philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Прежде чѣмъ конкретизировать свои мысли объ актуальной культурной политикѣ, хотѣлъ бы задать френдамъ вопросъ: согласны ли вы со мной, что «современное искусство» — это мерзость? И если да, то какая позицiя вамъ кажется предпочтительной: 1) раздавить его необходимо; 2) съ нимъ нужно бороться, но лишь въ рамкахъ джентльменскаго набора средствъ, и не выходить за эти рамки важнѣе успѣха борьбы и 3) слѣдуетъ предоставить все судьбѣ и естественной конкуренцiи?
Tags: вопросъ
В целом согласен, но за исключением случаев, подпадающих под существующие (или настраиваемые) законы, регулирующие, что называется, "общественный порядок", полагаю какие-либо прочие государственные санкции избыточными. Если нарушают административный или уголовный кодекс, пусть отвечают в соответствии с предусмотренными нормами. А если выставляют на каком-то частном пространстве свои глупости, то и пусть себе; свой зритель у них, наверное, будет, я же на километр не подойду (и даже знать об этом не буду).
Хорошо, что Вы объ этомъ написали. Я подъ первымъ пунктомъ имѣлъ въ виду какъ разъ вытѣсненiе изъ общаго пространства; если при нежеланiи сталкиваться это несталкиванiе реализуемо, цѣль достигнута. А у себя дома пусть на солеѣ прыгаютъ и чего хотятъ орутъ.
В текущей ситуации, как представляется, львиная доля проблем с т.н. "современным искусством" у нас действительно связана с тем, что это непотребство имеет явную или скрытую государственную поддержку. Надо и впрямь в первую голову убрать всякую смычку между государством и совриском. А возникнут ли после этого какие-нибудь гипотетические частные меценаты - большой вопрос.
В этом смысле, мне кажется, только пункт 1. Только ещё нужно определить точно, что мы понимаем под "современным искусcтвом". А то ведь современным может оказаться и действительно искусcтво. Ну чнм чёрт не шутит?)
Допустим, вы загоните все, что вам не нравится в частные коллекции и выставки. Но, ведь, то, что окажется востребованным, все равно найдет выход в массы и станет общественным. И придется вам таки достать свою железную руку.

Я хочу сказать, что рецепт ваш не является выходом. Вкусы общества все равно проявятся. На государственном уровне вы можете вкладывать огромные деньги в то, что вы считаете достойным (как в труды Ленина в советское время), а народ будет только отплевываться от этого.
разоблачать
Лишить это г*вно государственной информационной и финансовой поддержке - и всё будет нормально. Пусть там себе из чего хочут инсталляции устраивают, но не за счёт налогоплательщика. Это как с го*осеками - пусть как хочут удовлетворяются, но парады не устраивают. Строго говоря, есть ли грань между го*осеками и "современным искусством"?...

snegir9

December 11 2015, 08:10:26 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 08:11:11 UTC

Мне кажется, что современное искусство переживает некий переходный момент из-за недостатка средств выражения. Культура пресытилась классическим искусством и из-за неспособности его превзойти имеющимися средствами сделала своего рода шаг не вперёд, а в сторону. Те проявления, что мы сейчас наблюдаем, останутся существовать лишь в рамках этого переходного момента, трансформируясь в будущем во что-то более, я бы сказал, натуральное. Так что я за третий вариант – подождать.
современное искусство существует столько, сколько существует современность :)
И, надеюсь, всегда будет существовать в каких-то формах, и надеюсь, в разнообразных, а не в одной предписанной.
само собой, в разнообразии вся прелесть. но согласитесь, искусство призвано приносить удовольствие, хотя бы эстетическое, однако многое из того, что называют искусством современным чаще вызывает желание пообсуждать способ его воплощения, чем само произведение.

tan_y

December 11 2015, 13:06:44 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 13:09:14 UTC

ну и что, в этом часто и цель. Просто понятие слишком широкое. Я бы гуманитарные и точные науки тоже одним словом не называла. Насчет того, что кому доставляет эстетическое удовольствие - людей миллиарды, с чего бы вдруг подвергать гонениям все, что не нравится именно вам. Мне доставляет эстетическое удовольствие смотреть на правильные движения гармонично развитой лошади, а вы что в этом увидите? Давайте всех отправим на колбасу по той причине, что вы в этом не находите удовольствия. Я вообще не пойму, о чем речь. Множество произведений искусства создавалось с целью противоположной удовольствию - например, привлеччь внимание к какой-то проблеме, часто довольно ужасной - и в наше время, ну как Герника Пикассо, и раньше, в любое другое, и форма была соответствующей. Все теперь выкинуть?
Въ моей системѣ координатъ «Герника» не является произведенiемъ искусства.
это я понимаю, это ради бога.
Такъ что выкинуть ее — ОК, никакихъ проблемъ. Я, впрочемъ, не сталъ бы ее выкидывать, есть способъ лучше.
Я понимаю. Каким неинтересным стал бы мир, если бы вы вы все выкинули... для всех, кроме вас. Но выкидывают очень много, не беспокойтесь. Вот подствку для книг Арт Нуво я в австрии три дня назад купила - а у нас в швеции последний раз подобное продавали на аукционе в 2005 году - все выкинули - сказали - ну греческие статуи пусть живут, а эти современные намазюканные цветочки кому нужны. И сейчас все выкидывают и выкидывают.
я как раз и не предлагаю выкинуть, я за естественный процесс. ненужное отпадёт само. или трансформируется.
тем более вы говорите о форме. форма, во многих случаях, уже искусство, у пикассо эстетика присутствует, даже если создавая картину преследовалась какая-то цель. а какая эстетика в прибитой к брусчатке мошонке или в "картине" "нарисованной" выпитой и вытошненной краской? автор говорит, я прибил себя потому что - да никого не волнует почему он там себя прибил, все обсуждают сам факт, как инцидент. это не искусство, это его имитация. тогда как произведение искусства созданное с какой-то целью кроме эстетических реакций вызывает и желание об этих целях порассуждать.
"я за естественный процесс. ненужное отпадёт само"
Вот с этим совершенно согласна.

