Меня такое вотъ занимаетъ — если люди считаютъ, что предшествующiя имъ научныя теорiи и воззрѣнiя на искусство отмѣнены, устарѣли и невѣрны, проникаетъ ли въ ихъ сознанiе мысль, что съ ихъ взглядами произойдетъ то же самое? Пытаются ли въ воображенiи представить себѣ аргументы, которыми будущее станетъ бороться противъ нихъ? Или они мнятъ себя на вершинѣ, откуда возможенъ уже только спускъ? Въ связи съ этимъ, когда я, по изслѣдовательскимъ дѣламъ, много читалъ Брынскаго козла, я ничего подобнаго не обнаружилъ — равнымъ образомъ какъ не могъ найти у него критерiя качества, дальше противопоставленiя «народъ — толпа» его мысль не шла. И хронологически — такое ощущенiе, что мы на вершинѣ, а кто былъ до насъ, при всѣхъ уваженiяхъ, въ болотѣ, — оно когда появилось? Въ литературѣ, кажется, на рубежѣ XIX–XX вѣковъ, даже чуть позже.
Научные воззрения не отбрасываются, не отрицаются начисто, а, в основном, уточняются. Да, перестают быть острием и вершиной, но и их носители перестают быть живыми. Искусство (буду говорить об изобразительном искусстве) сейчас в кризисе, верно. Но немногие, имеющие всё же отношение к поиску прекрасного, имеют преимущество: им знакомы мастера прошлого. Предшественники вовсе не отрицаются. Просто мы измельчали.
Насколько я могу видеть - этот вопрос совершенно непонятен образованным массам. Они пребывают в совершенной уверенности, что до того были смутные заблуждения, а в последние-то годы - настоящая точная наука, которую можно лишь чуть-чуть уточнять, а никаких "революций", которые бы сбрасывали предшествующее знание в нечто подобное алхимии - конечно, не будет. Мы - лучшие, и нас история не касается. Аргументов к это точке зрения нет, это непосредственно-очевидное ощущение подавляющего большинства.
Во-первых, не совсем так. Всё-таки старые теории обычно остаются частями новых теорий в определённых условиях с определёнными допущениями. Во-вторых, новые теории, как правило, правда лучше. В смысле, правильно описывают больший экспериментальный материал. Поэтому, если игнорировать будущее, нынешнее состояние - это действительно пик, а история действительно пусть остаётся историкам науки. В-третьих, работать над проблемой с мыслями о том, что через 100 лет какой-нибудь умник в восьмом классе на уроке естествознания будет вопрошать "Ну как, как так вышло, что они дошли до такой очевидной вещи только через 50 лет???!!!"... Поэтому такие мысли лучше, пожалуй, блокировать. А то депрессивно как-то получается.
Если рассматривать авангардное искусство, то будет ситуация двоякая. С одной стороны они действительно считают себя вершиной и не в состоянии относиться к себе критически. С другой, -- не могут не понимать, что господствующее положение досталось им не совсем эволюционным путём, поэтому страшно боятся диктатуры и "Гитлера", -- то есть, что традиционные взгляды найдут поддержку у начальства и им велят переучиваться или убираться.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
tka4_enko
September 25 2017, 06:58:41 UTC 1 year ago
Искусство (буду говорить об изобразительном искусстве) сейчас в кризисе, верно. Но немногие, имеющие всё же отношение к поиску прекрасного, имеют преимущество: им знакомы мастера прошлого.
Предшественники вовсе не отрицаются. Просто мы измельчали.
platonicus
September 25 2017, 07:05:56 UTC 1 year ago
ju_88
September 25 2017, 08:41:53 UTC 1 year ago
люди считаютъ
mmekourdukova
September 25 2017, 09:01:24 UTC 1 year ago
И второе - а почему после "нашей" вершины возможен только и именно спуск? и почему будущее непременно будет "бороться против"?
ivanov_petrov
September 25 2017, 13:46:31 UTC 1 year ago
Ilia Ponomarev
September 26 2017, 06:33:25 UTC 1 year ago
Во-вторых, новые теории, как правило, правда лучше. В смысле, правильно описывают больший экспериментальный материал. Поэтому, если игнорировать будущее, нынешнее состояние - это действительно пик, а история действительно пусть остаётся историкам науки.
В-третьих, работать над проблемой с мыслями о том, что через 100 лет какой-нибудь умник в восьмом классе на уроке естествознания будет вопрошать "Ну как, как так вышло, что они дошли до такой очевидной вещи только через 50 лет???!!!"... Поэтому такие мысли лучше, пожалуй, блокировать. А то депрессивно как-то получается.
e_u_r
September 25 2017, 18:53:20 UTC 1 year ago
С одной стороны они действительно считают себя вершиной и не в состоянии относиться к себе критически.
С другой, -- не могут не понимать, что господствующее положение досталось им не совсем эволюционным путём, поэтому страшно боятся диктатуры и "Гитлера", -- то есть, что традиционные взгляды найдут поддержку у начальства и им велят переучиваться или убираться.
pasha_su
September 25 2017, 19:05:20 UTC 1 year ago
Кажется "спор о старых и новых" 17 века уже о том, что превзошли античность и находятся на вершине?
glavbuhdudin
September 26 2017, 06:44:17 UTC 1 year ago
воззрѣнiя на искусство
Ilia Ponomarev
September 26 2017, 06:50:46 UTC 1 year ago
А кто лучше расскажет что-то про нас, чем сами мы?
Re: воззрѣнiя на искусство
philtrius
September 26 2017, 10:06:42 UTC 1 year ago
kukulevich
September 29 2017, 09:57:27 UTC 1 year ago
eu_he_nio
October 3 2017, 11:14:01 UTC 1 year ago
Вот это я понимаю радикальная критика, куда там Белинскому.