Правительство смотритъ на него недовѣрчиво: еще въ академической привилегiи 1682 г. оно было запрещено. На Александроневскую лавру въ 20-хъ гг. XVIII в. возлагаютъ контроль надъ домашнимъ воспитанiемъ. Однимъ изъ мотивовъ созданiя университета въ Москвѣ является борьба съ гувернерами (само слово получило распространенiе именно при Елизаветѣ Петровне): въ Высочайше одобренномъ проектѣ объ основанiи университета стоитъ: «Всѣ же почти помѣщики… принимаютъ такихъ, которые лакеями, парикмахерами и другими подобными ремеслами всю жизнь свою препровождали». 5.5.1757 Императрица подписываетъ Указъ объ испытанiи иностранныхъ учителей въ Академiи Наукъ и Университетѣ; впоследствiи, когда А. В. Тучковъ хотѣлъ найти для своего сына учителя, который согласился бы выдержать экзаменъ въ Академiи, онъ сдѣлалъ это съ большимъ трудомъ. Отъ правительства не отставало и сообщество ученыхъ и литераторовъ: еще В. Н. Татищевъ въ дiалогѣ «Разговоръ дву прiятелей о пользѣ науки и училищахъ» приводитъ аргументы противъ домашняго воспитанiя: «Многiе за недостаткомъ искуства принимаютъ учителей къ наученiю весьма неспособныхъ, и случается, что поворовъ, лакеевъ… и каких-либо непотребныхъ волочагъ для наученiя благонравiя и политики принимаютъ». Профессоръ И. М. Шаденъ писалъ: «Хотя частнымъ воспитанiемъ и не должно пренебрегать совершенно… поскольку дѣти принадлежатъ не столько родителямъ, сколько обществу, которому нѣкогда они должны будутъ служить, чтобы снискать себе истинное благополучiе, то — да простятъ меня родители — я не могу не предпочесть публичное воспитанiе частному». Литераторы пойдутъ еще дальше: фигура невѣжественнаго парикмахера, а то и бѣглеца изъ Бастилiи, которому довѣрено воспитанiе русскихъ дѣтей, будетъ занимать Д. И. Фонвизина, Н. И. Новикова, И. А. Крылова. А. Н. Нахимовъ сочиняетъ цѣлый пародiйный эпосъ «Пурсонiаду» о такой фигурѣ и въ одной изъ сатиръ клеймитъ соотечественниковъ: «На что имъ съ предковъ брать похвальнѣйшiй примѣръ? Французовъ мало ли сорвавшихся съ галеръ?». До насъ дошло множество анекдотовъ о невѣжествѣ преподавателей. Тѣмъ не менѣе они долго сохраняютъ популярность. Обычно воспитанiе юнаго дворянина начинается дома; русская грамота и ариѳметика ввѣряются дьячку ближайшей церкви, который учитъ юношу по обычаямъ семинарiи; нерѣдко богатые помѣщики приглашаютъ къ себе дѣтей недостаточныхъ сосѣдей, и такимъ образомъ дома возникаетъ маленькая школа. После этого суроваго курса освоившимъ Часословъ и Псалтырь, а также начатки ариѳметики юношамъ предстоитъ знакомство съ гувернеромъ-иностранцемъ; прежде всего это французы, рѣже немцы. Особенно высоко цѣнились швейцарскiе преподаватели, могущiе обучать обоимъ языкамъ. Ихъ поприще — языки, исторiя, географiя; иногда математика. Иногда домашнiй учитель дѣлаетъ замѣчательную научную карьеру: И. А. Геймъ, начавшiй ее въ семействѣ Лопухиныхъ, впослѣдствiи сталъ ректоромъ Московскаго университета. Серьезный переломъ въ качествѣ преподаванiя происходитъ въ эпоху французской революцiи: «поколенiе парикмахеровъ» смѣняется «поколенiемъ аббатовъ», людей высокопросвѣщенныхъ; прежнiе гувернеры вынуждены покидать теплыя мѣста въ столицѣ и искать себѣ пристанища въ провинцiи. Такъ, аббатъ Сюррюгъ, принципалъ коллежа въ Тулузѣ, сталъ учителемъ въ семействѣ Мусиных-Пушкиныхъ; аббатъ де Билли преподавалъ у кн. Петра Одоевскаго, Дюронъ — у гр. Дмитрiева-Мамонова. Есть и более причудливыя исторiи: П. А. Строганова въ конце XVIII в. училъ фанатикъ-революцiонеръ Жильберъ Роммъ, показавшiй своему ученику логовище якобинцевъ въ Парижѣ. Однако картина будетъ неполной, если не вспомнить о благотворныхъ примѣрахъ домашняго воспитанiя; превосходные результаты, по свидѣтельству Манштейна, приносила работа плѣнныхъ шведовъ, поступившихъ учителями во многiе знатные дома; блестящее образованiе получилъ дома кн. И. М. Долгорукiй; Г.-В. Рихманъ, впослѣдствiи ставшiй профессоромъ и погибшiй во время эксперимента отъ удара молнiи, былъ домашнимъ учителемъ гр. Ѳ. А. Остермана, которому онъ въ моментъ жесточайшей служебной катастрофы, постигшей его отца, посвятилъ нѣмецкiй переводъ «Опыта о человѣкѣ» Поупа; это былъ примѣръ выдающагося гражданскаго мужества.
Там может быть и другой мотив. Если помните, во времена новикова и вскоре после были очень яркие примеры: правительство не дозволяло совершать поступки безусловно благие, но - исходящие не от монарха, не от его служащих. Лечение инвалидов или там бесплатные столовые. партикулярные кружки для изучения искусств - такие вещи преследовались именно и только потому, что они частные. Когда общество... как там?.. словестности? в конце 18-го организовывалось, вскоре после разгрома новиковцев, специально в его уставе было оговорено. что собираться в будут в казенном помещении (университете) и сторонние люди допускаться не будут. то есть - под надзором казенной корпорации. Возможно, частное воспитание тоже ассоциировалось с таикми вот особенными видами образовнаия - тогда как его следовало сделать регулярным. официальным. и прозрачным для взгляда сверху.
Не думаю. Изначально былъ религiозный мотивъ. Государственническiй могъ быть при Петрѣ. Боялись скорѣе развращенiя нравовъ, чѣмъ чего-то «нерегулярнаго». И никогда въ борьбу противъ домашняго воспитанiя не вкладывали энергiи. Николай І побѣдилъ его въ честной конкуренцiи, не запрещая.
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
ivanov_petrov
January 2 2007, 15:35:36 UTC 12 years ago
philtrius
January 2 2007, 16:10:26 UTC 12 years ago
lectiobrevior
January 2 2007, 18:56:22 UTC 12 years ago
philtrius
January 2 2007, 18:57:39 UTC 12 years ago
lectiobrevior
January 2 2007, 19:24:36 UTC 12 years ago
andreig81
August 8 2008, 19:09:51 UTC 10 years ago