philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* * *

Реставрацiя совѣтчины оказывается неудачна, поскольку психологическая картина ни разу не похожа: высокiй градусъ истерики, комплексъ «насъ всѣ обижаютъ», вымогательство благодарности, сложныя взаимоотношенiя съ концептомъ истины (информацiонная среда сейчасъ куда болѣе агрессивна…). Однако было бы любопытно прикинуть ея антропологическую цѣну.

Уже многократно писалъ, а можетъ и не многократно, а можетъ и не писалъ, а можетъ, написалъ кто-то другой, а мнѣ показалось, что я, — персональный компьютеръ безнадежно виснетъ, — но — независимо отъ этого, сформулируемъ еще разъ: каковы были послѣдствiя совѣтскаго школьнаго воспитанiя? Для карьеры было обязательно внѣшне исповѣдовать идеологiю, вѣрить въ которую было затруднительно, и вовсе не нейтральную: она противорѣчила истинѣ, была морально постыдной и эстетически отвратительной. Можно было выбрать путь открытаго противодѣйствiя (имъ шли немногiе), можно было — среднiй (отказаться отъ карьеры, но противу рожна не прати), можно было использовать ее въ своихъ цѣляхъ. Однако соцiальный активизмъ былъ доступенъ только на послѣднемъ пути, и потому активнымъ могло оказаться только циничное, а болѣе честное внутренне отучалось отъ соцiяльнаго дѣйствiя. Это все имѣло довольно значительныя послѣдствiя для того пути, какимъ реформировались обломки СССР.
Но для нынѣшняго момента пока у меня все такъ не формулируется… Вмѣсто лживой идеологiи, кажется, воспитательно воздѣйствующимъ факторомъ оказывается сама субстанцiя лжи…
Tags: ludus litterarum
А по-моему, высокий градус истерики и ранней советчине бывал присущ...
Хализев, например, вспоминает: "В 60-е годы мне довелось (в паре с У.Р. Фохтом) выступить оппонентом по кандидатской диссертации о Чехове (дело было в Московском областном педагогическом институте). Перед этой защитой состоялась другая, о теме рабочего класса в советской литературе. Мы с Ульрихом Рихардовичем стояли в коридоре, о чем-то переговаривались. И вдруг вздрогнули: в аудитории, где шла защита, раздался истошный, истерический крик. Это начал свое выступление оппонент, у которого диссертация и, главное, сама ее тема вызвали безмерный энтузиазм в духе и стиле публичных выступлений 1930-40-х годов".
+1 Совершенно один к одному "в кольце врагов". Ну, как оно выглядит вблизи я не знаю, а глядя издалека, нынче уровень истерики соответствует поздне-советскому, и до ранне-советского совершенно не дотягивает.
Раннесовѣтскiй перiодъ — можетъ быть, не стану спорить.
То, что засталъ я, — невозмутимый и величественный сонъ.

aselajn

December 5 2015, 13:12:03 UTC 3 years ago Edited:  December 5 2015, 13:12:25 UTC

Вероятно, к тому времени они уже благодушно почивали на лаврах.
Мнѣ прочиталось: "почивали на лярвахъ"...
"Вмѣсто лживой идеологiи, кажется, воспитательно воздѣйствующимъ факторомъ оказывается сама субстанцiя лжи…"

Да, это верно замечено. Вознгонять какую-то там "идеологию" уже непосильно и как-то явно бессмысленно.Но ведь и советчина держалась на лжи, а идеологией была лишь ритуальной преамбулой к ней.
Не соглашусь. Идеологiя была важна, мы это до сихъ поръ расхлёбываемъ.
Полагаю, антропологию социальной верхушки следует выделить в отдельное производство. Потому как родоплеменной принцип формирования как был в СССР, так никуда и не делся. Ведь кого мы видим в Кремле и вокруг? Все те же комсомольские дети третьесортных партийцев, что и в начале 90-х.

