philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Categories:

Varia

1. Сегодня — я пишу это вечеромъ 14 августа — Salery написалъ интересную реплику, въ которой упомянулъ одного журналиста, относительно взглядовъ коего онъ не сформировалъ пока сужденiя. На мой взглядъ, у этого журналиста одна, но устойчивая мысль — что онъ долженъ жить хорошо и средства на это зарабатывать критикой оппозицiи. Аргументы подбираются уже подъ эту задачу, они чисто ситуативны. Разумѣется, я читалъ его очень мало, но повторю — для того чтобы понять, что море соленое, не нужно выпивать его цѣликомъ. Какъ-то недавно вспомнили, что писалъ этотъ журналистъ, когда оппозицiонный ВСЪ настаивалъ на юридической постановкѣ вопроса о принадлежности Крыма, а ельцинская администрацiя рѣзко тому воспротивилась. Рѣка, чудная при тихой погодѣ, катитъ свои волны въ томъ же направленiи, Перекопъ и Сивашъ не смѣнили мѣста, а взгляды журналиста измѣнились на противоположные, идiотизмъ тѣхъ, кто противъ возвращенiя Крыма, онъ доказываетъ съ такимъ же блескомъ, какъ и раньше — идiотизмъ тѣхъ, кто былъ за возвращенiе.
Долженъ признаться въ одной вещи. Публицистика мнѣ интересна постольку и настолько, насколько она пытается разобраться или разбирается въ происходящемъ. Понятно, что такой почти нѣтъ (потому одного Salery и стоитъ читать, а между другими нѣтъ въ интеллектуальномъ отношенiи большой разницы). Такой же подходъ я презираю такъ, какъ человѣкъ, рѣшающiй задачи — плохо ли, хорошо ли — самъ, презираетъ того, кто первымъ дѣломъ лѣзетъ въ конецъ учебника за отвѣтомъ, а потомъ подгоняетъ подъ него ходъ разсужденiй. Даже — если задача не мѣняется — кому и лѣзть никуда не надо. Понятно, что, скажемъ, манiакальный поискъ аргументовъ въ пользу того, что +++ устроилъ терактъ въ Ниццѣ, исходитъ изъ той же ментальной конструкцiи, но качество аргументовъ и блескъ стиля у этого журналиста сильно превосходятъ среднiй уровень — потому и отвращенiе онъ у меня вызываетъ многократно большее, чѣмъ любой другой.
2. Бѣлочка за отчетный перiодъ никого не поймала.
3. У современныхъ музеевъ очень часто доминируютъ просвѣтительскiя концепцiи. А мнѣ во время путешествiя не хочется просвѣщаться, а хочется, забывъ о своихъ ученыхъ дѣлахъ, получать эстетическiя удовольствiя. Потому виллу XVIII в. я предпочту римскимъ развалинамъ, а по археологическимъ музеямъ уже и не хожу…
4. Во флентѣ недавно встрѣтилъ (безъ упоминанiя имени) ссылку на текстъ Галковскаго о Д. Б., хорошо, что безъ упоминанiя имени автора текста, иначе и не прочелъ бы. Цѣликомъ реплику одолѣть не смогъ, количество буквъ зашкаливаетъ, а нужныхъ изъ нихъ не такъ много, но то, что написано о сей фигурѣ, вполнѣ хорошо. Кстати, я когда-то жаловался, что ссылки на Д. Б. раздражаютъ меня своимъ обилiемъ. Теперь, кажется, ихъ пора миновала. Чему нельзя не порадоваться.
5. Все суета.
6. Кстати, почему Исинбаева такъ стремилась въ Рiо? Она высокодуховная, а тамъ карнавалы, люди ходятъ полуголые, зачѣмъ ей въ такое отвратительное мѣсто?
7. Паки и паки реку: родители, которые не выбросили на помойку телевизоръ въ моментъ рожденiя ребенка (лучше — раньше), не имѣютъ права предъявлять кому-либо претензiи по поводу его образованiя и воспитанiя.
8. Типы педагогики можно расклассифицировать по принципу «введи насъ во искушенiе» или «не введи насъ во искушенiе». Это полюса, какъ и свобода и необходимость, и нужно еще посмотрѣть, какъ соотносятся эти полюса со свободой и принужденiемъ (связь есть, но врядъ ли прямая). Кстати, когда-то, когда я писалъ статью о Пироговѣ и его педагогическихъ взглядахъ, я назвалъ ее «Оставить въ покоѣ недостижимое». Но тогда всей глубины его мысли я не понялъ (полностью, навѣрно, не понимаю и сейчасъ, но нѣсколько лучше). Если бы я сейчасъ писалъ статью о Пироговѣ, я бы назвалъ ее «Введи насъ во искушенiе».
9. Ивану Грозному, кажется, поставятъ памятникъ за то, что онъ не убивалъ своего сына. На самомъ дѣлѣ онъ не особо выродокъ на фонѣ своего веселаго вѣка, но все же мнѣ трудно представить себѣ во Францiи памятникъ Карлу IX.
10. Когда я писалъ и пишу «Исторiю русской школы», я чувствовалъ и чувствую себя оффицiальнымъ лѣтописцемъ; епископъ для меня — епископъ, а предсѣдатель уѣздной земской управы — предсѣдатель уѣздной земской управы. Интересно, сможетъ ли кто-нибудь, серьезно занимаясь исторiей нашего времени, такъ же серьезно относиться къ должностямъ и титулатурѣ?
