Очень глубокое замѣчанiе на самомъ дѣлѣ. Когда вышли «Мертвыя души», публика была искренне убѣждена, что это о современной Россiи (ну, съ патентованнаго дурака Б. к. и взятки гладки, но въ чемъ дѣло, понялъ, кажется, одинъ Ю. Ѳ. Самаринъ).
Есть, впрочемъ, сатира и не столь высокаго уровня (Щедринъ), и низшаго (Дорошевичъ, напр.). Помню, читалъ замѣтку послѣдняго (если память не измѣняетъ), разоблачавшую скупость царизма: тамъ выведенъ нищiй учитель гимназiи, на котораго кричитъ жена (неработающая, естественно), что нѣтъ денегъ на новый отрѣзъ для платья, и кухарка за то, что нѣтъ денегъ на разносолы. Интересно, можетъ ли сегодня учитель гимназiи позволить себѣ на казенное жалованiе — хотя бы цѣной отрѣзовъ и разносоловъ — содержать неработающую жену и кухарку?
Что же касается Щедрина и вообще сатиры относительно высокаго качества, то она, по-видимому, относится къ человѣческой природѣ, а не къ обстоятельствамъ мѣста и времени. Ну, напримѣръ, не могъ же онъ знать, что современнымъ правителямъ Россiи не будутъ давать спать лавры Угрюмъ-Бурчѣева?
А о Чеховѣ (естественно, о «Человѣкѣ въ футлярѣ») совѣтую всѣмъ прочесть статью М. Соболевой «Страхъ передъ латинистомъ» (Лицейское и гимназическое образованiе, № 3, 1998 г.).
kvakl_brodakl
March 3 2007, 21:44:02 UTC 12 years ago
Но мысль в целом интересная.
А Щедрин, пожалуй, действительно единственный, кто сохранил свою актуальность. Мне тут из каких-то весьма уважаемых СМИ звонили с предложением поговорить об этой актуальности...
philtrius
March 4 2007, 08:53:50 UTC 12 years ago
Но читатель обычно забываетъ, что въ хорошей литературѣ (страницъ 20 изъ «Войны и мира» къ ней ужъ точно относятся) рѣчь всегда о человѣческой природѣ, а не объ актуальномъ…
sarmata
March 4 2007, 07:48:59 UTC 12 years ago
Рассказ об учителе гимназии и кухарке напомнил мне мемуары Агаты Кристи, в которых она с сожалением вспоминает, что до Великой войны даже очень небогатые люди могли позволить себе иметь прислугу.
Кто спорит, что статус учителя гимназии был выше, чем у современного учителя?
К сожалению, объективному изучению и оценке дореволюционной истории России мешают тенденциозность историков, когда трезвый анализ подменяется подгонкой фактов под определенную модель. В результате возникают мифологемы от "царства тьмы" до "России, которую мы потеряли".
philtrius
March 4 2007, 08:42:09 UTC 12 years ago
sarmata
March 4 2007, 09:58:25 UTC 12 years ago
Хотел бы найти статью "Страх перед латинистом" в электронном виде, увы, пока не обнаружил. Помню из мемуаров всеобщий ужас перед "extemporalia" (не один мемуарист о них доброго слова не говорит).
А мне,признаюсь, Беликов внушал в детстве некоторую симпатию (по крайней мере, сочувствие) когда я читал в детстве "Человека в футляре".
cinq_mars
March 4 2007, 07:49:41 UTC 12 years ago
philtrius
March 4 2007, 08:47:27 UTC 12 years ago
cinq_mars
March 4 2007, 09:33:19 UTC 12 years ago