philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:

Возвращаясь къ вопросу

о Мильтонѣ. Реплика Жозефа де Местра, которая мнѣ очень нравится. На зарѣ существованiя своего журнала я ее уже выкладывалъ, но тогда по вполнѣ понятнымъ причинамъ она осталась практически незамѣченной.
Никто не сомнѣвался въ заслугахъ Мильтона, когда Аддисонъ, приставивъ ко рту рупоръ Великобританiи (самый громкiй инструментъ во Вселенной), закричалъ съ высоты лондонского Тауэра: «Римскiе авторы, греческiе авторы, разступитесь!».
Этотъ тонъ оказался удачнымъ ходомъ. Если бы онъ говорилъ со скромностью, если бы онъ нашелъ замѣчательныя красоты въ «Потерянномъ раѣ», онъ не произвелъ бы ни малѣйшаго впечатлѣнiя; но его смѣлое рѣшенiе, сгоняющее со своего мѣста Гомера и Вергилiя, поразило англичанъ. Каждый сказалъ себѣ: «Какъ! мы располагали первымъ эпическимъ поэтомъ міра, и никто не догадывался объ этомъ! Вотъ такъ невнимательность! Но зато теперь мы знаемъ правду». И на самомъ дѣлѣ, репутацiя Мильтона стала нацiональной собственностью, частью учрежденiй, сороковой статьей; и скорѣе англичане откажутся отъ Ямайки, чѣмъ отъ первенства сего поэта.
Не думайте, однако же, сударыня, что въ Англiи нѣтъ невѣрующихъ. Всѣ знаютъ отвѣтъ Поупа Вольтеру, который задалъ ему вопросъ, почеу Мильтонъ не написалъ свою поэму въ риѳму: «Потому что онъ не сумѣлъ».
Cinq paradoxes à Madame la marquise de Nav…
Cinquième paradoxe. La réputation des livres ne dépend point de leur mérite.
Tags: france, metaphrasis, реакціонное
Да это чистой воды галковщина. Прелесть какая.

Впрочем, я тоже не очень понимаю поэтические достоинства Мильтона.
Въ рамкахъ херасковскаго проекта мнѣ еще предстоитъ изучить эту часть критическаго наслѣдiя Аддисона.
Но соотвѣтствующiй эпиграфъ изъ Проперцiя онъ точно использовалъ.
Эпиграф?
Да, какъ разъ эта реплика — пожалуй, самая знаменитая у Проперцiя (прочь съ дороги, римляне и греки!).
Ах, вот вы о чем.