Видите, для вас пикассо как бы искусство, а для Фильтриуса - нет. И что делать?

А насчет перформанса - я недавно читала рассказ про италию, где автор, пишущий трагедии, ужасался современному ему театру, который тоже пытался приблизить искусство к действительности. Это древнейшее течение.
>приблизить искусство к действительности
в этом и есть искусство, в отражении сути вещей. или фантазий.

>И что делать?
ничего не делать, сколько людей, столько мнений :)
Согласен, но как вариант реагирования предпочитаю третий вариант, при условии, что предоставление "современного искусства" своей судьбе подразумевает лишение его какой бы то ни было государственной поддержки, а также применение принципа "нулевой терпимости" к выходкам наподобие поджога дверей госучереждений (сколь бы малосимпатичны последние не были) и разрисовывания петербургских разводных мостов удами.
если имеется ввиду последователи "черного квадрата" то да, первоначально пункт 2, а там видно будет

opup

December 11 2015, 08:29:53 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 08:30:16 UTC

Не согласен, - и пусть всё решает судьба!

Что считать «современным искусством»? Рок-музыка середины ХХ века это «современное искусство»? А американский джаз 20-30-х? А в те времена многие считали их мерзкими...
да в любой период времени есть что-то, что считается мерзким. Театр наш, стиль одежды, что угодно. Но пролетает каких-то пара сотен лет и даже нынешний philtrius публикует когда-то гонимое фильтриусом прежних лет современное искусство у себя в жж.
Не согласен с исходным пунктом. Но если даже согласиться, что это не является искусством в традиционном смысле, то оно прекрасно подходит как форма политической борьбы.
Сам мыслительный ландшафт в этом месте представляется таким, что да, то, которое в кавычках - мерзость, и вторая позиция предпочтительнее. Разумными и действительными вещами представляются свобода искусства (по факту его происхождения), бездушность и беспонятливость общества, управляемость общества малочисленными элитами, влияние трех этих фактов друг на друга, влияние на них со стороны коммерции. Люди борются за внимание других людей - возникают кавычки. Элиты чутки к свободам и музам, но делают свое дело - возникают кулаки и перчатки.
Бороться прежде всего надо с причислением этого к искусству.
Однозначно п.2
И столь же однозначно, что в джентельменский набор входят административный и уголовный кодекс, т.е. если некий мудак за эти самые муды себя прибивает к чему-либо в публичном месте, то вполне подлежит преследованию по закону за обнажение в публичном месте. Равно как и те отморозки и отморозицы, которые для случки используют помещение музея, когда он открыт для публики. Полагаю, существующих статей строго в рамках закона хватает.
И да, статью "за разжигание" (двести какая-то) надо убрать - не применительно к искусству, а вообще.
Пресекать все попытки поддержки оного государством - будет вполне достаточно, чтобы оно не покидала своей ниши. И было в ней незаметно никому, кроме специально интересующихся.
В целом, - согласен. Главный метод борьбы - перекрытие гос. финансирования. И тотальный игнор. Чем больше эти субъекты слышат в свой адрес похулений, тем сильнее надмеваются "крутизной" своих деяний.
Но остается уже прозвучавший здесь вопрос о критериях отнесения к "современному искусству".
Присоединяюсь к этому мнению.
Тьфу, извините.
"Хорошо ли бить плохих первоклашек? А если они очень гадкие?"
Актуальная культурная политика в 2016 году, и правда.
1. Насколько я понимаю (могу ошибаться), в литературе уважаемый фильтриус полагает мерзким "современным искусством" всё, что написано способом, не существовавшим приблизительно до 1880 г.

2. Если моё "1" верно, то ваше "2" - странно.

Re: эээээээ

flying_bear

December 11 2015, 14:51:33 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 15:02:43 UTC

Я бы сказал так. Если я продемонстрировал, что могу писать хорошие стихи способами, существовавшими до 1880 года, то я могу позволить себе не пользоваться этими способами. Мастер имеет право на эксперимент. А неумеха - не имеет. Я не могу додумывать за Фильтрия, но я примерно понимаю, какие примеры имеются в виду. Там речь идет просто об элементарном невладении ремеслом. Можно по-разному относиться к известному выступлению известного женского ансамбля как к политической акции, но невозможно, по-моему, отрицать, что пение было не вполне на уровне Каллас, а танцуют они несколько хуже, чем Плисецкая.

Платоник, который, по утверждению Фильтрия, выразил в дискуссии его позицию, потратил время, составляя сборник моих стихотворений по своему вкусу, и туда вошло много такого, что написано методами, не популярными до 1880 года. Поэтому я не думаю, что тут у меня с ними были бы конкретные эстетические разногласия. Но, конечно, говорить за Фильтрия не могу, могу лишь предполагать.
Пикассо владел ремеслом, но, судя по уточнениям, "Герника" к искусству не относится.

