philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Из статьи А. Ѳ. Кони «Пироговъ и школа жизни»:

Мой отецъ, изучавшiй медицину одновременно съ Пироговымъ и свято чтившiй своего товарища, вспоминалъ практическiе совѣты, даваемые популярнымъ въ Москвѣ и имѣвшимъ обширную практику Мудровымъ на его послѣдней лекцiи оканчивающимъ курсъ слушателямъ. Онъ вызывалъ кого-либо изъ нихъ — облеченного, согласно тогдашней формѣ, въ синiй фракъ съ малиновымъ воротникомъ и обшлагами — и спрашивалъ его о томъ, какъ будетъ онъ лѣчить замоскворѣцкаго купца, и на отвѣтъ: «Постараюсь поставить дiагнозъ и прибѣгну къ cura interna et externa» (лѣченiю внутреннему и наружному — лат.) замѣчалъ:
«Ты, братецъ, прежде всего пошли нанять карету, хоть заложи что-нибудь, коли денегъ нѣтъ, а карета чтобъ была. Да какъ прiѣдешь къ больному и войдешь въ домъ, прежде всего поищи глазами образъ, да помолись на него, а потомъ и спроси: „Гдѣ болящiй?“ Ну, какая можетъ быть болѣзнь у него? — скорѣй всего объѣлся... ты и пропиши ему oleum ricini (касторка) въ надлежащемъ количествѣ, а на разспросы окружающихъ скажи: „Ничего еще не могу сказать: приложу все разумѣнiе, а впрочемъ на все воля Господня“. Ну, облегчитъ его, и станутъ тебя считать хорошимъ докторомъ, невѣсту богатую сосватаютъ»...
— «Ну, а тебя, — обращался онъ къ другому вызванному, — позовутъ барыню-помѣщицу лѣчить: что ты предпримешь?» — Но едва тотъ успѣвалъ сказать: „Пошлю нанять карету“, Мудровъ перебивалъ его и говорилъ: "Никакой кареты не надо: поѣзжай на гитарѣ (такъ назывались особыя дрожки, именуемыя также калиберомъ, на которыхъ можно было сидѣть верхомъ), а какъ останешься съ больной одинъ и услышишь, что она на нервы жалуется, то скажи ей; „Сударыня, mens sana in corpore sano, — и наоборотъ: можетъ, у васъ по условiямъ свѣтской жизни какiя-нибудь надобности или потребности есть, а супругъ этого не понимаетъ или считаетъ капризомъ“... Она расплачется, да и разболтаетъ тебѣ, а ты пропиши ей aqua fontana cum saccharo albi, MDS, черезъ два часа по столовой ложкѣ, а мужу, который тебя спроситъ, скажи: „Сильнѣйшее потрясенiе всего организма; если у ней какiе-нибудь глупые желанiя или капризы есть, ужъ вы не перечьте — всякое огорченiе ей вредно“. Вотъ онъ ей шаль, или шляпку, или что тамъ другое и купитъ, она повеселѣетъ и выздоровѣетъ. А о тебѣ скажутъ: „Вотъ искусный докторъ!“ Такъ-то!...»
Tags: Кони, Мудровъ, Пироговъ, цитаты
Ай, как славно!
Ведь что за люди были! aqua fontana cum saccharo albi... Интересно, а сахар тогда белый был или коричневый, тростниковый, который теперь в моду входит?
Съ ходу не могу сказать. Но, думаю, это рѣшаемо на уровнѣ Брокгауза-Ефрона.
Лектор явно был психологом
Но это на самомъ дѣлѣ одинъ изъ лучшихъ врачей-практиковъ.