Эта антропология крайне неестественна -- не в смысле плоха этически, а никак не следует из здравого смысла и натурального хода вещей. Откуда и трудности.
Ошибочна мысль, что внизу есть какой-то "здравый и натуральный ход вещей". Совок не про это. Нездравость и ненатуральность пронизывает его сверху донизу. Это царство тотальной перверсивности, только её формы и интенсивность разнятся в разных сегментах социума.
вот как раз из натурального хода вещей она и следует, причем прямее некуда.
только для понимания сего факта рассуждать надо не на уровне особенностей школьного образования или отдельных страт, но социума в целом.
и прежде всего интеллектуальных потенций этого социума.
именно потенций, то есть не текущего уровня, но уровня, который хотя бы теоретически можно достичь на имеющемся человеческом материале.
ибо умный дураками управлять не возьмется, иначе он не умный, а дурак.
ну или ворюга, а третьего не дано.
Самое главное, к чему привела советская система воспитания (не только школьного!), это возникновение отрицательного отбора при борьбе за власть. В нормальной борьбе за власть побеждают самые умные и энергичные. Советская карьерная система очевидным образом приводила на вершину политической власти имбецилов, типа Ельцина.
Я думаю, что по мѣркамъ хозяина даннаго блога (или, напримѣръ, моимъ) борьба за власть нигдѣ не приводитъ къ власти "самыхъ умныхъ". Чисто эмпирически.
Давайте уточним - самых умных, из числа желающих вести борьбу за власть : )
Это уже объяснительная гипотеза, а я про голую эмпирику :)
Воспитанiе, въ которомъ главный факторъ - "сама субстанцiя лжи", - это примѣрно какъ экономика, въ которой "всѣ воруютъ". Т. е. это не описанiе реальности, а описанiе воспрiятiя реальности.

Осталось понять, стоитъ ли задача описанiя реальности (съ цѣлью прогноза и т. п.) - или какая-то другая, въ которой важно именно наличiе, количество и локализацiя "субстанцiи".
Всѣ воровать не будутъ, это вѣрно, но какое-то количество воруетъ, и оно можетъ быть то ближе, къ 100 %, то дальше отъ этой цифры, причемъ существенно. Слышалъ, что корабль становится небоеспособнымъ, потерявъ треть экипажа. Когда количество ворующихъ достигаетъ такой степени, что государственный аппаратъ перестаетъ обслуживать общiе интересы и начинаетъ обслуживать свои, «всѣ воруютъ» можетъ быть метафорой этого состоянiя (при томъ что неворующихъ можетъ быть больше, чѣмъ ворующихъ»). Аналогично и здѣсь — элементъ лжи и недомолвокъ есть въ любомъ воспитательномъ концептѣ, но ихъ доля можетъ стать такой, что сама ложь будетъ болѣе мощнымъ воспитательнымъ факторомъ, нежели положительное содержанiе концепта. Это и произошло: выбравъ центромъ сборки одно изъ самыхъ фальсифицированныхъ событiй новѣйшей исторiи, приходится такъ изощряться и выкручиваться на каждомъ шагу, что антропологически это намного сильнѣе, чѣмъ любая мораль, которую можно потенцiально извлечь изъ событiя.
Никакая это не метафора, потому что здесь важно не фактическое поведение особи, но присущие ей паттерны. Все не воруют не потому, что считают это неправильным, но потому, что не у всех есть к тому возможности, только и всего. Одна из фундаментальных констант здешнего нацменталитета, вовсе не совком сформированная: "попади я на его место, постарался бы украсть еще больше". Нормального буржуазного государства в начале прошлого века здесь не получилось именно из-за этого.
При таком менталитете затраты на контроллинг являются бесконечными, отсюда - ничего конкурентоспособного по сравнению с социумами, где такой установки в менталитете нет, здешний социум произвести в принципе не может. А если что-то вдруг иногда получается, то это против системы.
И весь вам тут капитализьм с социализьмом и феодализьмом: "что ни сделает дурак, все он сделает не так". Азиатский способ производства, к Европам никакого отношения не имеющий вообще.