А идея, что мастер сначала должен что-то кому-то сплясать, это не критерий. Это "я ничего не понял, но если сможете сказать что-то мне понятное, я, может быть, и разрешу".
Но и объяснять свою точку зрения никто никому тем более не должен, не правда ли? Свобода, она и на это распространяется. Я понял, что ваша точка зрения другая, спасибо.
Если Вам в Помпиду что-то не понравилось, то я этого видеть не должен. Знакомая у вас свобода.
Вы приписываете собеседникам то, что они не говорили. Либо это недобросовестность, либо несерьезность и нежелание понять, с чем именно спорите. И в том, и в другом случае разговор малоосмыслен. Всего доброго.
Я не хотел бы навязывать своё общение, но Вы сказали то, что сказали: "Не следует выставлять в музеях то..."
* * *
Я думаю, что Вы умнее меня. Но отвечать за меня Вы ведь не будете.

RE: Re: Re: эээээээ

flying_bear

December 11 2015, 23:16:59 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 23:30:14 UTC

С моей точки зрения, не следует. Я в такие музеи больше не пойду. И не хожу. Для меня это не искусство. С ним нужно бороться словом. Не более. Потому выбран вариант 2), а не 1). Я хоть где-то сказал про запрет вам ходить в те музеи, что вам нравятся?!

Должен со стыдом признаться, что мое отношение к тому, что делают (в какие музеи ходят, какую музыку слушают, какие книги читают...) лично незнакомые мне люди вполне характеризуется известным анекдотом: - Вы не против, если я закурю? - Честно говоря, мне по барабану, даже если вы застрелитесь.

"Застрелитесь" здесь надо понимать, разумеется, в духовном смысле. Никакого посягательства на чужую свободу. Просто пусть не лезут ко мне и не ограничивают мою свободу, требуя, чтобы я говорил на черное белое.

Надеюсь, теперь все возможности для недоразумений сведены к минимуму.
У нас всё слово, дело следует за ним. А свобода выбора определяется свободой знания.

Вы культурный человек и говорите о варианте три (пусть цветут сто цветов), но выбираете всё же вариант два. Начинаете с Наймана, а выбираете борьбу, с инакомыслием. Это интересно.

Личная эстетика -- это не борьба. Здесь разница между «в музее не будет» и «в моём музее не будет». Система ведь простая: есть Вы, я и Василий. Но наша с Вами беседа борьбы не требует, Вы говорите, слушаете или нет. Борьба с тем, о чём я говорю с Василием.

Борьба за распространение эстетических норм, разговор ведь об общем пространстве. Захожу я в метро, у одного ботинки красные, у другой макияж пошлый, а те про Кастанеду беседуют. Что я должен с ними делать? Как говорится в другом анекдоте, делай, как я сказал.

Сегодня Вы боритесь с куратором Помпиду, завтра куратор Вам говорит «интегрировай». Что Вам поможет, железная рука, закон, государство, общественное мнение? Может и государство, но это будет другая борьба. Собственная мысль и личная эстетика – это если и борьба, то с собой.

RE: Re: эээээээ

flying_bear

December 12 2015, 08:37:11 UTC 3 years ago Edited:  December 12 2015, 08:38:38 UTC

Как редактор и рецензент некоторых научных журналов, я трачу время и силы, в частности, на то, чтобы в них не появлялись тексты, неудовлетворительные в научном отношении. Я не против того, чтобы авторы издавали эти тексты за свой счет, выкладывали их на своих сайтах и т.д. Я не призываю к репрессиям за "лженауку" и скептически отношусь к специальной "борьбе с лженаукой". Это не вариант 1. Но это и не "пусть расцветают сто цветов" (вариант 3). Я буду бороться, и активно бороться, с тем, чтобы авторы работ, которые я считаю лженаучными, получали гранты, премии и т.п. В той мере, в какой это будет зависеть от меня (а мне приходится сидеть во всяких комиссиях), их никогда не возьмут на работу в хороший университет, и, как я уже сказал, я против публикации таких работ в престижных научных журналах. Это именно вариант 2. Если бы я профессионально работал не в области науки, а в области искусства, и сам был бы директором крупного музея изобразительного искусства - да, в этом музее никогда не появились бы экспонаты типа этой люстры из липучек,

Культура - это иерархия и отбор.
Есть борьба, выбор и безразличие.

Наша с Вами беседа – это не борьба. Это обмен мнениями: я предложил мысль, Вы оценили, приняли или нет. Вы сами выбираете своё действие. Борьба – акт воли, некто выбирает что делать или не делать другому помимо желания другого. В такой схеме мы теряем одну субъектность.

Со статьёй в журнале -- схема беседы, Ваше решение о том, что делать Вам. Журнал ведь Ваш (или добровольно передан Вам для выполнения оценки). Вы написали статью в которой меня поддержали или наоборот. Если в ней нет «трюков» (об этом чуть позже), то это тоже не борьба – читатель сам выбирает своё отношение.

Оценивая статьи, Вы, я думаю, используете оценки, приближающиеся к объективным, в научном смысле. А если кто-то использует другие оценки – клановые отношения, интриги, денежные факторы и далее, то есть внешние для системы оценок критерии – вот это будет борьба (не потому что борьба равна интригам).

