philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Кутаиси

Долженъ еще разъ извиниться передъ читателями. Я нашелъ источникъ своей кутаисской информаціи, каковой и представляю; но это не РГИА. Здѣсь память мнѣ измѣнила. Засимъ цитата съ точной ссылкой.
Титлиновъ Б. В. Молодежь и революція. Изъ исторiи революцiоннаго движенiя среди учащейся молодежи, духовныхъ и среднихъ учебныхъ заведенiй. 1860–1905 гг. Съ предисловiемъ и под редакцiей Э. Э. Эссена. Л., Государственное издательство, 1924.
До демонстрацiи съ лозунгами «Да здравствуетъ Японiя! Да погибнетъ Россія» дошло дѣло въ Кутаисѣ, гдѣ къ семинаристамъ присоединились епархіалки (с. 87–88). Экзархъ Грузіи писалъ: «Въ городѣ Кутаисѣ, съ ничтожнымъ здѣсь по количеству русскимъ элементомъ, антирусскiя тенденціи проводятся съ особенной настойчивостью, заражая умы учащихся. Съ этимъ явленiемъ борьба совершенно невозможна; направляемое и поддерживаемое мѣстнымъ туземнымъ сообществомъ, оно составляетъ причину всѣхъ золъ и неустранимое препятствiе для воспитательнаго воздѣйствiя на учащихся». Экзархъ предложилъ закрыть семинарiю, что и было сдѣлано.

Отмѣчу, что семинаріи по всей Имперіи были до основъ потрясены революціей, но для епархіальныхъ училищъ это совсѣмъ не типично; безпорядки въ нихъ были только на Кавказѣ.
Tags: цитаты
8
Спасибо Вам за Ваше благородство!
Это скорѣе остатки порядочности.
Порядочность я отношу к благородным чертам.
Однако, сути дела это не меняет. Интенционально "Сдохни Россия" и "Да погибнет Россия" одно и то же.

Меня в данной ситуации поразил следующий момент - "антирусскiя тенденціи.. съ особенной настойчивостью направляемое и поддерживаемое мѣстнымъ туземнымъ сообществомъ". Учитывая особое отношение к Грузии и грузинам, вошедшим мирным путем в состав Российской империи, нельзя не удивиться, чего же им не доставало-то? И не лежат ли причины подобных настроений отнюдь не в колониальной политике российской власти, а в самом "туземном обществе"?

Я именно такъ и думаю.

Экзарх знал что ,куда и как писать,как акценты расставлять.
А грузины да,дикари,хоть и при Константине Великом Крещение приняли.Желать иметь собственную церковь,а не назначенцев из Каширы или Твери,это конечно неслыханно...

Для чего и куда — стопроцентно безразлично. Важно, правду или ложь. Если ложь, то докажите, но не абстрактными соображенiями. Съ «царизмомъ» Вы уже очень по-крупному промахнулись, такъ это не работаетъ.

Я не промахивался.Во первых,о "царизме" это было предположение,а не утверждение,во вторых,по содержанию это предположение верно.Источник-" Молодежь и революція." Это не о межнациональном ,по меньшей мере.
Вы утверждаете,что непримиримого противоречия между сторонниками экзархата и автокефалии не существовало?

Меня Вы, какъ Вы понимаете, нисколько не убѣдили. Я Васъ тоже не надѣюсь, а темперамента спорщика у меня нѣтъ.

Спорят ведь не для убеждения собеседника,а для обьективации собственной (субьективной) позиции,для выявления возможностей внешних обьективных критических оценок.Так что, вполне.
Я против стилизации(мифологизации,если угодно) истории,это смертельно опасно.
А чего будет недоставать вам при власти Китая?
..части НОАК уже на подходе к Москве?
Ваша позиция по поводу независимости России зависит от наличия каких-то войск у Москвы?
Упоительный мир версий про "криптоколонии" и прочие "теории" оставляю другим..
Может тогда оставите другим народам решать как им жить в составе империи, раз ваш патриотизм не позволяет даже в теории представить русских в такой же ситуации? Хотя что представлять. В Золотой Орде была и автономия и свобода веры, однако политику "Золотая Орда, погибни" претворили в жизнь.
..я теряю нить разговора. А с чем, собственно, Вы спорите? Вы выступаете за конкретных "малых сих" и священное право бросить в лицо фараона имеретинское "lets my people go"? Или же Вам в принципе не по сердцу любые империи, которые, как известно, суть есть "тюрьмы народов" и имманентный ужас?
Мне показалось, что это вы спорите с возможностью проводить исторические аналогии. Вы задали вопрос - чего не хватало грузинам. Кажется, был дан понятный ответ - того же чего не хватало России при татарах. То есть независимости. Вы не способны признавать в других народах эту потребность?
..у меня возникло ощущение, что Вы говорите сами с собой или же просто не слышите собеседника. Рискую навлечь неудовольствие ув. автора сего журнала за излишний флуд (особливо когда тема, собственно, исчерпана), но все же позвольте напомнить трюизмы:

