philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Categories:
Неглупая и вдумчивая реакцiя на мои писанiя.

Для меня, однако же, неубѣдительная, поскольку тамъ, гдѣ аффтару мерещится смѣщенiе, я вижу подмѣну — подмѣну такого типа, что о прекрасномъ говорить невозможно (таковъ характеръ марксизма въ принципѣ — со сколько-нибудь здоровой эстетикой онъ несовмѣстимъ). Я свою позицiю какъ-то аргументировалъ; встрѣчной аргументацiи не нашелъ, только изложенiе позицiи.
Соцiальный заказъ на идеальное и все прочее — изъ области благопожеланiй и благоглупостей. Не будётъ, вслѣдъ за Ланжерономъ.
«ЕО» — никакая не энциклопедiя русской жизни («что, если» — мимо). А Гоголь такъ и вовсе не имѣетъ къ ней никакого отношенiя (кромѣ декорацiй для своихъ мистерiй).
Оптимальная культурная однородность задается жизненнымъ укладомъ. Надѣяться же, что Толстой замѣнитъ литургiю, — наивно. Въ общемъ и цѣломъ недостатокъ разсужденiя такой — оно о томъ, что школа должна дѣлать, а не о томъ, что она реально дѣлаетъ.
Tags: ludus litterarum, ссылки

Deleted comment

Понимать происходящее можно независимо отъ этого :) А понимаемъ мы его съ аффтаромъ по-разному.
Я виноватъ передъ Вами, что не далъ ссылку на Вашу реплику о моихъ писанiяхъ (она — самая содержательная изъ всего). Сдѣлаю это, какъ только смогу что-то внятное сказать о положительной программѣ.
Кто есть А. Любжин? Вы?
Да, пардон, я как-то забоялась, что ошибусь.
Увы, последнее относится к львиной доле рассуждений, и если бы только частных мнений. Удивительно, что выпускники советской или постсоветской школы так мало заботятся о реализуемости своих идей. Резал-резал Базаров лягушек, а все зря :)
Вот потому то я и пишу, как пишу. Намаялся с читателями, которым показывают подмену, а они видят смещение. Оттого и пришлось выдумать бабофегур, москвичей, слить евреев и геев, геефобов и антисемитов.
Школа должна создавать возможность (применительно к изучению литературы - возможность проникнуться интересом к литературе и пониманием идей, изложенных в книгах) для всех. Но школа должна понимать, что воспользуются этой возможностью не все. И не подменять возможность повинностью.
Это, вероятно, промежуточная позиция. И она, безусловно, "о том, что школа должна делать, а не о том, что она реально делает".
Вдруг пришло в голову: в советских оценках русской живописи была похожая тенденция - всячески превозносить передвижников с их "этическими полотнами" про "бедность-пьянство-тяжкий труд". Принцип "Правдиво и жизненно - значит, хорошее искусство" в данном случае терпел провал вполне визуально: мало того, что правдивого и жизненного там было мало, а много притянутого под политические/социальные предпочтения художников ("Выселение бедноты из кватриры зимой"), так еще это было в значительной части некрасиво - и никакие апелляции к "этическому содержанию" сей факт не отменят. Смысл искусства - прекрасное: если прекрасное этично - это лучшее искусство; если этичное безобразно - это не искусство вообще.
Нѣтъ художника скучнѣе Крамского.