Вообще-то мы все работаем и все делаем выбор в своей работе. У меня в работе бывает три состояния: хорошо, плохо, не знаю и ещё три: прав, не прав, неизвестно; и так далее. В науке критерием истины является эксперимент. Конечно, в современной реальности и упомянутой иерархии, объективная оценка -- это академик с дубиной, но не получилось у нас, получится у европейцев, в Америке или Китае, есть препринты. В конце концов, через пятьдесят лет кто-то другой откроет. В остальных областях культуры всё не так просто. Эксперименты тоже, конечно, есть, а с оценками всё менее категорично. И эксперименты в искусстве в принципе нельзя спрятать в скалах, удачные и неудачные, все у людей. У куратора Помпиду задача ставится принципиально иначе. Бороться с экспериментами в науке не очень хорошо, а в искусстве всё качественно хуже. Хорошо, что Баха Мендельсон открыл через 80 лет, а что просто утрачено. Бруно сожгли (в соответствии с лучшими нормами своего времени), но идеи продолжились. А у Пушкина продолжения не будет. И тут известная дилемма: казнить ли десять невиновных, но не отпустить виновного?

Итоговый тезис: отбор и иерархия. Я бы сказал графы. Даже культура картофеля – это не иерархия. Библиотечный каталог не получится сделать в иерархии, что уж говорить о культуре. Но не только это: культура и борьба – это, конечно, части нашей жизни, но это разные [под]пространства. Редактор действует и как учёный, и как администратор. Казалось бы, вся идея в отображении учёного на администратора, но тут надо быть аккуратным, потому что у отображения есть и обратный канал.

Посмотрели Вы на люстру, она Вам не понравилась. Означает ли это, что я её оценивать уже не должен? При том, что я, наверное, оценю её так же, как и Вы. Хорошо, если я попросил Вас сделать за меня выбор, а если нет? У Вас голова лучше и вкус тоньше, но если я буду всегда пользоваться Вашей сущностью – своя у меня пропадёт, за ненадобностью. Патернализм приводит у инфантилизму, дальнейшие степени утраты субъектов понятны. Борьба смыкается с безразличием.
Ох. "В науке критерием истины является эксперимент". Нет, это неверно. Бруно сожгли за научные идеи, опередившие свое время. Нет, это неверно. Ну, правда, не получается разговор. При всем уважении и симпатии к собеседнику.
"Если я продемонстрировал, что могу писать хорошие стихи способами, существовавшими до 1880 года, то я могу позволить себе не пользоваться этими способами."
Все вроде верно, но:
1. Ключевое слово - "себе".
2. С точки зрения Некты (вовсе не обязательно Фи) другой Некта (не обязательно вы)- предатель. Который может писать благостно, а пишет мерзко.
3. "Могу писать" - тоже не однозначно. Тут (против меня, например) может сыграть "прием с жабой".
- Можете съесть живую жабу?
- Могу, но совершенно не хочу. И не буду.
- Ага, значит НЕ можете.

Что касается примера пусси-плисецкой, мне бы не хотелось сводить высказывание Ф. к трюизму, почти к тавтологии.
Не владея ремеслом, не почтенно предъявлять плоды невладения, да.
Такое распространено - увы, да.
Но мне кажется, что Ф хотел сказать что-то более глубокое и личное (хотя, на мой вкус, и ущербное).

П., как множество, безусловно пересекается и с Ф. и с вами.
Но, логически рассуждая, это не гарантирует существенного пересечения Ф. с вами.

Однако, если сам Ф. не выскажется в этой ветке, я ее для себя закрываю.

Re: эээээээ

flying_bear

December 11 2015, 15:59:46 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 16:02:24 UTC

Не гарантирует. Вы спросили меня, почему я так ответил на такой-то вопрос. Я попытался объяснить. Возможно, Фильтрий имел в виду, что нужно публично четвертовать всех, кто пишет верлибры (а "джентльменский набор" означает, что истребление родственников до третьего колена при этом не обязательно), а все картины Пикассо нужно собрать и сжечь (не подвергая при этом, впрочем, из чистого джентльменства, бомбардировке все города, где они хранятся). Если он имел в виду это, то, конечно, моя поддержка основана на недоразумении. Это я не поддерживаю. Но мне показалось, он имел в виду буквально: не следует относить к искусству то, что не предполагает некоторого минимального владения ремеслом. С этим утверждением я согласен. После лицезрения люстры из липучек в качестве экспоната в центре Помпиду я это для себя сформулировал так: "Не следует выставлять в музеях то, что более чем 30% посетителей могут сделать сами менее чем за день работы".

Также, я согласен, что публицистика должна вычитаться из искусства. То, что можно перечитывать через десятки лет, может быть искусством (но может и не быть); то, что привязано к злободневности и вне ее полностью непонятно, искусством я бы не считал.

Конкретно к Пикассо (раз уж этот пример возник в обсуждении) у меня отношение сложное. Далеко не все его работы для меня относятся к искусству. Конкретно "Герника" относится, но обосновать это я не могу. недавно просто был в этом музее, смотрел. На меня лично действует сильно.
Почему бы не посмотреть, как проблему решают другие? Те, кто ее успешно решает. Упрощённо - п.3
Мне, как современному (себе самой и Вам) художнику, прежде всех ответов на вопросы хотелось бы ознакомиться с рабочим определением "современного искусства", принятым на этой площадке.
То, что я взялъ его въ кавычки, однозначно говоритъ о томъ, что это не совокупность произведенiй искусства, создаваемыхъ сейчасъ. Ну если вкратцѣ — то, что не только не предполагаетъ стажировки въ Италiи и копированiя старыхъ мастеровъ въ качествѣ предварительной школы, но и прямо отрицаетъ все это.
Я-то хорошо понимаю, что Вы имеете в виду и почему кавычки, но тем не менее считаю необходимым иметь менее размытое рабочее определение.

