексте, что Вы привести изволили. Вы уж автору это объясните как-нибудь.

atomiya

August 13 2012, 11:11:11 UTC 7 years ago Edited:  August 13 2012, 11:14:40 UTC

На вопрос ответить не могу — не воспринимает мой организм никаких вин. Сколь не пробовал :-). Равно как и тот спиртовой раствор, что человечество называет пивом. Больше одного или двух мелких глотков в компании сделать не могу. И то из-за неудобства пред соседями по застолью.
Для заливного у мамы от её бабушки — с дореволюционных пор — остались две рыбки и бычья голова. Но куда после её смерти делись — никто не знает. Видать, в суматохе тех дней кто-то из многочисленных родичей «приватизировал». И такое встречается, увы.
А ВВ — двухтомник — прочитал в 1989 году. Но ни одной строчки — включая ноктюрн — в мои записи не попало. Поднял сейчас специально те тетради, глянул — ничего. Только выходные данные издательства, выпустившего двухтомник — Сочинения в двух томах. Сост. Ал. Михайлова; Прим. А. Ушакова. — М: Правда, 1988, в 2-х т.
Сразу за ним шёл Велимир Хлебников — Избранное, Сост.Вл.Смирнова и В. Идаятова. — М.: Дет.лит.,1989, — 126 с.
А вот у него выписал всего одно четверостищие за 1914-ый год на с. 31:

Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок
.

В сущности из всех поэтов той поры только вот эти четыре строки.
У всех остальных — только выходные данные издательств и составителей.
Так что Бунина вполне понимаю, но, руку на сердце положа, его переход на личности меня в своё время покоробил. Не из-за неверности оценок — с этим как раз таки всё в порядке.
Просто он значительно выше был — и опустился до уровня, прости Господи, «белоленточников» тех времён.
Как-то так ...


Бунина извиняет то, что эти оценки он давал либо в дневнике, либо в узком кругу.
В том-то, увы, и дело, что дневники потом становятся доступны, а узкий круг стремится приобщиться к гению знанием неких «особоприближённых» сведений.
Всё же некоторая тайна должна оставаться — если не обнародовал это человек при жизни, то и потом делать не стоит. Хотя бы из-за уважения к его памяти. Тем более к памяти гения.
Но джинна, по-моему, тогда же и выпустили — в начале лихих 90-х. Пишу и вспомнил те ощущения — как будто в замочную скважину подглядывал.
Б-р-р..
Хотя теперь это уже общеизвестный факт и никакой эмоциональной реакции Ваша публикации тогда не вызвала.
Просто сохранил страничку в ScrapBook.

P.S. Абсолютно не в тему, но всё же.
Сегодня лёг прикорнуть только в шесть утра.
Да и не спал, собственно, толком.
Но приснилось, что покупаю в магазине книгу с известным образом на обложке.
«Притчи губернские в назидание не одному юношеству пылкому, но и сановным лицам с девами юными с включением заметок для хозяек усадеб природных в цветных фотографических карточках».
:-).

Некоторые красные вина можно сочетать с рыбными блюдами.
Можно, но очень малое число.
Маяковский принял на грудь, захмелел, зацепил бокал,спросил:"А вы ноктюрн сыграть...?, то есть как бы:"Ты меня уважаешь?" , но на своём,поэтическом языке. С точки зрения физиологии нервной системы здесь следует учитывать ещё и биохимию работы нервных клеток: съел белки, жиры и углеводы, а из них потом череда высоких мыслеё создаётся.
Написать стих на века вперёд может только хороший поэт.