philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Categories:

* Угрюмо *

Два кусочка изъ Плутарха. Выждавъ немного, ​Киней​ продолжалъ: «А что мы будемъ дѣлать, царь, когда завладѣемъ Италіей?» Не разгадавъ еще, куда онъ клонитъ, ​Пирръ​ отвѣчалъ: «Совсѣмъ рядомъ лежитъ Сицилія, цвѣтущій и многолюдный островъ, она простираетъ къ намъ руки, и взять ​ее​ ничего не стоитъ: вѣдь теперь, послѣ смерти Агаѳокла, тамъ ​все​ охвачено возстаніемъ и въ городахъ безначаліе и буйство​ вожаковъ толпы». «Что же, это справедливо, — продолжалъ ​Киней​. — Значитъ, взявъ ​Сици​лію​, мы закончимъ походъ?» Но ​Пирръ​ возразилъ: «Если богъ пошлетъ намъ успѣхъ и побѣду, это будетъ только приступомъ къ великимъ дѣламъ. Какъ же намъ не пойти на Африку, на Карѳагенъ, если до нихъ оттуда рукой подать? Вѣдь Агаѳоклъ, тайкомъ ускользнувъ изъ Сиракузъ и переправившись съ ничтожнымъ флотомъ черезъ ​море​, чуть было ихъ не захватилъ! А если мы ими овладѣемъ, Никакой врагъ, нынѣ оскорбляющій насъ, не въ силахъ будетъ намъ сопротивляться, — не такъ ли?». «Такъ, — отвѣчалъ ​Киней​. — Ясно, что съ такими силами можно будетъ и вернуть ​Македо​нію​, и упрочить власть надъ Греціей. Но когда ​все​ это сбудется, что мы тогда станемъ дѣлать?» И ​Пирръ​ сказалъ съ улыбкой: «Будетъ у насъ, почтеннѣйшій, полный досугъ, ​ежедневные​ пиры и ​пріятныя​ бесѣды». Тутъ ​Киней​ прервалъ его, спросивъ: «Что же мѣшаетъ намъ теперь, если захотимъ, пировать и на досугѣ бесѣдовать другъ съ другомъ? Вѣдь у насъ и такъ ​есть​ уже то, чего мы стремимся достичь цѣной многихъ лишеній, опасностей и обильнаго кровопролитія и ради чего намъ придется самимъ испытать и причинить другимъ множество бѣдствій».

 

Самъ Архимедъ считалъ сооруженіе машинъ занятіемъ, не заслуживающимъ ни трудовъ, ни вниманія; большинство ихъ появилось на свѣтъ какъ бы попутно, въ видѣ забавъ геометріи, и то лишь потому, что царь ​Гіеронъ​ изъ честолюбія убѣдилъ Архимеда хоть ненадолго отвлечь свое искусство отъ умозрѣній и, обративъ его на вещи ​осязаемыя​, въ какой-то мѣрѣ воплотить свою мысль, соединить ​ее​ съ повседневными нуждами и такимъ образомъ сдѣлать болѣе ясной и зримой для большинства людей.

 

Возвращаясь къ темѣ ненависти технарей къ гуманитаріямъ, долженъ сказать, что это — завихреніе вокругъ проблемы средствъ и ​цѣлей​ жизни. Техника — пусть сложное и совершенное, но средство для жизни, а чтеніе Горація — цѣль оной, и даже когда цѣль унижается ​тѣмъ​, что гуманитарій не готовитъ изданіе Горація, а пишетъ диссертацію о руководящей роли партіи въ поэзіи Маяковского… Кстати, познаніе природы — тоже цѣль жизни, и техническая — антиплатоновская — логика привела къ тому, что цѣль превратилась въ средство для средства.

Tags: pensieri
6
Но нѣтъ: тогда бъ не могъ
И мiръ существовать
В отношении первого отрывка...в семидесятые (или в самом начале восьмидесятых) среди студентов рассказывали анекдот о человеке, который лежал на кровати и плевал в потолок, а зашедший к нему приятель начинал его уверять, что ему надо копать грядки, растить клубнику, продавать и уж после этого лежать, плюя в потолок...
а по мне, чтение Горация - не цель жизни, а всего лишь средство постижения истины
Тот, кто вместо Горация занимается техникой, ближе к постижению истины?
нет. все зависит от того, как читать и как заниматься
От последнего абзаца неплохо так подуло Шпенглером
Готовить издание Горация не равно читать Горация. К тому же техник регулярно производит необходимый товар, тогда как подготовить издание Горация достаточно один раз. Чем будет заниматься гуманитарий? Преувеличивать значимость малоизвестного поэта или искать неправильно поставленную запятую в старом издании, чтобы обосновать новое. Короче, в защиту технарей можно сказать, что значимость гуманитарных наук не равна значимости самих гуманитариев. Как наличие книг Пушкина не обязывает почитать Веру Полозкову. Вообще нужен безусловный базовый доход, чтобы никому не пришлось оправдывать свое существование философскими или имперскими задачами.
Одно другому не мешает. Что, кстати, видно на примере Архимеда.
Слон - животное полезное, а кошка - нет. Хотя есть такой современный ход для включения всех мыслимых человеческих занятий в пантеон полезных: нам песня строить и жить помогает. В его рамках абсолютно всё душезанимательное, от чтения Горация до молитвы Богу полезно тем, что мотивирует человека продолжать ходить на работу и платить налоги, вместо того, чтобы убивать и насиловать ближнего, как все мы очень любим нередко случается, когда душа черствеет в погоне за пользой.
Мощный тролль "Фильтрий". Нет уж, про партию и Маяковского пусть лучше не пишет.
>Техника — пусть сложное и совершенное, но средство для жизни, а чтеніе Горація >— цѣль оной, и даже когда цѣль унижается ​тѣмъ​, что гуманитарій не готовитъ >изданіе Горація, а пишетъ диссертацію о руководящей роли партіи въ поэзіи >Маяковского

Тут вы лукавите, как мне кажется. Для многих адептов истмата, освещающих политику партии, диссертации были именно техникой, осознаннаым средством достижения хорошей жизни, при этом цель была получить партийный паек и дачу.

Да что партийцы, Шедровицкий тот же на Школе злословья прямо сказал, что в философы пошел, чтобы на стремных работах не работать.

rozmysl

November 9 2018, 06:26:12 UTC 8 months ago Edited:  November 9 2018, 06:27:55 UTC

Непрiязнь технарей к гуманитарiям -- признак посредственности таковых. Генiальные технари были одновременно и генiальными гуманитарiями. Лучшiй примѣр -- Леонардо да Винчи. Или Александр Солженицын, математик по образованiю и артиллерист на войнѣ, в то же время выдающiйся писатель. Примѣров множество. Химик-композитор Бородин. Врачи-писатели Чехов и Булгаков.