philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

* Меланхолично *

Одна старая реплика Salery, на продумать.

Недавній выпадъ philtrius’а противъ современнаго искусства и послѣдовавшая дискуссія дали поводъ для нѣкоторыхъ разсужденій на тему. Предлагалось выбирать: давить ли его безпощадно, бороться ли только джентльменскими средствами, предоставить ли всё естественной конкуренціи. Такая постановка вопроса и тѣмъ болѣе высказыванія въ ходѣ дискуссіи предполагали, однако, что рѣчь идетъ все-таки объ искусствѣ, хотя и «мерзкомъ». Представляя себѣ всё это въ нѣсколько иномъ планѣ, я затруднился принять участіе въ дискуссіи. Я вполнѣ толерантно отношусь къ любымъ проявленіямъ человѣческой натуры, не несущимъ непосредственной угрозы. Поэтому видъ человѣка, прибивающаго себя къ брусчаткѣ или изображающаго изъ себя собаку, меня не травмируетъ, а, напротивъ, забавляетъ (въ отличіе, напр., отъ вида коммуняги, призывающаго на митингѣ къ возстановленію Соввласти въ полномъ объемѣ). Да и за предѣлами «угрожающаго» видъ, скажемъ, малолѣтнихъ дѣтей, используемыхъ профессіональными нищими, вызываетъ у меня непріятныя чувства, а голыя задницы какихъ-нибудь «пусекъ» (тѣмъ болѣе, если красивыя) - не вызываетъ совершенно. Искусствовѣдъ я никакой и вполнѣ допускаю, что въ теоретическомъ планѣ искусствомъ могутъ быть названы вообще любыя человѣческія проявленія, или, во всякомъ случаѣ, люди могутъ проводить тутъ грань по своему усмотрѣнію (не разъ слышалъ: вотъ почему балетъ – искусство, а футболъ – нѣтъ). Но, привыкнувъ воспринимать вещи вполнѣ конкретно, самъ я въ проведеніи границъ между явленіями никогда не затрудняюсь. Допустимъ, легковѣсный трепъ о «парадигмахъ» вполнѣ себѣ жанръ, но когда начинаютъ утверждать, что это - «наука» (и болѣе того, что именно это и есть «наука»), вотъ тутъ уже «рука тянется къ пистолету». Такъ и «искусство» для меня кончается тамъ, гдѣ кончается породившее его общество и начинается «массовое». Но мы все еще живемъ въ эпоху «массоваго общества», и всѣ его уродства приходится принимать какъ данность. Чувства мои страдаютъ лишь тогда, когда эти уродства агрессивно стремятся стереть память о чемъ-то «настоящемъ». Вотъ почему Центръ Помпиду въ Парижѣ въ свое время вызвалъ у меня только улыбку, а вотъ стеклянная пирамида въ Луврѣ, а особенно дворецъ XVII в. неподалеку, «дополненный» какими-то полосатыми столбиками - приливъ жгучей ненависти. Тема «борьбы» съ современнымъ искусствомъ выглядитъ для меня, мягко говоря, проблематично, и не знаю даже, отдаетъ ли philtrius себѣ отчетъ въ томъ, «на что онъ руку поднималъ». Едва ли объектомъ непріязни заслуживаютъ быть непосредственно творцы «мерзости». То, что почитается искусствомъ и образуетъ въ немъ «мейнстримъ», равно какъ и сравнительная цѣнность различныхъ произведеній въ каждую эпоху зависятъ не отъ творцовъ, а отъ «заказчиковъ». Цѣны на аукціонахъ формируются не продавцами, а покупателями. Если среди элиты считается нужнымъ платить наибольшія деньги за какую-то «мерзость», то послѣдняя въ общественномъ сознаніи и становится высшимъ достиженіемъ искусства. Ну и, разумѣется, стиль каждой эпохи тѣсно связанъ съ ея устройствомъ. Пикассо такъ же немыслимъ при Людовикѣ XIV, какъ Веласкесъ – при олландахъ-меркеляхъ. Т.