Ваше определение не годится не только потому, что "мастера совриска" вполне могут стажироваться в Италии (и даже там жить), и могут копировать старых мастеров - так, как найдут нужным. Оно не годится потому, что из него непонятно, почему определяемый феномен для Вас мерзость.
Если вкратцѣ, то нарушенiе риторическаго принципа умѣстности. Писсуаръ на своемъ мѣстѣ не отвратителенъ.
Теперь нам осталось всего ничего - доказать, что "современное искусство" и есть тот самый неуместный (в храмах, музеях, гостиных) писсуар.
Это тотъ случай, когда формальное доказательство чрезвычайно громоздко и логически уязвимо, а на дѣлѣ вещь очевидна, если намѣренно не закрывать глаза.
Да, я знаю.
Тем не менее без такого доказательства мы совершенно лишены возможности контактов и дискуссий не только с "противоположным лагерем", но и с колеблющимися, которых немало.

Хуже того, "современное искусство" штучка вязкая и многоликая, и щупальца у ней длинные и разветвленные, и граница между ним и собственно искусством размытая.

Без определений и доказательств мы рискуем уютно сидеть на кухне, давая советы государству и Мировой Закулисе, и не замечая, как сами (как творцы и зрители) падаем в ту же яму.
Ваше требование дать точное определение "современному искусству" совершенно справедливо, но выполнить его непросто. Как положительно определить то, что отрицает все, всегда и везде? Проще всего было бы назвать это "искусство" нигилизмом, но это конечно не то.
Ну, не всё, не всегда и не везде. Например, себя самое и деньги оно не отрицает.

Думаю, нет иного способа дать ему определение, как только через как можно более точное и консенсусное понятие о том, ЧТО ИМЕННО оно отрицает (извращает).
Оно отрицает свои границы. Именно для того «современного», которое актуальное contemporary art, характерен отказ от критериев и границ.
Отсюда и отрицание важности ремесла, но это уже вторично. Более характерно именно размытие границ искусства.
Кстати, ранний авангард этим не грешил. Воинственно агрессивный к реализму, он все же изучал законы беспредметности и выдвигал их на роль определяющих критериев. А сейчас...

Иначе говоря, для «современного» художника искусством может быть и писсуар, и отсутствие писсуара, да и без художника можно обойтись.
Прошу прощения, не видела коммента, пришло на почту два разом и Ваш потерялся.

Оно отрицает свои границы, потому что это для него единственный способ жизни (паразитической). В том и фокус, что себя оно не отрицает, отрицая свои границы. Как если бы личинка златки узкотелой, живущая в теле парализованного жука, не отрицала своих границ, вот жук-то радуется.

На самом деле падение началось раньше, "изучавший законы" ранний авангард - это уже сильно продвинутый этап.
То, что натворил Малевич сотоварищи, конечно, безобразие.
Инородное, болезненное. Но все же это явление несколько иного порядка, нежели «актуальщина».
1. Смешения не происходило. Они яростно ломали изобразительность (я думаю, по ветхозаветной натуре своей), и склонны были к войне. Война искусства с антиискусством это не то же самое, что соединение с ним.
2. Есть возможность использовать некоторые из авангардных находок с пользой. А именно: в дизайне, в утилитарной области вполне уместно.

Так что я все же считаю ранний авангард просто вражеским направлением. (у каждого народа свое искусство. Народ «эмансипированные евреи» был безобразным народом, и, соответственно, искусство было нё лучше.)

Сейчас же процессы идут со всем искусством в целости. С самим его языком.
1. Смешение в том смысле, что а)"они" продолжали и продолжают называть это искусством и б) яростное сокрушение было подготовлено мягким раскачиванием.

2. Нууу... если кому хочется творог добывать непременно из вареников, то да, есть возможность :-)). А простые люди все те находки спокойно находят в классическом искусстве и даже напрямую в Творении Божием.

3. "просто вражеским" - ничего себе "просто". Куда уж и чего же нам ещё? А "процессы" идут так же точно, как и всегда шли. Языка искусства отдельно от его носителей не существует, так что все процессы происходят только с сознанием носителей. Сначала легкое воспаление, потом опасное, потом гангрена. Для тех, кто вовремя не лечился. Но - только для них.
Да, всё верно.

Маленькая ремарка по пункту 2:
Сейчас на всяких дизайнах, и не только на дизайнах, преподают формальную композицию и цветоведение.
В абстрактном ключе, голую схему, курс примерно одинаков.
Я именно это имел в виду, когда упоминал некоторую пользу, извлекаемую из авангарда: эти курсы и есть то, чем Малевич занимался на полном серьёзе, как искусством.
В позднесоветское время постепенно внедрили техническую эстетику, и формальную композицию, и цветоведение повсюду, но о том, что и постановку задач, и характер их решения напрямую у Малевича взяли, помалкивали.

