philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Объ этой репликѣ Квакля. Съ однимъ ограниченiемъ — насколько употребимы для частнаго лица государственные инструменты въ литературной политикѣ. Болѣе широко моральную проблематику затрагивать не буду.
Нѣсколько слоевъ.

1. «Не читалъ, но скажу» — позицiя естественная и необходимая. Сканированiе доступной информацiи на ходу, чтобъ не тратить время на чтенiе ненужнаго, — форменная необходимость. Почему нельзя подѣлиться результатами этой работы — понять не могу. Равнымъ образомъ и то, почему эти результаты завѣдомо недоброкачественны. Объ античныхъ произведенiяхъ мы судимъ вѣдь по фрагментамъ и свидѣтельствамъ, и ничего. Да и здравый смыслъ на нашей сторонѣ — чтобы понять, что море соленое, не нужно выпивать его цѣликомъ.
2. Любой писатель (Синявскiй, Данiэль и Пастернакъ въ частности) имѣетъ право на слабое произведенiе. Съ эстетической точки зрѣнiя борьба противъ слабыхъ или хотя бы и завиральныхъ вещей съ опорой на партiйно-государственный аппаратъ СССР отвратительнѣе, чѣмъ какая угодно литературная неудача.
3. Предпосылкой дальнѣйшихъ разсужденiй будетъ то, что они ведутся исключительно въ эстетическихъ рамкахъ; сразу скажу, что крѣпость и эшафотъ я считаю такими же законными средствами эстетической критики, какъ перо и бумагу; для кого такая точка зрѣнiя непрiемлема въ принципѣ, можетъ дальше не читать.
4. Наряду со слабостью есть кое-что другое. Мой анализъ по свидѣтельствамъ и фрагментамъ «Прогулокъ…» Синявскаго и нѣкоторыхъ вещей Сорокина дѣлаетъ очевиднымъ, что какую-нибудь крупную непрiятность въ ихъ жизни со стороны государства (тѣмъ паче не совѣтскаго, а нынѣшняго, теплохладнаго) я счелъ бы вполнѣ оправданной съ эстетической точки зрѣнiя. Не смертную казнь и не каторгу — это черезчуръ, но унизительную торговую казнь и ссылку въ Архангелогородскую губернiю на картошку — вполнѣ. Да, не читалъ, и тѣмъ не менѣе мнѣнiе объ этихъ опусахъ у меня сложилось вполнѣ опредѣленное — не токмо что читать, ихъ въ руки брать нельзя.
5. Наряду съ этимъ нужно сформулировать какъ-то и corpus delicti (или какъ это тамъ называется у юристовъ?) — у меня нѣтъ никакого желанiя подвергать тѣмъ же самымъ наказанiямъ откровенныхъ порнографовъ — какъ бы къ нимъ ни относиться, состава преступленiя въ ихъ трудахъ не усматриваю. Такъ что — оставимъ ужъ Синявскаго, который меня занимаетъ мало, сосредоточимся на одномъ Сорокинѣ — есть аспектъ, который дѣлаетъ порнографiю съ эстетическими претензiями — если формулировать дѣло по существу — значительно болѣе опаснымъ явленiемъ, нежели порнографiю какъ таковую.
6. Дальше многiе «объективирующiе» аргументы, которые можно было бы выдвинуть противъ Сорокина, не выдерживаютъ критики. Своимъ писательствомъ онъ соблазняетъ малыхъ сихъ слѣдовать по стопамъ мэтра — но вольно жъ малымъ соблазняться, и вольно жъ публикѣ считать его мэтромъ! У Сорокина могутъ быть любыя претензiи, но работаетъ онъ въ литературномъ контекстѣ, который не онъ — или не только онъ, или преимущественно не онъ — создалъ. Онъ играетъ на полѣ наличныхъ возможностей, никому не мѣшая использовать и другiя.
7. То наказанiе, какое я считалъ бы справедливымъ для Сорокина, было бы наказанiемъ именно за использованiе этихъ возможностей, а не за что другое. Даже не за использованiе — за удачную попытку. Водрузить мерзость и кощунство на мѣстѣ святѣ.
Ну и лирическое отступленiе о Чернышевскомъ — у него delictum чуть иное, но наказанiе должно быть примѣрно такимъ же.
Зря съ нимъ провели эту мрачную и торжественную церемонiю. Его нужно было высѣчь на публикѣ въ унизительной позѣ. Можно ли считать пророкомъ человѣка, чей поплавокъ, раскрашенный палачомъ въ ярко-пунцовый цвѣтъ, торчалъ высоко надъ помостомъ, а дерганая бороденка мела его грязныя доски? Бросишь ли ему букетъ? А рядомъ долженъ былъ быть оркестръ, скоморохи, народныя гулянiя и разнощики — имъ дать казенную субсидiю, чтобъ пирогами и напитками торговали со скидкой.
Tags: pensieri
Про "высекание в унизительной позе" и т.п. - мне кажется, Вы предлагаете сознательно придерживаться той линии поведения, которая и в гораздо более спонтанной и мягкой форме погубила Российскую империю. К 1917 году громадное большинство образованных людей из-за некоторых сравнительно незначительных явлений похожего рода стыдилось защищать её даже на словах.
Это процессъ довольно сложный на самомъ дѣлѣ. При Екатеринѣ, когда въ Сибирь сослали сравнительно безобиднаго Радищева, образованный человѣкъ и помыслить не могъ, чтобъ подумать плохо объ Имперiи, а при Александрѣ III, когда ни о чемъ подобномъ и рѣчь не шла, «образованное» сословiе считало Россiю цитаделью деспотизма и указывало въ качествѣ образца на Англiю, гдѣ вѣшали четырнадцатилѣтнихъ дѣтей. Конечно, въ качествѣ образованiя виновно и государство тоже…
Так я именно об этом - казни и ссылки в Сибирь в этом отношении безопасны, опасна черта оседлости и прочие мелкие пакости. Французский абсолютизм тоже погиб не из-за притеснений - какие уж притеснения при Людовике XVI - а из-за бессмысленных дворянских привелегий, которые задевали буржуазию исключительно психологически.
Французскiй абсолютизмъ погибъ изъ-за финансовъ (впрочемъ, финансовое безумство и дворянскiя привилегiи тѣсно связаны другъ съ другомъ, Вашу формулировку я оспорить не могу), наша Имперiя — думаю, изъ-за войны.
Но то, что я предлагаю, какъ разъ не мелочи. Къ Сибири это ближе, чѣмъ къ чертѣ осѣдлости.
Тут в чем-то убеждать бесполезно.
Да я и не ставлю себе таких задач.
Насчет Прогулок - соглашусь. Про Сорокина не знаю, т.к. его творчество мне практически незнакомо и именно по тем причинам, которые Вы приводите.
Думаю, подвергать себя знакомству будетъ ужъ совсѣмъ безсмысленнымъ мазохизмомъ.
А дайте-ка я Вас отфренжу.

Не за несовпадение вкусов, разумеется, и даже не за мерзкое "не читал, но осуждаю", а за Вашу, скажем так, неразборчивость в средствах эстетической критики.

щщясливо аставацца :)
Прощайте!
1) "громадное большинство образованных людей"

2) "Неужели Вы этого не знаете? А ведь все это теперь вовсе не новость для всякого гимназиста..."
(смрадный Виссарион)


Сечь неэффективно: лоботомия и запрещение иметь потомство. Тут я с действительным, а не воображаемым большинством.
Да, въ общемъ, я не столько хочу преступника исправить (Сибирь большая, слѣдовъ не найдешь), сколько сдѣлать недѣйственной его проповѣдь.