11. Насколько связаны бываютъ вкусы въ живописи, музыкѣ, словесности, скульптурѣ? Сосѣдствуютъ ли Пушкинъ съ Пикассо и рэпъ съ барокко?
12. Можно сколько угодно смѣяться надъ дипломатiей лавровско-захаровскаго разлива, но надо сказать, что задача, которая передъ ней стоитъ, — заставить Украину дать особый статусъ Донбассу, который парализовалъ бы ея западный векторъ, расколоть западный міръ и найти надежныхъ и влiятельныхъ союзниковъ — была бы неразрѣшима и для куда болѣе изощренной дипломатiи. Нужно ли считать, что долгъ дипломатическаго вѣдомства въ данномъ случаѣ — довести до политическаго руководства этотъ фактъ и предотвратить трату ресурсовъ на завѣдомо неисполнимые проекты? Кстати, московскiй осликъ сталъ понимать функцiю морковки, и для возстановленiя ея эффективности пришлось прибѣгать къ артиллерiи средняго калибра — къ итальянскимъ провинцiальнымъ парламентамъ — и даже тяжелаго — къ французскому сенату.
13. «Я во всякомъ случае желалъ бы нѣкоторыхъ громовъ небесныхъ» — неплохо сказано. Надо запомнить.
14. О новомъ министрѣ образованiя. Кто занимаетъ этотъ постъ, болѣе-менѣе безразлично. (Я имѣю въ виду, разумѣется, школу, о высшемъ образованiи и наукѣ судить не могу. Хотя и тутъ, мнѣ кажется, скорѣе можно навредить, ну, соотвѣтственно, или не навредить, а позитивныхъ сценарiевъ не просматривается.) Если, разумѣется, допустить, что образовательную политику опредѣляетъ именно министръ; это ни изъ чего не слѣдуетъ, но тогда тѣмъ паче безразлично. Съ покемонами новая министръ ужъ во всякомъ случаѣ не сладитъ. Кстати, результаты школьнаго образованiя не измѣнятся и при измѣненiи политики: съ такимъ соцiальнымъ контекстомъ и такимъ педагогическимъ составомъ вводить-отмѣнять ЕГЭ и сочиненiя уже безсмысленно. Школьная система и настоятельно нуждается въ хирургической операцiи, и по своему состоянiю ея не выдержитъ. Относительно же другаго назначенiя, я солидаренъ съ высказаннымъ скепсисомъ, что *** читалъ то, что написалъ, и судить по этому о чемъ бы то ни было опрометчиво.
А вообще все идетъ по плану.
15. Шизофреничность современнаго массоваго сознанiя РФ заключается, въ частности, въ слѣдующемъ: «Мы высоконравственные и высокодуховные, а потому намъ дозволено все, и этимъ всѣмъ мы будемъ заниматься съ особымъ удовольствiемъ.
16. Я знаю о позицiи «совѣтскiй, антисовѣтскiй — какая разница?», и о томъ, что большевики очень любятъ обвинять антибольшевиковъ въ большевизмѣ. Но ни то, ни другое не имѣетъ въ моихъ глазахъ ни малѣйшаго авторитета.
17. Она такая нѣжная, мягкая, пушистая, а вокругъ бродятъ злыя собаки…
Tags: безъ тэга
Как раз сегодня посетила мысль, что если выбирать среди троих, Волков, Галковский или Богемик, я бы предпочёл читать первого, потому что Галковский преследует какие-то свои цели, Богемик скорее прикалывается, а Волков пишет всерьёз.
п.3 - полностью согласен. Пусть и звучит надменно, но у меня в музеях вызывают сожаление люди, которые первым делом бегут читать табличку к картине, статуе, иконе, фризу ... вместо того просто сначала насладиться красотой или, наоборот, понять что предмет некрасив.
Для карнавалов сейчас, кажется, не сезон, а насчет полуголых - мне там такие не попадались, впрочем, возможно, я плохо/не туда смотрел.
Проницательный духовный взоръ рѣшитъ обѣ проблемы.
Вы хотите сказать, что духовный взор г-жи Исинбаевой недостаточно проницателен? :-) Или недостаточно духовен? :-(
И то и другое. И вдобавокъ помраченъ спортивными обольщенiями и кознями князя мiра сего.
"Что ж тут нелепого? Это ведь хлеб её, это её ремесло."
Вотъ-вотъ! ремеслу предаются, а какой выкупъ дадутъ за душу?
Ей то, как раз, предаться ремеслу и помешали. И, судя по всему, вовсе не потому, что заботились о её душе.
Не спасет ли бумажные книги, что и к компьютеру будут относиться как к абсолютному злу в педагогике?
Имъ, думаю, ничто уже не поможетъ…
<Насколько связаны бываютъ вкусы въ живописи, музыкѣ, словесности, скульптурѣ.> Я бы сказал - прихотливо и произвольно. Разные искусства - это все-таки не "одно и то же, выраженное по-разному", это просто разные планеты. Мне нравятся Шуберт, Каспар Давид Фридрих и немецкие стихи той эпохи, но я осознаю, что это мой каприз, их мало что связывает между собой. Есть и другая проблема: действительно значимые авторы часто стоят поперек горла у своей "культуры": любить Баха не значит любить музыкальное барокко, любить Рембрандта - не значит массово любить живопись "голландцев". Эпохи абортируют своих лучших представителей.

