philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Varia

1. Харьковскіе студенты 199 лѣтъ тому назадъ
Студентъ Александръ Поповъ зналъ, что Херасковъ лучше Мильтона: «Херасковъ такъ же писалъ Оды, хотя не въ такомъ возвышенномъ тонѣ, но за то отличающіяся плавностію и связнымъ ходомъ мыслей. Ему предоставлено прославиться болѣе въ родѣ Эпическомъ, и еще, естьли не ошибаюсь, въ прозѣ. Его Россіяда, плодъ шестилѣтнихъ трудовъ, хотя не можетъ стать на ряду съ Иліадою, Енеидою и съ нѣкоторыми первоклассными Поэтами просвѣщенныхъ народовъ: по крайней мѣрѣ, твореніе сіе имѣетъ неотъемлемыя достоинства, и поставитъ Автора между лучшими Епическими Стихотворцами. У него едвали можно сыскать что нибудь хотя подобное, какъ у Мильтона превозносимаго похвалами, гдѣ Ангелы имѣютъ артиллерію и сражаются пушками!!!» — Краткое обозрѣніе начала, постепеннаго возвышенія и успѣховъ Россійской Словесности. Студента Александра Попова. — Сочиненія и переводы студентовъ Императорскаго Харьковскаго Университета, читанныя 1820 года Іюня 30 числа по окончаніи экзаменовъ ихъ. Въ Харьковѣ, Въ Университетской Типографіи, 1820 года. С. 30–31.
А студентъ Дружкевичъ (тамъ же) говорилъ: «Полезно и сладостно возпоминать прошедшее. Человѣкъ по природѣ своей склоненъ къ тому, чтобы проницать сквозь густоту мрака, коимъ время сокрыло прошедшія дѣянія отъ его любопытнаго взора: и сія склонность въ немъ такъ сильна, что ни чѣмъ и никогда удовлетворена быть не можетъ». — О пользѣ народной исторіи относительно познаній и относительно нравовъ. С. 42.
2. Изъ ненаписанной рецензіи
Авторъ владѣетъ и матеріаломъ, и перомъ, и мыслью.
3. Такъ говорилъ Лао Цзе
Если ты принялъ горизонтальное положеніе, либо выходи изъ него, либо ползи!
4. Своеобразный русскій путь
Я долго уже говорилъ, что крайней степенью безнравственности считаю радѣніе о народномъ благѣ, а половой развратъ — недосягаемой нравственной высотой для такихъ радѣтелей. Это особенно хорошо видно на примѣрѣ народовольцевъ, чистыхъ въ этомъ отношеніи. Если бы они предавались разнузданнымъ оргіямъ, въ ихъ поведеніи было бы что-то низменное, но все же человѣческое; а свобода отъ остальныхъ пороковъ лишь подчеркиваетъ сатанизмъ — уже ничѣмъ не разбавленный — главнаго дѣла. Такимъ образомъ, когда послѣ 1905 года гимназисты, оставивъ въ покоѣ народное благо, защита коего превратилась въ неприкрытый разбой, стали интересоваться вопросами разврата (тогда онъ, кстати, сравнительно съ современнымъ, былъ относительно невиннымъ, я началъ какъ-то арцыбашевскій романъ, но скука не дала дочитать до порнографіи), — это означало мощный моральный подъемъ. Онъ долженъ былъ перейти — и началъ переходить — въ интересъ къ искусствамъ и наукамъ.
Но современный западный дискурсъ, кажется, другой. Нѣтъ народнаго блага безъ разврата, и нѣтъ разврата безъ народнаго блага. И съ противоположной стороны — защита права на свободное использованіе результатовъ своего труда и права имѣть нормальную семью тѣсно связаны между собой.
5. Сейчасъ римскому другу можно было бы написать:
Мнѣ развратники милѣе, чѣмъ ворюги.
У меня не получилось достроить это до полноцѣнной строфы. Кто-то можетъ оказаться удачливѣе.
Tags: pensieri, реакціонное
8
«Полезно и сладостно возпоминать прошедшее. Человѣкъ по природѣ своей склоненъ къ тому, чтобы проницать сквозь густоту мрака, коимъ время сокрыло прошедшія дѣянія отъ его любопытнаго взора: и сія склонность въ немъ такъ сильна, что ни чѣмъ и никогда удовлетворена быть не можетъ».

Спасибо за содержательный эпиграф к народным историческим изысканиям
Не за что.
Развратник мне милей чем расхититель,
И оба много лучше кровопийцы.
И от Цезаря далеко и от вьюги,
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Мнѣ развратники милѣе, чѣмъ ворюги,
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.
Мнѣ развратники милѣе, чѣмъ ворюги
Раз сказала мне наместника сестрица
Впрочем, все вы только цезаревы слуги
И никто не захотел на мне жениться

russ_dilettante

July 21 2019, 07:39:44 UTC 2 weeks ago Edited:  July 21 2019, 12:24:34 UTC

1. Интересно, читал ли студент Попов Мильтона? Подозреваю, что неточные французские переводы (в лучшем случае).

4. Я читал "Санина". Называть его порнографией уже тогда (в 1907 году) было довольно смешно. Половое поведение героя - по меркам его времени и социального слоя - даже и не разврат. Несколько наивно-откровенный реализм - то, что подразумевалось у Толстого и Чехова, у Арцыбашева иногда описывается явно. После "Мелкого беса" и "Крыльев", однако, "Санин" должен был показаться довольно пресным. Видимо, прогрессивные критики не могли смириться с героем, который считает личную жизнь важнее борьбы за народное счастье.

Что касается народовольцев, то, разумеется, для России было бы лучше, если б они предавались излишествам другого, мирного рода. Но вряд ли они были в силах избавиться от морока владевших ими идей - не более, чем Антигона, скажем, могла убедить себя в гибельности слепого следования старинному ритуалу.

У меня "Санин" - одна из любимых книг, там много здравых мыслей, для своего времени подчас крамольных. По поводу тамошней "порнографии" выше уже заметили. Я же добавлю, что Арцыбашева не зря не любила "прогрессивная" общественность, ибо он в своем творчестве (включая "Санина") изрядно походил сапогами по левым и их взглядам и методам.
Вы меня, конечно, поправите, но причиной поворота в умах после 1905 было осознание неиллюзорности шансов получить палашом по черепу, или по-простому - шрапнелину в пузо, а совсем даже не судебную трибуну, восторженные газетные репортажи и прочий модный разврат. И то, гимназисты всё же разделились, и кое-кто, порациональнее, осознал, что если до тебя доезжает драгун, - то это говорит лишь о твоих навыках стрельбы <здесь должна быть картинка "яша свердлов практикуется с маузером в зимнем лесу.jpg", но её так просто не найдёшь>.
И кстати, Лао Цзе глубоко не прав: если ты лежишь или ползёшь, тебя затаптывают, а если встаёшь, - достреливают или дорубают. Переходить в лежачее положение в принципе нельзя. Если винтовки нет, конечно. А с винтовкой, особенно многозарядной, совсем наоборот, оптимально.