1. Первый пунктъ гимназическаго Устава 30 іюля 1871 г.: «§ 1. Гимназіи имѣютъ цѣлью доставлять воспитывающемуся въ нихъ юношеству общее образованіе и, вмѣстѣ съ тѣмъ, служатъ приготовительными заведеніями для поступленія въ университетъ и другіе высшія спеціальныя училища». Сейчасъ школьное образованіе цѣнятъ за подготовку къ поступленію (въ т. ч. и оффиціальныя лица, это, напр., главный мотивъ гордости московскихъ властей). Но между современной постановкой вопроса и вторымъ пунктомъ тогдашней — пропасть: гимназія должна была выпустить ученика, готоваго и способнаго къ высшему образованію, сейчасъ, кромѣ поступленія, никакой цѣли нѣтъ. Отсюда и разница въ правилахъ пріема: окончаніе гимназіи само по себѣ даетъ право на учебу въ университетѣ, а школьный аттестатъ — нимало.
2. Въ Венесуэлѣ, кажется, будетъ весело.
3. Интересно, а изслѣдовалъ кто-нибудь воспріятіе риѳмъ публикой? О профессіоналахъ понятно — Херасковъ любилъ глагольныя риѳмы съ согласованіемъ заударныхъ звуковъ, а Ширинскій-Шихматовъ вообще не любилъ глагольныхъ риѳмъ. А извѣстно ли что-либо о простыхъ потребителяхъ поэзіи? Заодно прошу читающихъ эти строки, независимо отъ того, пишутъ они сами стихи или нѣтъ, отвѣтить на вопросъ: какія требованія они предъявляютъ къ риѳмамъ, когда оцѣниваютъ стихи?
Мой отвѣтъ.
а. Допустимая точность. Расхожденіе въ согласныхъ возможно только одно: й. Блоковская риѳма основатель — фрегатѣ недопустима, риѳмы типа рати — братій — допустимы, но не слишкомъ часто. Безъ согласованія заударныхъ звуковъ сейчасъ, по-моему, нельзя считать точными риѳмы на –ой. Въ гласныхъ допустимо и даже хорошо расхожденіе редуцированныхъ звуковъ въ обрамленіи согласныхъ. Алымъ — покрываломъ — хорошая риѳма, алы — покрывало — плохая.
б. Грамматика. Разумѣется, риѳмовка одинаковыхъ грамматическихъ элементовъ (силлабическое читати — писати) снижаетъ качество риѳмы. Въ массовомъ случаѣ это должно компенсироваться согласованіемъ заударныхъ звуковъ, что дѣлаетъ риѳму не цѣликомъ грамматической. Мнѣ нравятся и легкія, и значительныя грамматическіе смѣщенія. Раньше я любилъ риѳмовку имени и глагола, но теперь въ общемъ случаѣ сочетанія типа грозила — могила оставляютъ меня равнодушнымъ.
в. Назовемъ ихъ такъ — композитныя риѳмы типа того лишь — изволишь кажутся мнѣ сильной приправой, и примѣнять ее нужно въ мѣру. Возможно, у филологовъ-профессіоналовъ есть для такихъ названіе, но сейчасъ я его не упомню. У Маяковского мѣры и вкуса не было (впрочемъ, онъ самъ представляетъ собой совершенно безсодержательный формальный экеспериментъ, слава Богу, оставшійся безплоднымъ).
travellersjoy
January 25 2019, 05:45:49 UTC 6 months ago
Точность и скромность - ни в коем случае не мешать "тому, что слева". Если есть особенно богатая, глубокая и редкая, то непременно уравновесить подчеркнуто скромной. В шуточных стихах, эпиграммах и т. д. это правило не действует: там чем изобретательней, тем лучше.
Про простых потребителей ничего не знаю - думаю их нет вовсе, сейчас все потребители пишут сами и одичание у нас тут чудовищное. Давеча я прочел, что скончался толстый журнал "Арион" - вышло у них что-то около сотни номеров, каждый по 100-200 страниц. Утверждаю, что за всю их историю они не напечатали ни одного настоящего стихотворения. Люди - в большинстве своем - просто не знают уже, что это такое, антропологический сдвиг произошел.
inau
January 25 2019, 09:24:49 UTC 6 months ago
travellersjoy
January 25 2019, 13:55:40 UTC 6 months ago
inau
January 25 2019, 14:25:21 UTC 6 months ago
travellersjoy
January 25 2019, 15:21:02 UTC 6 months ago
Алекс Росс
January 25 2019, 07:03:12 UTC 6 months ago
philtrius
January 26 2019, 04:10:53 UTC 6 months ago
alexvelikoross
January 26 2019, 08:57:18 UTC 6 months ago
я , кстати, поторопился. Гениальный человек гениален во всём . Актёр он тоже гениальный. Недавно смотрел его ролик на ютубе. Там он вначале проникновенно рассказывал о несчастной любви своего отца. Но в конце когда сказал : "человек тонкий чувствующий" - типа сам он такой настоящий мягкий интеллигент , я зная уже истинный характер этого несгибаемого жесткого уникума чуть не улетел со стула , потому что минутой до этого у меня ( а у меня тоже была одна глубоко задевшая на всю жизнь первая любовь...)выступили чуть ли не слезы , а тут такой поворот:) Как театральный критик , съевший пуд соли и , к сожалению, уже не могущий просто смотреть сюжеты и игру актеров , а всегда машинально "копающий"( и копающийся как доктор внутрях)в подоплеке событий я кричу : БРАВО !
:)
qweek2
January 25 2019, 08:05:27 UTC 6 months ago
philtrius
January 26 2019, 04:12:10 UTC 6 months ago
alexvelikoross
January 26 2019, 08:58:24 UTC 6 months ago
Съ отчаяніемъ въ голосѣ
philtrius
January 26 2019, 11:56:27 UTC 6 months ago
RE: Съ отчаяніемъ въ голосѣ
alexvelikoross
January 26 2019, 12:22:56 UTC 6 months ago
Вас понял:)
ну я тоже от бунинской и набоковской поэзии не в восторге. Т.е. конечно - очень хороша , но по сравнению с их гениальной прозой - ну не то :)
plyazhnikov
January 25 2019, 08:46:09 UTC 6 months ago
По поводу рифм, согласен с Вами по п. а); также считаю допустимой частоту глагольных рифм не более 1 на 6 пар, т.е. в 12 строках может быть 1 глагольная рифма, иначе это халтура.
platonicus
January 25 2019, 09:31:14 UTC 6 months ago
Вообще говоря, риѳмы прiемлю любыя, но неточныя въ общемъ случаѣ разцѣниваю какъ недочетъ - отъ жанра зависитъ, насколько серiозный. Глагольныя тоже, и примѣрно настолько же важный. Въ общемъ же случаѣ риѳма тѣмъ лучше, чѣмъ она неожиданнѣе и притомъ естественнѣе въ текстѣ. Если въ риѳмѣ два существительныхъ, лучше, чтобы они риѳмовались не по всѣй парадигмѣ.
u_chitelka
January 25 2019, 09:46:42 UTC 6 months ago
medved_kuznets
January 25 2019, 09:58:23 UTC 6 months ago
б. Больше смещений хороших и разных.
в. Композитные рифмы в принципе редки, чтобы их ещё и ограничивать. Но знание меры - это вообще великое искусство.