Длинный разговор, лучше не затевать на ходу...

<7. Паки и паки реку: родители, которые не выбросили на помойку телевизоръ въ моментъ рожденiя ребенка>

Лучше - в момент собственного рождения. иначе многое уже испорчено.

<9. Ивану Грозному, кажется, поставятъ памятникъ за то, что онъ не убивалъ своего сына>

Не зря говорят, что каждый человек должен не срубить дерево, не снести дом и не убить сына.

<17. Она такая нѣжная, мягкая, пушистая, а вокругъ бродятъ злыя собаки…>

Это про министра образования?

Нѣтъ, это я про Бѣлочку. Вынужденъ былъ досрочно ее эвакуировать, потому что слышалъ о случаяхъ гибели кошекъ отъ бродячихъ собакъ въ окрестностяхъ.
Ой, вам тоже нравится Каспар Давид Фридрих!
Рад встретить единомышленника (единовкусника?). К случае КДФ, это такая редкость.
Взаимно. Да, как-то нелюбим он народом. Видимо, потому что со всеми своими туманами, руинами и восходами луны он плох в репродукциях. Его надо смотреть в оригинале, конечно.

А вот эту его картинку - http://cp16.nevsepic.com.ua/261/26084/1455838370-croix-dans-la-fort-huile-sur-toile-1820-42x32-cm-sst.jpg - аффтары нового Оракула Марии Ленорман "Вишнёвые и лиловые сумерки" взяли на одну из карт. Теперь я знаю, кто пострадал - любимый Каспарушка!

