philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Полагаю, что имѣло бы смыслъ — и въ связи съ этимъ, и потому, что недавно (21 января) была годовщина смерти Александра Iосифовича, и — главное — потому, что нужно было рано или поздно это сдѣлать, — всѣ мы не вѣчны, и съ каждымъ изъ насъ уходитъ что-то важное, — набросать нѣсколько мемуарныхъ замѣтокъ объ А. І., которыя не могутъ претендовать на статусъ развернутыхъ воспоминанiй — для этого я зналъ А. І. слишкомъ мало, — но которыя нужно сдѣлать publici iuris.
А. I. — это нужно сказать прежде всего — оставлялъ впечатлѣнiе громаднаго и при этомъ ничуть не давящаго интеллектуальнаго превосходства. Такое не было испытано мной въ общенiи больше никогда — а очень умныхъ людей мнѣ встрѣчалось немало. Мысль безпомощно трепещетъ и захлебывается у тебя на губахъ, а ему уже внятна до послѣдняго оттѣнка — и онъ формулируетъ ее лучше и четче, чѣмъ смогъ бы сдѣлать ты самъ.
Сравнительно активно мы начали общаться съ А. І. въ теченiе четырехъ послѣднихъ лѣтъ его жизни — когда онъ согласился быть руководителемъ моей диссертацiи, для которой далъ мнѣ и матерiалъ. Я весьма гордился его согласiемъ — пока не узналъ, что у него въ обычаѣ не отказывать никому. Экземпляръ диссертацiи съ его помѣтами хранится у меня, Мы встрѣячались нѣсколько разъ въ годъ — когда А. І. пріѣзжалъ въ Москву (прежде всего на чтенiя по исторической грамматикѣ древнегреческаго языка) и когда я бывалъ въ СПб. Когда А. І. бывалъ у меня въ гостяхъ, приглашались два моихъ близкихъ друга (одинъ изъ нихъ по совмѣстительству и френдъ, если захочетъ, онъ отмѣтится). Изъ разговоровъ помню блестящую рѣчь въ доказательство того, что 23 эпиграмма Каллимаха (AP VII, 471) можетъ быть и не ироничной: самоубiйство человѣкъ для себя въ принципѣ отвергаетъ, но можетъ восхищаться чужимъ. Мы съ френдомъ это активно оспаривали.
Продолженiе слѣдуетъ.
Tags: Зайцевъ
Поминали его 21-го с Тимофеем Антоновым. А вы есть вконтакте?
Нѣтъ, кромѣ этого блога и двухъ полудохлыхъ зеркалъ, меня нигдѣ нѣтъ.
Спасибо.
Ну, я отмечусь, конечно :) Зайцев ко мне подошел первый, после защиты (моей), на которой присутствовал, потому что заседал в нашем совете, московском. Поймал в дверях кафедры, протянул руку и сказал что-то вроде "Я Зайцев. Приятно познакомиться". Жест, при разнице возраста и положения, глубоко неожиданный в нашей среде. Но для него, насколько понимаю, само собой разумеющийся. Очень так легко и естественно сказал, каковые черты - легкость и естественность - меня в нем всегда больше всего и удивляли, и радовали. (Это, кстати, к вопросу о вменяемой ему в исходном посте - я мельком проглядел - проповеди элитарности, - сам-то он был удивительно демократичен). Потом, кроме встреч в Москве, были в Питере в гостях у них с супругой несколько раз. А в день его похорон поезда между Москвой и Петербургом стояли восемь часов, в знак траура, очевидно (хоть они об этом и не знали).

Из теоретических разговоров помню про мифологию: Александр Иосифович говорил против структурализма, это можно и из опубликованных текстов почерпнуть (имеется в виду то, чем стал "структурализм" в массовом варианте - когда вместо "двойной" с важным видом говорят "бинарный" и думают, что сказали нечто существенное; эпидемия постструктурализма, когда вместо "бинарный" с еще более важным видом говорят "двойной, но не в том смысле, а в том, которого ты, валенок, все равно скорей всего не поймешь, даже если прочитал всего Деррида", для него не успела стать актуальной). Говорил примерно "я сознательно поставил себе борьбу с этими домыслами", и спрашивал, как я на это смотрю. Я ответил примерно в том смысле, что в миф про мифопоэтическую эпоху не верю, но вопрос не в опровержении, а в том, зачем людям это надо, почему они это делают. Александр Иосифович сказал, что это суррогатные формы религиозности, процветающие в эпоху упадка ее традиционных форм. И это, я думаю, правда.

Научные его работы мне всегда напоминают, что надо иметь смелость нечто утверждать. Я имею в виду, что многие, и сам я, или сам я в первую очередь, весьма склонны нечто описать, а потом усомниться и найти такую хитрую формулировку, чтоб и туда и сюда годилась. Хитрую и красивую: и будет приятно и красиво, и все. Нет, - отвечают мне статьи Зайцева, - если уж ты пишешь, то, во-первых, знай, о чем говоришь, а во-вторых, не останавливайся и говори нечто сам, и рискуй, выдвигай положение, в масштабах ли одной эпиграммы или в масштабах исторического процесса (есть у него и такие наброски), - или молчи. И это не формальные требования ВАКа, а естественные требования человеческой природы, если можно так выразиться. И дело тут совсем не только в пресловутых "точных методах" (хотя и их никто не отменял), но в самой установке и в характере.
"поставил себе задачей", конечно
Спасибо!
молчал, так как не был знаком с Зайцевым лично или по его трудам.
но здесь я прошу разрешения пожать Вам руку.
буду считать, что сделал это в память о Зайцеве и в знак признания всех людей, похожих на него.
Здорово. Спасибо.