2. Зафиксируемъ двѣ точки, и непонятно, связаны онѣ или нѣтъ. Для странъ юго-восточной Азіи націонализмъ — норма. Въ странахъ юго-восточной Азіи невозможно открытое образованіе, поскольку система письменности такова, что на освоеніе своего по необходимости тратится очень много времени. Я имѣю въ виду всѣ оговорки, не только связанныя съ системами письменности, но и съ тѣмъ, что древнекитайскій игралъ въ регіонѣ роль латыни.
Для европейской школы закрытость — предательство греко-римскихъ корней собственной культуры и представляетъ собой нонсенсъ.
3. Недавняя реплика Иванова-Петрова о пониманіи и любви — удар въ самое сердце филологіи. Я вотъ въ отвѣтѣ развелъ ихъ по разнысмъ вѣдомствамъ, а теперь сомнѣваюсь: возможно ли понимааніе безъ любви? Какова любовь безъ пониманія? Въ конечномъ итогѣ главный инструментъ изслѣдователя — сама его личность, и у того и другаго общій корень. Кстати, и самъ Ивановъ-Петровъ гдѣ-то писалъ, что у изучающихъ червей есть потребность высказаться объ ихъ красотѣ — у изучающихъ бабочекъ такого нѣтъ.
Въ скобкахъ отмѣтимъ, что у Алданова гдѣ-то есть реплика: любовь ничего не даетъ для понимания, нужна ненависть. Иногда — съ уточненіемъ формулировокъ — это такъ: для любви, скажемъ, къ Бѣлинскому нужно злоупотребленіе правомъ на глупость, причемъ такое, которое дѣлаетъ пониманіе проблематичнымъ. Но мое отношеніе къ нему сложно: ненависти нѣтъ, презрѣніе и насмѣшка — да, но и опредѣленное сочувствіе къ неразрѣшимымъ обстоятельствамъ: собственныя легкія ставятъ крестъ на его жизни, если онъ останется въ Петербургѣ, а финансовыя обстоятельства таковы, что больше нигдѣ — даже и въ Москвѣ — онъ жить не можетъ (прошу прощенія за отступленія и болтливость). Да и филологія — служба пониманія по опредѣленію Аверинцева — можетъ трактоваться по-разному: мнѣ интересно возстановленіе контекста и совсѣмъ не интересна интерпретація, и одинъ коллега какъ-то сказалъ по поводу одной работы, что я остановился тамъ, гдѣ слѣдовало бы начать.
О возможной полнотѣ пониманія нужно говорить отдѣльно.
Думаю, что любовь (или эмоція вообще) является необходимой предпосылкой пониманія — именно она задает необходимую для него энергію. Любовь же вырастаетъ, какъ мнѣ кажется, изъ смѣси понятнаго съ непонятнымъ (въ игнорированіи этого факта коренится та катастрофа, какую вызвалъ въ школѣ Ушинскій: псалмы понятны-непонятны, они задаютъ энергію, а прозрачные разсказы о нравахъ мухъ оставляютъ ребенка на мѣстѣ и не даютъ импульса для продвиженія впередъ).
Мнѣ никогда не случалось понять того, къ чему я былъ бы равнодушенъ.
aquilinus
July 1 2019, 18:22:22 UTC 1 month ago
philtrius
July 1 2019, 18:28:52 UTC 1 month ago
Орiентированное на чужое не въ меньшей степени, нежели на свое.
aquilinus
July 1 2019, 18:59:50 UTC 1 month ago
philtrius
July 1 2019, 20:41:19 UTC 1 month ago
Да.
smol1
July 1 2019, 18:54:59 UTC 1 month ago
ИМХО любовь это та же ненависть, только с противоположным знаком. Влюблённый приписывает объекту своей любви достоинства, которыми тот в реальности не обладает. Аналогично ненависть приписывает пороки. В обоих случаях, оценки будут необъективны.
wingover
July 1 2019, 19:01:17 UTC 1 month ago
medved_kuznets
July 2 2019, 05:30:30 UTC 1 month ago
korob_kov
July 3 2019, 19:57:59 UTC 1 month ago