Шуберта я тоже люблю - правда, полюбила уже после того, как мы на хоре (ещё в университете) спели несколько его вещей. И тут до меня дошло, что Шуберт гениален.
Наверное, живопись начала 19 века вытеснена из массового интереса более поздними импрессионистами - яркими, броскими; ребенок выбирает более яркую игрушку. Фридрих скромен и интимен, в музее мимо него легко пройти. Зато он удивительно пишет свет - утренний, вечерний, дневной, ночной. И в своем созерцании он лишен эзотерического чванства: он чаще всего рисует пару наблюдателей, предпочитает созерцать красоту вдвоем с другом.
И вообще он задумчивый, и в его картины легко "уйти".
что - то мне подсказывает, что свой телевизор Вы все таки не выкинули , а засунули в "дальний шкаф" или другое потаённое место...;)
У меня его и не было никогда, а родители свои смотрятъ.
1. Взгляды человека могут измениться, и может измениться (за 20 лет!) обстановка. Поэтому человек может вполне искренне в 1994 быть против присоединения Крыма, а в 2014 - за.
Относительно обстоятельствъ подчеркивалъ спецiально — не помѣнялись. А что касается позицiи, то… Вѣроятность указаннаго Вами событiя, боюсь, близка къ нулю.
///подчеркивалъ спецiально — не помѣнялись///

Простите, не заметил - так вычурно подчеркнули, что я не уловил :))
И я не согласен, что не поменялись (если речь не об упомянутой Вами географии, а о политике).

///Вѣроятность указаннаго Вами событiя, боюсь, близка къ нулю///

На чем основана Ваша оценка?
1. Такъ географическое положенiе Крыма и трудность его снабженiя (чѣмъ журналистъ аргументировалъ тогда) никуда не дѣлись. 2. На значительномъ филологическомъ опытѣ и вообще опытѣ чтенiя.
1. Но изменились возможности России наладить снабжение вокруг перешейка, не так ли? К тому же, сомневаюсь, что трудность снабжения была единственным аргументом.
2. Ну, это веский аргумент.
А мой опыт (вовсе не филологический) и какое-никакое знание истории прямо-таки вопиют, что взгляды людей меняются весьма сильно. А уж за 20 лет в эпоху перемен это сплошь и рядом происходит.
1. Другихъ аргументовъ не припомню. Возможности, возможно, измѣнились, но и издержки измѣнились.
2. Въ данномъ случаѣ можно быть спокойнымъ. Этого не произошло. Константа не нарушена.
1. \\\Возможности, возможно, измѣнились\\\
О том и речь.
(Только не "возможно", а точно.)

2. Какая, простите, константа?
"Этого не произошло" - самоуверенность в толковании душевных порывов филолога основанная на филологическом опыте - очевидно, прерогатива коллег-филологов :))
1. Будете ли Вы оспаривать измѣненiе издержекъ?
2. Разумѣется, довѣрять моей читательской квалификацiи никто не обязанъ, но для меня она убѣдительна, и въ данномъ случаѣ — на 100 %, а не на 99,9. Рѣчь идетъ о моемъ отношенiи, прочiе вольны раздѣлять его, не раздѣлять или вообще не знать о немъ.
1. Нет.

2. Ваше отношение не разделяю, а особенно то, насколько Вы его выражаете безапелляционно и самоуверенно. (Кстати, подумал, что в этом Вы не похожи на иных известных мне филологов.)
Попробую изложить свой психоанализ М.Ю. :)) По-моему, он - тотальный консерватор и эстет - для него чем меньше перемен, тем лучше, а неподобающим образом ведущие себя руководители вызывают у него отвращение. Важно, что (в отличие от иных охранителей) корень бед он видит не в "толпе", а в глупости и некомпетентности властей и оппозиции. Ухода *** он искренне страшится, полагая, что на смену ему придут люди еще более несообразные, чем ***
Да, эстетическiй консерватизмъ въ немъ настоящiй, и какихъ-нибудь пусей онъ не терпитъ отъ всей души (и такiе факты, какъ казенная премiя имъ до танцевъ, тщательно блокируетъ сознанiемъ). Но недостатки властей онъ принимаетъ декларативно, изъ экономiи силъ, чтобъ не спорить, выводовъ изъ нихъ не дѣлаетъ и относится какъ къ ничего не значащему факту. А недостатки оппозицiи — то, съ чѣмъ онъ работаетъ и на чемъ зарабатываетъ. Относительно же страховъ — ну можно сообразить, что +++ смертенъ, и слѣдовало бы желать какъ можно болѣе поздняго его ухода лишь въ томъ случаѣ, если бы общая ситуацiя мѣнялась къ лучшему. Но это очевидно не такъ. Улучшенiя же оппозицiи онъ не желаетъ: это отрицательно скажется на его журналистскихъ хлѣбахъ.
///эстетическiй консерватизмъ въ немъ настоящiй///

Вот это другой разговор! А теперь сравните со своими словами "у этого журналиста одна, но устойчивая мысль — что онъ долженъ жить хорошо и средства на это зарабатывать критикой оппозицiи" и устыдитесь.