1) Грузия вошла "en masse" в состав РИ добровольно;
2) Грузия имела особенный статус в виде совершенно непропорционально высокого (я бы даже сказал запредельного) присутствия туземной элиты в составе элиты общеимперской;
3) Никаких планов русификации (а разве только это и могло как-то ущемить национальное чувство катающихся как сыр в масле грузин) по отношению к туземному населению имперская власть никогда не строила;

В итоге все тот же вопрос - чего не хватало?

P.S. И да - про "свободу" и "автономию" Руси при иге, простите, совсем не смешно.. я же не мальчик, чтобы такую лапшу мне вешать на уши.
Но вы же вешаете лапшу про то, что если какой-то грузинский царь подписал бумажку о вхождении Грузии в состав России, то через сто лет грузинские патриоты должны ее свято соблюдать. Какое дело простым патриотам, что куча их князей стали русскими дворянами? Как это должно влиять на идею национального суверенитета? Планов по татаризации не было и в Золотой Орде. Непонятны ваши претензии. Автономии у русских было больше, чем у Грузии. Свои правители, своя армия.


Если Путин подпишет бумагу о добровольном вхождении России в состав другого государства на тех же условиях, что и когда-то вошла в состав России Грузия, вы видимо будете довольны.
1) Речь шла о грузинах, их положении и мотивах их поведения в РИ, а не отношении современных (особливо "простых") к прошлым.

2) Вот когда Пу подпишет, тогда и будет предмет для подобных разговоров..

3) Еще более мне не интересно, чего там думают "грузинские патриоты".
Так именно простые грузины нач. 20 века и имелись в виду. Или вы уже забыли, что обсуждаются семинаристы Кутаиси? Какие у них были обязательства за подписанный за сто лет до того трактат и какое им дело до дворян грузинского происхождения в Петербурге? Вообще, если ставить цель понять, чего не хватало грузинам 120 лет назад неплохо узнать, что думали грузинские патриоты в ту эпоху.


Наверное у вас и по все остальным принципиальным вопросам такой ответ. Готовы ли защищать независимость своей страны? "Вот когда нападут, тогда и отвечу" Считаете ли вы, что Россия должна быть независимым государством? "А че отвечать, раз она и так независимая, подожду, когда потеряет независимость"


Судя по тому, что вы стали отвечать и додумывать за меня, предлагаю завершить наш содержательный и увлекательный диалог. Кроме того, вы как-то излишне страстно встали на сторону "грузинских патриотов", до которых, напомню, мне нет никакого дела.
Бог знает откуда эти детские фантазии о перспективах КНР...Может быть из советского анекдота: Два китайца Моня и Изя разговаривают:"Да,при русских было лучше." "Да,хоть не нужно было глаза щурить".
Для автора этого журнала превращение России в "объект политики" не детские фантазии.
Не "превращение" России,а "исчезновение" России век тому и невозможность трансформации федерации в "Россию".Скорее всего это является причиной переживания автора.Могу предположить,что политическая обьектность государства для автора третьестепенна.Вот был СССР,очень даже "субьект",это не значит что автор комплиментарен этому.
Теперь окончательно понятно,о "настроениях".Экзарх...К тому моменту тенденция восстановления автокефалии была уже доминирующей среди грузинского духовенства,власть слабела...Экзарх,по сути,говорит не о "населении",а о профессиональных "конкурентах".