Можно обсуждать, в этой новой ипостаси уже не искусства, а учебной муштры, сколько пользы они приносят, а сколько вреда то, что каждый студент практикует абстракционизм, и можно ли было бы их иначе преподавать, в рамках живописи, например, или декоративного искусства.
Но факт есть факт: именно разработки абстракционистов используются массово, широко, для утилитарной цели. Толпами дизайнеров, в частности, которым как раз подходит доходчивость голых схем.
Я курс формальной композиции прошла в 1981 примерно году :-)).
Вот так мне повезло в жизни.
Его все-все сейчас проходят. А я задаюсь вопросом: а так ли необходимо снимать изобразительность?
Возможна ли обратная постановка вопроса: анализ изобразительного произведения и выявление его формальной схемы, например...
Могъ бы, дуракъ, и раньше понять, что Вы это хорошо продумали и новаго Вамъ не скажу. Хотѣлъ бы выслушать Вашу версiю.
Я же не для узнать новое к Вам приставала, а для консенсуса :-)).

Продумано, да, и даже опубликовано. И не мной первой. Первым начал Владимир Вейдле ещё лет семьдесят назад. А базовая традиция продумывания восходит как минимум к свв. Феодору Студиту и Иоанну Дамаскину.

Т.е. "логически уязвимо", я знаю.

Если пожелаете, я запощу свою версию у себя, нет ничего проще, цитата в пару страниц из себя самой.

Спасибо!

bowhill

December 11 2015, 10:10:08 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 10:11:00 UTC

Я не согласен с самим предложенным принципом эстетизма и считаю его дефектным. В искусстве могут быть ложные образы, но сейчас разговор ведь не о них. Я не скажу, что хлеб хуже пирожных, а Алексиевич хуже Хераскова. Потому, что это противоречит основным принципам возможности познания – последовательности и неизведанности.

Если предложить читателю слушать часами Хиндемита, это не приведёт к тому, что он станет разбираться в музыке, скорее он её возненавидит или попросит поставить что-то проще, Моцарта или Вивальди. Человек последовательно наполняет себя словами, знаниями, образами и, в итоге, пониманием. Принуждать же человека к эстетике, которая ему пока ещё непонятна – бессмысленное насилие. Если человек забрался по лестнице на башню, а потом разрушил эту лестницу и предлагает тем, кто внизу прыгать так, тащит их за волосы, смеётся и плачет – это не познание. А понятные образы всегда будут актуальными, обыденными, иногда раблезианскими.

Второе – попытка заранее определить что хорошо из того, чего мы ещё не знаем. Что будем знать и ценить завтра, из чего вырастет великое. Попытка запрета разнообразия не ведёт к развитию, к жизни.

NB: Не говоря более об этике, обращающимся к закону предложил бы без упрощений обратиться к понятиям цели деяния и обоснованному риску.
Ничего не делать. Просто пере-живать, как пере-живали особо чувствительные граждане всё для себя неприемлемое во все времена. Всё по-настоящему плохое просто не выдержит проверку временем и само отвалится.
У кого есть ГОСТ на искусство? Давайте начнем с базы. Посмотрим ГОСТ и оценим современные изделия из этой отрасли производства.
Нет.
Представляется, то, что Вы подразумеваете под современным искусством, есть лишь часть его. Отсюда - п.4:
-- совр. искусство следует изучать, как любое другое, уход от невежества в этом вопросе и будет означать борьбу с мерзостью и вытеснение оной.
С исходным суждением по существу согласен, но предпочел бы, снисходя к человеческому несовершенству, выразить его более мягкими словами (напр., "глупость, дурновкусие и проявление упадка нравов", а слово "мерзость" я бы приберег для ученого и риторически изощренного восхваления этого самого "современного искусства").

Из предложенных позиций выберу скорее вторую, причем к джентльменскому набору я отношу очень узкий набор средств; в частности, государственные служащие в этой области обязаны ограничиваться заявлениями и символическими актами (аккуратно выбирая, какие места посещать, кого поздравлять, кого награждать, о чем упоминать).
Это явление культурно-информационное, но крайне разрушительное.
Если отдельные направления авангарда точно соответствуют формам безумия, то современное (иначе, актуальное) т.н. «искусство» уравнивает болезнь и норму.

Что касается жёсткости ответных мер... Считаю, достаточно будет простого распознания этих явлений, как антиискусства и деструкции искусства, культуры.

Если достаточно большое число людей будет считать, что показ некоторых арт-объектов сущностно тождествен разрушению античных памятников, все будет в порядке.
Сумасшедшим достанется сумасшедшее, а нормальные смогут творить, пусть даже и экспериментируя с формой, но имея четкие эстетические критерии.
Согласна полностью.
Добавлю лишь, что не только достаточно, но и необходимо http://philtrius.livejournal.com/1077130.html?thread=14172042#t14172042.
Как было бы хорошо, если бы все хорошие люди собрались вместе и убили всех плохих людей;-)
А зачем нам собираться для этого? Можем и по одиночке действовать.
Я за пункт 2. Если человек присел посрать на площади в рамках "акционизма" - с ним надо бороться, как и с любым другим любителем посрать на площадях, давно имеющимися в обществе средствами. Если же это всего лишь картина, изображающая срущего - пусть считается искусством, пожалуйста, публика имеет возможность не ходить туда, где эта картина висит, и не смотреть на нее.
у Рембрандта есть такой рисунок
Ну вот видите! : )
Фильтриус лучше меня знает, что там судьба делает с непослушными.
«Современное искусство» родилось не сегодня. Скорее всего даже ранее чорного квадрата, но никак не позднее.
Думаю тут уместно вспомнить Бахтина в части описанной им качественной РАЗНИЦЫ между «пародиями» Средних Веков и современными «сатириками».
Бахтин пишет, что если пародия времён Средневековья, апеллируя к телесному «низу» в противовес Духовному «верху», была ПЛОДОТВОРНА, работала на обновление отжившего, на перерождение, то «литературные пародии» современности, цитирую Бахтина:
«Поэтому и средневековая пародия совершенно не похожа на чисто формальную литературную пародию нового времени.
И литературная пародия, как и всякая пародия, снижает, но это снижение носит чисто отрицательный характер и лишено возрождающей амбивалентности. Поэтому и пародия как жанр и всякого рода снижения в условиях нового времени не могли, конечно, сохранить своего прежнего громадного значения.»