Касательно оси оппозиция - власти. С Вами можно было бы согласиться, кабы он не критиковал собирательного горбачева и Лужкова, не симпатизировал в своё время Явлинскому и не осуждал Медведева. Так что, думаю, это не продажность, а позиция.
Извините, что вмешиваюсь, но, по моим наблюдениям, критика Лужкова и Медведева (по крайней мере в определённые периоды) - это в высшей степени верноподданическое действие. Медведев вообще производит впечатление человека, единственная роль которого в системе российской власти сводится как раз к тому, чтобы быть объектом критики.
М.Ю. костерил Лужкова с конца 90-х, еще когда Л-в был в одном шаге от Кремля.

///Медведев вообще производит впечатление человека///

Однако, как минимум, Черномырдин и Касьянов такой нелюбовью М.Ю. не пользовались.
Кудрина он терпеть не может, а к Чубайсу был весьма снисходителен.
В конце 90-х усилия пропагандистского аппарата были направлены на то, чтобы для Лужкова этот шаг превратился в триллион световых лет. Помнится, для Доренко (а это пропагандист высшего калибра) виртуальное избиение Лужкова стало вершиной его журналистской карьеры.

Нетерпимость к Кудринy и снисходительность к Чубайсу - тоже проявление лояльности к власти.

Черномырдин, в отличие от Медведева, мальчиком для битья не был.
"Пропагандисткий аппарат" в конце 90-х тянул в разные стороны вообще-то. НТВ было за Явлинского и Лужкова, ОРТ - против и т.д.

///Нетерпимость к Кудринy и снисходительность к Чубайсу - тоже проявление лояльности к власти.///

Очень герметично. Факт, противоречащий Вашей теории Вы просто объявляете её подтверждающим.
Судя по-всему, Ваше мнение о том, кто в РФ обладает, а кто не обладает властью, существенно отличается как от моего, так и от мнения хозяина журнала. Поэтому я с ним солидарен, а Вы - нет. Похоже, Вы считаете, что все эти лужковы, НТВ, кудрины и даже явлинские имеют какое-то значение. Я так не думаю.
Можно и так.
Например, я убежден, что в конце 98 - 99 Лужков был реальным претендентом на власть, а с начала 90-х примерно в течение 10 лет был одним из самых влиятельных людей в стране. Что НТВ примерно в то же время было одним из самых влиятельных СМИ. Что Кудрин играл ключевую роль в управлении финансами государства в 2000-х.

Просто для понимания - Вы считаете "какое-то значение" в России имел кто? Английская королева? Масоны?
Реальным претендентом на власть в РФ может быть только тот, кого избрал на эту роль Кремль.

Реальным влиянием на общественное мнение в РФ обладает только государственное телевидение, в особенности Первый канал.

Поэтому выбор преемника Кремлём и пропаганда Первого канала имеют значение, а амбиции Лужкова и попытки вести пропаганду со стороны НТВ - не имеют.

Управление финансами - область специфическая и непрозрачная. Оценивая вес человека в этой области, легко ошибиться. Но по некоторым косвенным признакам всё же бывает можно определить, кто у нас власть, а кто так, мимо проходил.

Например, Чубайс - всегда Чубайс. Однажды какой-то сумасшедший из числа бывших советских офицеров устроил на него пародийное покушение, так этот акт объявили кощунством (я бы даже сказал, Кощунством). А Немцова убили рядом с Кремлём, и никто по этому поводу особо не возбудился.

Кудрин, наверное, всё-таки не совсем Немцов. Но и не Чубайс, как мне кажется.
Во-первых, я рад, что не английская королева (всерьез опасался этого).