е. представленіе о томъ, что есть искусство, формируется не столько художественной элитой, сколько элитой политико-идеологической, почему его мейнстримная часть и выражаетъ наилучшимъ образомъ духъ эпохи. «Современное искусство» есть искусство эпохи «массоваго общества» въ его «демократическомъ» варіантѣ. И какимъ еще могло бы быть искусство этой эпохи – трудно представить. Это неизбѣжно либо «пролеткультъ», либо «большой стиль» гитлеровско-сталинскаго толка, либо вотъ «дегенеративное искусство». «Современное искусство» - не недоразумѣніе и не «перегибы на мѣстахъ», а наиболѣе адекватное отраженіе въ той сферѣ, которая предназначена искусству, опредѣленной соціально-политической системы. Поэтому оно можетъ уйти только съ уходомъ породившаго его устройства и соотвѣтствующей элиты (какъ ушелъ «большой стиль»). Борьба съ нимъ означаетъ въ сущности борьбу съ этимъ устройствомъ. «Современное искусство» невозможно отдѣлить отъ современной европейской идеологіи и политики, отъ такихъ явленій, какъ бѣснованіе вокругъ геевъ, «политкорректность» или «мультикультурализмъ» и т.д. Невозможно отвергать его, не отвергая то, что нынѣ называется «европействомъ». Въ этомъ смыслѣ существующіе еще въ Европѣ любители «домассовой» культуры (будь то хоть готика, хоть модернъ) это — «бывшіе европейцы» (какъ существовали въ Совдепіи «бывшіе офицеры» и вообще «бывшіе»). Особенно странно должна выглядѣть борьба съ «современнымъ искусствомъ» въ РФ, гдѣ она распространена меньше, но зато ей придается большее общественное значеніе. Въ дискуссіи всплывала демоническая фигура Гельмана (не знаю его, но судя по упоминаніямъ, онъ почитается живымъ воплощеніемъ отечественной «мерзости»). Однако же тѣ, кто хочетъ «какъ въ Европѣ», не могутъ отвергать Гельмана, ибо нынѣшней «Европѣ» адекватенъ именно онъ. Поклонники современной Европы, отвергающіе Гельмана (встрѣчалъ такихъ) – это примѣрно то же, что поклонники Совка, обожающіе цитировать И.Ильина. Конкретно Гельманъ (если дѣйствительно именно онъ воплощаетъ «самое-самое»), кстати (помимо того, что кому-то нуженъ и Гельманъ), выполняетъ и нѣкоторую важную функцію, наглядно демонстрируя РАЗНИЦУ и не давая стереть грань (какъ это дѣлаютъ болѣе «умѣренныя» формы современнаго искусства. Ну и, наконецъ, неминуемо возникаетъ вопросъ «ЧТО ВМѢСТО?». Учитывая, въ какую эпоху мы живемъ, не приходится же говорить о замѣнѣ «мерзости» какимъ-то изъ варіантовъ «настоящей» культуры (я вотъ лично люблю классицизмъ и рококо, что, видимо, отражаетъ разныя стороны моей натуры). Такъ что? Вотъ тамъ у philtrius’а одинъ изъ посѣтителей аттестовалъ себя замѣчательно мѣтко: «соборянинъ-коммунистъ-черносотенецъ». Представилъ себѣ связанное съ этимъ образомъ искусство…
Tags: ars
8