Это цитата из «Творчество Франсуа Рабле . . .», которое Бахтин кончил писать в 1940 году, соответственно, он имел в виду не шендеровичей и райкиных со жванецкими, а их дедушек.
Так что проблема не в гельманах и шендеровичах, сих бесплодных «современниках», проблема родилась ДАВНО, и, судя по всему это примета «нашего времени», которому, как минимум уже более ста лет.
И тут вопрос — КАК можно бороться со своим временем?
Бороться то НУЖНО, но это не отменяет вопроса — КАК?

В индивидуальном порядке это решается просто — я НЕ ПРИНИМАЮ этого! (не смотрю ТВ, не посещаю театры и прочая).
Но это же не решение проблемы . . .

Соборянин-коммунист-черносотенец
Финков Е. В.
Ростов-на-Дону
Я скромно полагаю, что так называемый "совриск" должен мягко сепарироваться в ту сферу, в которой ему самое место - как средство провоцирования обывателей, где-то на одном уровне с телевизионными шоу.

Из остальных же сфер "совриск" нужно мягко выдавливать, делая его объектом шуток, либо же мягко заявляя: "Это, конечно, всё безумно интересно, но совершенно не нравится".

А иначе опять какой-нибудь Хрущёв получится.
Возможно, достаточно будет (4) не поддерживать финансово на государственном уровне. Из этого получатся и 1, и 2, и 3. Только надо, чтобы все государства присоединились.
"Современное искусство" - это не искусство, но совсем не обязательно по этой причине - мерзость (мерзость ли "комната смеха" в парке аттракционов или заспиртованный уродец в кунсткамере?).
"С. и." - это ярмарочный балаган, только, как правило, скушный и, как правило, оцениваемый несообразно своей сущности.
Позиция, видимо, где-то между 2) и 3). Если бороться, то за именование этого явления не "искусством", а каким-нибудь иным словом; а так - нехай живе, само вымрет.
"Совриск" - мерзость.

4-й вариант: не поощрять. Ни грантов, ни освещения в прессе, ни возможности офиц. должностей для гельминтов.
Мне кажется, хозяин журнала совершенно не учитывает коммерческую составляющую "современного искусства", а она, как мне кажется, здесь определяющая (на Западе - точно). Дело в том, что предметы этого "искусства" - очень выгодное вложение денег, поскольку со временем они только дорожают (и очень существенно). Это что-то вроде "тюльпановой лихорадки" в Голландии, когда предмет покупают не потому, что он очень ценен, а потому, что его потом можно выгодно продать. Если вы, к примеру, купите хороший резной дубовый буфет современного мастера, то через 20 лет он будет стоить дешевле, чем вы его купили - вы потеряете деньги. А если "дерьмо художника в баночке" - то через 20 лет вы его продадите с прибылью в сотни процентов! Посмотрите на судьбу картин Малевича или, скажем, Поллока, да и какого-нибудь Пикассо - вот кто понимал в чем дело!

ma_sokolov

December 11 2015, 13:17:00 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 13:24:38 UTC

Причем цена эта зависит, прежде всего, от известности имени художника, а кратчайший путь к такой известности - это и есть этот "акционизм". Сначала прославить свое имя публичным испражнением на Красной площади, а затем и продавать предметы своего творчества - вот и формула этого "современного искусства".
PS
Прошу прощения, не ответил на вопросы заглавного поста :). Конечно согласен, что мерзость, и что надо бороться всеми доступными цивилизованными способами.
3, безусловно.

Вообще, сведение ограничителей свободы к неприкосновенности личности и собственности есть лучшее средство против всякой мерзости.

Согласен.

2) Да.

А также лишить государство возможности финансировать искусство.
Что мерзость согласен.
Как бороться, не знаю.
просто не закупать для государственныхъ нуждъ, не финансировать

и чуть ограничить рекламу

scrucis

December 11 2015, 17:46:53 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 18:50:06 UTC

Вопросы эти - как нам реорганизовать министерство культуры - на самом деле не про искусство, а про общество, и тут накоплен уже такой большой опыт, что, полагаю, специалист с трудом подавит зевок. Поэтому ответы мои, мне кажется,  можно дать при любых вкусах и широком спектре убеждений:


Об отвратительности: вопрос не имеет общественного смысла, так как он индивидуальный и от ответа на него ничего не зависит, особенно - ответ на следующий вопрос.