Во-вторых, сожалею услышать от Вас такую поверхностную веру в 1-й канал... Боюсь, мне её не поколебать, но попытка не пытка :))
Победу Путина в 1999-2000 Вы объясняете всесилием 1-го канала. А всесилие 1-го канала Вы доказываете победой Путина? Вас ничего не смущает?
В 1988-1991 первый канал с пеной у рта защищал Советский Союз и "социалистический выбор", однако это его не спасло.

Насчет последних 3-х абзацев во многом согласен. У Немцова и Чубайса разный вес. Значение Чубайса Вы несколько преувеличиваете, а Кудрина - преуменьшаете.
В подтверждение (если не верите слову финансиста) - чаемые Вами косвенные признаки.
Чубайс последние 8 лет не занимает значимого поста, несколько его ближайших сподвижников под арестом, он не рассматривается в качестве претендентов на политические посты.
Кудрин продержался в правительстве 11 лет, причем гнул там свою политику при двух президентах и 4-х премьерах (в т.ч. в кризис). На него самого никогда не было "накатов", несмотря на его умеренную, но отчетливую оппозиционность, из его сподвижников под ударом был лишь один. Кудрина до сих пор рассматривают и в качестве эксперта и в качестве реального претендента.
(При этом - поймите меня правильно, пожалуйста - Чубайс действительно талантливый руководитель и яркая личность. Речь о том, что он вовсе не так "сакрален", как Вы написали.)
Нет, меня ничто не смущает. Устройство РФ примитивно до слёз. По большому счёту, в РФ всё, что не Кремль, не Первый канал, и не Труба - частное дело граждан, не имеющее отношения к политике и не оказывающее на неё никакого влияния.
Вообще не понял.
2.Этак она совсем утратит охотничьи навыки...
6.Напомнило Бальмонта:"Почему я, такой нежный, должен всё это видеть?"
9.В наше время можно ожидать всего, меня даже памятник Салтычихе не удивил бы.
11. Мои вкусы вполне хаотичны.


Памятникъ Салтычихѣ — это идея. Жертва царскаго режима, связана съ Лубянкой, какъ разъ вмѣсто феликса.
И создание памятника поручить Церетели...
16. Я знаю о позицiи «совѣтскiй, антисовѣтскiй — какая разница?», и о томъ, что большевики очень любятъ обвинять антибольшевиковъ въ большевизмѣ.

А как вы определяете большевизм? Как крайнюю левизну? Как криминальное сознание, реализованное в политике? Или как "кто не с нами, тому секир-башка", т.е. когда ставят идеологическую борьбу выше социального мира и человеческой этики?

Если первое, то да, глупо расширять зону использования этого слова. Если второе - ну, тут даже не знаю что сказать. Если последнее, то может оказаться, что не одни "красные" этим страдают. Злоба "в своем праве" - слишком частое и даже культивируемое явление. (Например, у националистов, но не только у них.) А вера в то, что человеческая порядочность и социальный мир важнее идеологии - редкость.
Я склоненъ разсматривать эти и подобныя вещи какъ предѣльно конкретныя историческiя явленiя (меня раздражаетъ даже, когда фашистами называютъ нѣмецкихъ нацiоналъ-соцiалистовъ). Но, разумѣется, единомыслiе и солидарность играютъ роль (итальянскiй сторонникъ Муссолини, желающiй повторить его политическую систему, въ моихъ глазахъ былъ бы фашистомъ).
Это, пожалуй, наилучшая форма интеллектуальной гигиены: НЕ использовать исторические феномены как метафоры и "имена нарицательные". Тут только стоит начать - и потому сам рад не будешь. Я, в общем, сторонник держать двери понятий на замке и не пускать их гулять без присмотра. Просто со словом большевизм это уже тоже исторический феномен: это слово очень давно используется как обозначение идеи социальной войны на уничтожение: "кто не с нами, тот против нас". Даже Бердяева, если верно помню, эмигранты дразнили "большевизаном" за радикальность позиций.

Но позиция Ваша понятна и, пожалуй, интеллектуально безупречна.
По пункту 1: Дивлюсь хладнокровию Salery, как он еще может этого типа читать - но, видно, долгие исторические занятия, и к тому же самым тяжким за 700 лет периодом нашей истории, достаточно его закалили, так что ему уже всё непочем.