Разумѣется, Вы лучше знаете, о чемъ говоритъ экзархъ, чѣмъ самъ экзархъ, и въ видѣ пожеланiй Россiи сдохнуть (прошу прощенiя, погибнуть) формулируются невинныя и скромныя пожеланiя автокефалiи.

Разумеется так.Я знаю что такое бюрократ,будь то российско имперский,советский или россйско-федеративный.
Все же,по какой то причине,Вы не желаете видеть разницы между "сдохнуть" и "погибнуть".Ну,попробую еще раз,Вы должны согласиться,что на дуэлях "погибали",а не "сдыхали".
С одной стороны, комично на протяжении недели с лишним обсуждать право и мотивы хозяина журнала не ходить в хинкальные, но, с другой стороны, раз уж дошло до источников, у испорченного читателя начинают возникать всякие вопросы, например, про кутаисское туземное сообщество. Жаль, что нет возможности быстро проверить, не было ли во время тамошних беспорядков 1905 г. лозунгов типа "пусть сгинет Тифлис и все кахетинцы", вдруг окажется, что туземное сообщество ненавидело не только русских, а вообще всех приезжих. Грузия очевидно была обязана России своим относительным единством, но из этого не следует, что каждый местный царек присоединялся к РИ добровольно, из источников в открытом доступе я вижу, что Имеретия как раз пыталась воевать, пусть меня поправят.

Ну и уж раз все приводят аналогии, у меня был когда-то сводный дядька, человек в целом незлой, но, будучи в подпитии, он периодически заявлял, что хотел бы лично расстрелять всех армян. Обычно с ним не считали нужным спорить, но встает вопрос: имею ли я моральное право читать лекцию по этноорганологии группе, в составе которой есть студент с армянской фамилией?

Igor Nefedov

July 7 2019, 07:55:18 UTC 4 weeks ago Edited:  July 7 2019, 07:58:10 UTC

Могло быть что угодно (я о факторах, породивших обсуждаемое событие далекого 1905 года), но пока что мы имеем дело с фактом, что плакаты "Да сгинет Россия" имели место быть, а плакатов с подобными пожеланиями в адрес Имеретии или Аджарии нет. К слову, в то же самое время при антиправительственных выступлениях на национальных окраинах РИ, например, в той же Польше, лозунги носили именно антирусский и антироссийский характер. И никто среди участников, скажем Лодьзинского восстания, не призывал кары небесные на головы кашубов или мазовшан.
Спасибо огромное!
Спасибо за ссылку. Я правильно понимаю, что семинаристы примкнули к демонстрации, а не организовали ее, то есть настрой против империи (или России) не ограничивался духовными училищами?

Я не сомневался в достоверности Ваших сведений - они вполне укладываются в общую картину происходившего в России, особенно на т.н. национальных окраинах, в то время. Мои сомнения касаются Ваших далеко идущих выводов.
Я никогда спеціально не изучалъ этотъ вопросъ и не располагаю иной информаціей, кромѣ той, какую выложилъ. Не знаю, кто организовалъ демонстрацію; о націонализмѣ общества какъ питательной средѣ пишетъ экзархъ, и нужно привести основанія, чтобы уличать его во лжи, но вообще было бы странно предполагать, что дѣти прониклись антирусскими настроеніями, а взрослые думаютъ противоположнымъ образомъ. Болѣе естественно считать, что такой открытый прорывъ представляетъ собой кульминацію нѣкотораго явленія, которое въ латентномъ видѣ много шире.
"Болѣе естественно считать, что такой открытый прорывъ представляетъ собой кульминацію нѣкотораго явленія, которое въ латентномъ видѣ много шире." Это ведь не только о кутаисских событиях,это о 1905.С этим можно согласиться.Это и есть революция.Где вот только Мария Александровна Спиридонова "прониклась" непонятно...,
или в губернском дворянском собрании,или в Тамбовской женской гимназии,или дома.
У Титлинова много такого - там же и про взрыв в печке в семинарии где-то в центральной России (если о раннем случае речь, 60 или 70-е г.г.). Он сам из семинаристов вроде, поэтому в книжке необычная для позднейшей историографической традиции тенденция - много о такого рода случаях "борьбы" в среде семинаристов.

Я не думаю, что это ставитъ подъ сомнѣнie его данныя въ этомъ случаѣ.