О борьбе: второе и третье вместе, в соответствии с законодательством. На Вашем министерстве культуры должно быть написано: "Все можно, г.г. мучеников просят обращаться в министерство юстиции".

Существует ли предмет обсуждения? К сожалению, в РФ под вывеской "современного искусства" зачастую подается вражеская пропаганда. Иногда -- военного накала.
Кругом обложили ЦРУшники и жЫдо-массоны
- даже в искусства РФ проникли
агЕнты мирового империализЪма!
Про англичанку забыл, служивый.
Не считаю, что это мерзость. Но если бы считал, то уточнение третьего:
3.1) слѣдуетъ вступить съ нимъ въ естественную конкуренцiю.

kot_pafnusha

December 11 2015, 22:11:15 UTC 3 years ago Edited:  December 11 2015, 22:12:22 UTC

Пункт 3.

И почему обязательно мерзость )?

Есть замечательный театр Фоменке в Московии, где ставят не только классику,
но и современных авторов и даже изобретают новые формы.

Как раз неделю назад был на их молодежной постановке "Сна смешного человека" Достоевского с музыкальным сопровождением рок-ансамбля "Бесы"
- очень удачно.

Рекомендую )))

"Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать."


Чего еще?
Мне сложно ответить, потому что, во-первых, Вы неудачно сформулировали вопрос (он предполагает, что речь идет все-таки об искусстве, хотя и "мерзком"), во-вторых, выбрали в лице "акционистов" неудачный пример (постеснявшись взять более типичные, но более "респектабельные"). Если очень кратко, то "мерзостью" и тем, что надо "раздавить" я считаю не сами эти проявления, а причисление их к искусству и тех, кто на этом настаивает.
Если же не ограничиваться Вашими примерами, то для меня очевидно, что существует определенная связь между тем, что в тот или иной период почитается искусством и социально-политическим содержанием соответствующего периода. Так что, напрочь отвергая одно, не должно бы питать симпатию и уважение к другому (и наоборот). Вы в очередной раз дали мне повод для создания поста, который как-нибудь напишу.
пусть гадина пожрет гадину. а впоследствии уроборос.предпочтение мое третье
Ничего нельзя сделать, "современное искусство" - продукт экономии, классическое искусство тоже находится внутри этой ситуации. Без коммерциализции (одной на двоих) "классическое" было бы в худшем положении, чем сейчас фактически, т.к. породившая его реальность уже ушла в прошлое.
а какая у Вас для него точка отсчета?
Объективируя свой вкусъ, увы, приходится его ограничивать.
В искусстве приходится принимать во внимание не только вкус зрителя\слушателя\читателя, но и желание автора сказать что-то новое и свое, а это нелегко без использования новых элементов, да и новых видов искусства; вряд ли стоит спорить с тем, что кино - типичное совриск
Задача искусства вообще нелегкая и легкой быть не должна; если жъ не можешь обойтись безъ новыхъ элементовъ — ищешь легкихъ путей и самъ взвѣшенъ и найденъ легкимъ.
да, давить !

поскольку значительный его %% просто коммерчески невозможенъ и держится государственными ассигновками

а остальное можетъ же и существовать -- въ рамкахъ ИКЕИ и конкуррентовъ оной, на чисто коммерческихъ основахъ

только давить -- это значитъ и ограничить возможности пропаганды даннаго варварства черезъ коммерческую рекламу , ничего если она будетъ тоже сравнительно больше цензурироваться

и не надо думать, будто нашъ дизайнъ изъ-за этаго придётъ въ упадокъ, напротивъ станетъ ближе къ производству

добавлю, что ОСОБЕННО надо снять съ государственнаго баланса охваченные "авангардизмомъ" ѳеатры , художественныя галлереи ...
Чтобы понять что такое "современное искусство", нужно выяснить кто его продвигает. Если посчитать, то выяснится крайне интересный факт: ок.80% людей, живущих этим делом (владельцы галерей, дельцы, влиятельные искусствоведы, критики) - это представители богоизбранного народца. Из знания этого факта возникает вопрос-дилемма: либо 1) они не понимают, что делают, что пропихивают дегенеративную хрень под видом искусства, либо 2) что делают это специально.

И хотя в пользу варианта №1 выступает опять таки известное наблюдение, что наши богоизбранные лишены дара к живописи (в отличие от других областей жизни, таких как наука, евреев-великих живописцев, скульпторов и композиторов нет), но судя по всему вариант №2 гораздо ближе к истине.

Насаждая дегенеративность в искусстве, наши повелители одновременно убивают нескольких зайцев:
1) наживаются;
2) выпячивают своих собратьев-дегенератов в виде великих фигур;
3) разрушают гойскую культуру;
4) и при этом глумятся над придурками-гоями.

По-моему все понятно. И что делать, тоже понятно, ибо рецепт здесь один, проверенный опытом веков)
Левитан и Малер, например, не евреи или не достаточно велики для вас?
Правил без исключений почти не бывает. По сравлению с их присутствием в иных других областях жизни, в настоящем искусстве их присутствие совсем не вопиюще.
Я могу перечислять и дальше. Евреев очень много среди деятелей искусства. Правда, только с определённого периода, когда началась эмансипация у них.
Так что, полагаю, дело именно в этом.
На платных каналах, частных закрытых вечеринках - все что угодно в рамках УК.
В публичном (общенациональном) пространстве - безусловно цензура.
О деталях можно спорить десятилетиями.
Электрик. СПб.