Deleted comment

«Современное искусство» - не недоразумѣніе и не «перегибы на мѣстахъ», а наиболѣе адекватное отраженіе въ той сферѣ, которая предназначена искусству, опредѣленной соціально-политической системы.

забавно и в сием заповеднике наткнуться на марксизм уже советского толка, право. Впрочем, я не удивлен
Гийом Фай. Археофутуристические мысли об искусстве

Журнал Алена де Бенуа «Кризис» осмелился начать спор о современном искусстве: не является ли оно на самом деле обманом. СМИ немедленно объединились, чтобы объявить это преступлением, предательством со стороны «крайне правых». На самом деле, все знают (хоть никто и не говорит открыто), что за почти 50 лет «современное искусство», поддерживаемое государственными субсидиями и оценками СМИ, добилось лишь академичности и снобизма, а теперь постепенно рушится.

Причины этого хорошо известны: обман и некомпетентность. http://schutz-brett.org/3/ru/allcategories-ru-ru/25-russische-beitr-ge/kultura/115-za-chto-my-srazhaemsya.html

Что касается сталинско-гитлеровского стиля... Такая картина как "Возвращение домой" Х.А.Бёхлера в СССР была невозможна.
Интересно, есть сейчас "современное искусство" в области словесности ?
Век назад писали всякие манифесты, пытались что-то устроить, а сейчас не видно.Или я просто не в курсе ?
Тотъ же Платоновъ, по-моему, вполнѣ современное искусство. Я двухъ строкъ не выдерживаю.
Всё, что после Тредиаковского и Сумарокова — современное искусство. От Константина Батюшкова до Александра Пелевина.
Александр Исаич писал манифесты и даже трактат. Как обустроить Россию )!
>«Современное искусство» есть искусство эпохи «массоваго общества» въ его «демократическомъ» варіантѣ. И какимъ еще могло бы быть искусство этой эпохи – трудно представить. Это неизбѣжно либо «пролеткультъ», либо «большой стиль» гитлеровско-сталинскаго толка, либо вотъ «дегенеративное искусство».

Мне кажется, это более-менее справедливо только по отношению к архитектуре. Что же касается всего остального, то, по-моему, Сергей Владимирович не замечает самой массовой и популярной разновидности искусства массового общества - собственно массовой культуры. Искусство массового общества - это не инсталляции и хеппенинги, а голливудские блокбастеры, рок и поп-концерты на стадионах, собирающие по миллиарду просмотров на ютубе клипы, уличная мода, дизайн интерьеров и т.д. и т.п.

А «современное искусство» в том смысле, в каком о нём говорит Волков (от артхаусного кино до всяческого акционизма), играет в жизни массового общества третьестепенную роль. Если оно перестанет существовать, как явление, процентов 80-90 людей этого просто не заметят. Ну кто такой Марат Гельман на фоне Стивена Спилберга с Джеймсом Кемероном, Мика Джаггера с Кэти Перри или Доменико Дольче со Стефано Габбана? Я о существовании этого человека узнал из ЖЖ. И подозреваю, что даже в ЖЖ его имя многим неизвестно.
Ну да, я имел в виду живопись, скульптуру, архитектуру, театр: то, что можно сравнивать с "бывшим" (и о чем шла речь в посте, на который я реагировал). А кино, клипы, стадионные концерты - это явления исключительно МО, их не с чем сравнивать, поэтому я их не касался.
Как-то раз я случайно попал в Праге на персональную выставку какого-то деятеля современного искусства и обнаружил, что вход бесплатный, а охраны нет - красть эти произведения никто не станет, а если их повредят вандалы, то, скорее всего, даже сам автор ничего не заметит. А вот в любой из восьми пражских филиалов чешской Национальной галереи вход стоит от 6 до 9 евро, и туда люди ходят. В Чехии нет таких собраний, какие можно увидеть в Лувре или в Прадо, но несколько работ Рубенса, Рембрандта, Дюрера и Кранаха тут всё же выставлены.

Мне кажется, значение современной живописи, скульптуры и театра совсем невелико. Вот сейчас в Брно в рамках какого-то театрального фестиваля готовится постановка спектакля по пьесе одного прогрессивного хорвата "Наше насилие, ваше насилие". По ходу дела на сцене одна мусульманка будет доставать из вагины флаг, а другую изнасилует Иисус Христос. Действо состоится (если оно состоится) 26 мая, билеты уже распроданы, общественность протестует и негодует, организаторы фестиваля просят полицию защитить их и т.д. и т.п.

Но ведь даже если спектакль не запретят (в Австрии и в Польше его запретили), то его посмотрят несколько сотен человек. И то не из любви к искусству, а из пристрастия к скандалам (не удивлюсь, если окажется, что многие купили билеты с целью сорвать представление). Между тем последний фильм Спилберга, о котором из известных Вам ЖЖ-истов писали Сапожник и Галковский, в чешских кинотеатрах уже посмотрели около 150 тысяч человек. В Сети этот фильм увидит ещё большее количество людей, а года через три-четыре его почти наверняка покажут по ТВ, и тогда общее количество видевших его зрителей в этой стране составит миллиона два или три.

Это абсолютно несопоставимые вещи ни по затраченным средствам, ни по полученной прибыли, ни по степени влияния на умы и вкусы зрителей. Насколько я могу судить, обычный человек воспринимает ситуацию именно так: живопись - это или Рембрандт или импрессионисты, современная культура - это Спилберг, а "современное искусство" - это придурь маргиналов. Которых не грех и побить, когда они переходят определённые границы.
Именно так, но Вы упустили из виду архитектуру общественных пространств. Сегодня роль римских цирков или европейских соборов исполняют, наверное, такие места как аэропорты. Лучшие современные образцы бывают очень хороши как идеологически, так и в исполнении, например новый аэропорт Сингапура, это своего рода шедевр.

Офтопик. В Чехии произошло важное событие игрового мира. Вышла игра Kingdom come: Deliverance. По многим параметрам чехи переплюнули поляков с их Ведьмаком. И вообше, говорят, это новое слово в играх. Не хотите откоментировать?

Хотя их и не с чем сравнивать, стилистически они связаны со всем тем, что воплощает Гельман, и конгениальны ему. Вероятно, при дворе Медичи и кино снималось бы несколько иное). Что же касается футбола, то он не искусство только потому, что произведение искусства призвано запечатлеть некий образ или идею, а футбольный матч ничего такого не запечатлевает: он требует "искусства" лишь в смысле "мастерства", то есть в совершенно другом смысле. При этом высокое мастерство футболиста вполне может доставить эстетическое наслаждение.
Судя по очередям, массовым исвусством в живописи являются Серов, Верещагин и Пояс Богородицы
"Массовое искусство" (в смысле числа поклонников) и "искусство массового общества" - не одно и то же.
Элементы массовой культуры в этом смысле существовали и до массового общества. Торжественные молебны на площади, казни, крёстные ходы, выходы царствующих особ, рыцарские турниры, гладиаторские бои - всё это явления массовой культуры в том же смысле, как и рок-концерты. Разница только в масштабах, которые подскочили с развитием технологий.

kot_pafnusha

April 22 2018, 21:29:52 UTC 1 year ago Edited:  April 22 2018, 22:08:42 UTC

Соборянинъ-коммунистъ-черносотенецъ - это ж Проханов был у Фильтриуса в гостях)!
Наш лектор по философии обращался (в рамках семинаров по искусству) к данному труду, быть может Вы знакомы с ним.

Идея в том, что "искусство -- сны человечества".

"Леноре снился страшный сон..."

Или, может, для нашего времени по Иванову:
"...Леноре снится страшный сон -
Леноре ничего не снится."
"Современное искусство" базируется на системе сигналов распознавания "свой-чужой" и механизмах определения принадлежности контрагента к тому или иному слою (и соответственно допуску к определенного масштаба схемам).
Все остальное сверху- шумовая завеса, достаточно сложная, чтобы уже существовал пласт деятелей, соревнующихся в изощренности узора, наносимого поверх этой завесы.
Вот интересно, о каком "массовом обществе" рассуждают здесь ув. блогеры? Массовое общество после падения Берлинской стены пошинковано на слайсы, расфасовано в вакуумные, непроницаемые для воздуха, упаковки и разложено на полках глобализированного супермаркета.
И как замечено в реплике выше — современное (актуальное) искусство отражает это состояние современного общества.
Т.е. — базируется на системе сигналов распознавания "свой-чужой" и механизмах определения принадлежности контрагента к тому или иному слою (и соответственно допуску к определенного масштаба схемам).
Говоря попроще — кому попадья, кому свиной хрящик. Кому яйца Павленского, кому — "задницы пусек".
А не ндравится когда из влагалища что-то достают (или засовывают) — есть вполне приличные мужья Аллы Борисовны: Филипп Киркоров, Максим Галкин и т.п... Ну или насквозь политкорректный ( и безнадёжно вторичный) Спилберг — прошедший цензуру у самого Галковского...
Всем, готовым объявить войну "современному искусству" следует помнить, что вооруженные действия не так уж необходимы, рынок искусства традиционного на порядки больше, а рыночные отношения, как часто считается, являются главным достижением современной европейской цивилизации
Ну это конечно чистой воды марксизм, которому если чего и не хватает, так это анекдотической простоты и ясности. "- Вот Петька, как ты понимаешь отношения базиса и надстройки? - Да женить их, Василий Иванович, и дело с концом". Оставляя в стороне массовое общество и все его безобразия, предлагаю Фильтриусу самому ответить на вопрос - это средневековая Европа сотворила готику или наоборот?
И вот еще что. Почему-то принято считать все прекрасное естественным и прямо таки обязательным. Вот обязан был Боттичелли написать "Рождение Венеры", а Пушкин "Онегина", в порядке общественной нагрузки надо думать. А точно ли общество, даже и самое совершенное, нуждается в изящном? И где был художник, когда Адам пахал а Ева пряла? Может разумнее будет полагать все прекрасное, что нам досталось, по части чудесного? Ничем оно нам не обязано и в определениях не нуждается.