philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Сегодняшняя оффицiальная Россiя — и интеллектуально, и морально, и эстетически — это уровень дворовой шпаны. Міру она неинтересна, и не знаю, интересна ли Господу. Если что и есть достойнаго, то только въ Россiи подпольной.

Но подпольный СССР далъ по-настоящему великое явленiе — поколѣнiе «деревенщиковъ». То, что они создали въ прозѣ, мнѣ кажется болѣе значительнымъ, чѣмъ русская проза второй половины XIX в. Учитывая же, что эти люди предотвратили планетарную катастрофу и спасли міръ отъ поворота сибирскихъ рѣкъ, они — не только великiе писатели, но и великiе граждане.
Есть ли сейчасъ что-то хоть отдаленно сопоставимое по масштабу?
Tags: pensieri
"деревенщики" имеют довольно опосредованное отношение к подполью, большинство были признаны "официально", да и обсуждение поворота проходило публично.
Слово «подполье» было употреблено въ широкомъ смыслѣ.
Вот-вот. "Деревнщики" подпольем не были, хотя были близки к обочине мейнстрима.
Идеологически они были вредителями и диверсантами. Другое дѣло — насколько это хорошо разглядѣли и насколько вяло противодѣйствовали. Съ мраксистской идеологiей паѳосъ деревенщиковъ не имѣетъ ничего общаго.
Сдается мне, что о поворота сибирских рек планетарная катастрофа не случилась бы
Кто знаетъ, кто знаетъ…
и это хорошо ,что вам лишь сдаётся.
Скорее всего проект поворота сам бы ликвидировался от приватизации и прочих дефолтов.
Если бъ начали да бросили, никому мало не показалось бы…
нет, именно на официальном уровне приняли решение о «заморозке» - это в 1987-м было. до приватизации ещё жить и жить.
Дворовая шпана -- один из самых интересных сюжетов для изучения.
О, сейчасъ ея много…
я так понимаю, что сочетание "оффициальная Россия" употреблено в таком же широком смысле, как и подполье :)
т.е. только автор знает о чем он
а "дворовая шпана" - есть везде, и думать, что во главе какой-либо страны стоит "нравственная" (интеллектуальная, духовная или любая другая) элита - немного наивно (исключения, только подтверждают общее правило)
Да, конечно, оффицiальная Россiя тоже — широкое понятiе, поскольку включаетъ въ себя и опредѣленную культурную политику и совокупность культурныхъ фактовъ. И граница зыбкая — кто-то реализуетъ эту культурную политику на заказъ и за деньги, кто-то — по зову сердца.
Противопоставлять же Россiю другимъ въ этомъ отношенiи я и не думалъ. Стилистически Берлускони, Саркози и иные — не выше нашихъ…
"но ворюги мне милей, чем кровопийцы" (хотя фигура и раздута, "какую рыжему делают карьеру" :), но несколько стихов у него совершенно замечательные)
Сомневаюсь, что сейчас есть. Впрочем, у великого (СССР) и изнанка должна быть великая. A propos, сейчас и реки вроде не хотят поворачивать, во всяком случае в прежнем масштабе.
А почему не хотятъ? Слишкомъ много распилить придется, не переварятъ?
Не знаю. Последним вроде к этой идее Лужков возвращался, но это как-то "заигралось". Ничего гигантского, наверное, не могут, поэтому надувают пузыри.
Будемъ надѣяться. Я бы не рискнулъ дать этимъ игрокамъ сильнодѣйствующiя игрушки.
Ну, не только деревенщики в СССР были. Был Синявский, потрясающий писатель. Был Венедикт Ерофеев. Был Бродский. И Саша Соколов, и Юрий Мамлеев. Был Шукшин - а он, мне кажется, только условно может быть отнесен к "деревенщикам". В общем, замечательная литература была и есть.
Синявскiй у меня проходитъ по хулиганскому вѣдомству. Шансъ раскрыть его книгу — нулевой. О Бродскомъ мы долго разсуждали здѣсь, и я по-прежнему придерживаюсь мнѣнiя, что это — чудовищно раздутая фигура. Относительно Шукшина — можно поспорить; политически, можетъ, и нѣтъ, а эстетически — да.
Но рѣчь и не шла о писателяхъ-одиночкахъ, а о феноменѣ, равновеликомъ «Плеядѣ» или кружку Мецената.
"Сегодняшняя оффицiальная Россiя — и интеллектуально, и морально, и эстетически — это уровень дворовой шпаны."

буду ждать развития темы
Да какъ же ее продолжать? Вотъ фольклористу malinxi интересна дворовая шпана, а для меня интересъ уничтожается самой констатацiей.
Надѣюсь, изъ-за кризиса хоть пару башенъ не достроятъ…
Но и то сказать — ритерцамъ всегда могли кивнуть на Парижъ: тамъ лѣвобережную панораму изгадили башней Монпарнасса, а мы чѣмъ хуже?
Простите профана, а чем "деревенщики" настолько значительны?
(На всякий случай оговорюсь. С тем, что они хорошо писали, я согласен. Но часто (обычно?) время Достоевского-Толстого-Чехова считаются вершиной русской литературы. Т.е. "деревенщикам", чтобы переплюнуть "конкурентов" надо было написать что-то ЭТАКОЕ.)
Я ихъ величiе вижу въ томъ, что ихъ устами говорила погибающая цивилизацiя крестьянской Россiи. Это нѣсколько больше, чѣмъ Толстой и Тургеневъ и даже Достоевскiй, — и сопоставимо съ Гоголемъ и Пушкинымъ.
Да, пожалуй, это последнее слово крестьянской России...
Но ведь это социологическая характеристика. А с художественной точки зрения они действительно сразу за Пушкиным и Гоголем идут?
Для Распутина я, пожалуй, взялъ бы на себя смѣлость это утверждать.
И это все-таки и эстетическая характеристика, не только соцiологическая. Художественное ничтожество ничьимъ голосомъ быть не можетъ.
Спасибо, интересно. А у Распутина всё отдельные произведения или всё подряд такого качества?

з.ы. Кстати, а как Вы относитесь к Солженицыну? (Заранее прошу прощения, если уже писали, а я забыл.) Он не "деревенщик" по этому критерию (не равновеликости Пушкину, а голосу крестьянской России)?
Къ Солженицыну (не будучи поклонникомъ его литературнаго дара) отношусь очень хорошо. Примѣрно какъ къ Достоевскому.
Съ деревенщиками у него есть, несомнѣнно, точки пересѣченiя. Кстати, высказываться объ этомъ не приходилось — именно въ силу нежеланiя реагировать на актуальные поводы.
У Распутина — безусловно, не все. Но — это мой пунктикъ — писателей нужно цѣнить по лучшему, если таковое есть, а объ остальномъ немножко забыть.
Надеюсь, о Солженицыне Вы еще выскажетесь.

А что у Распутина - лучшее?
Изъ того, что читалъ я, — «Живи и помни». Изъ того, что хочу прочесть, — «Прощанiе съ Матерой». Лжеюзеръ banshur69 называетъ «Послѣднiй срокъ».
Ага, спасибо!
Деревенщики были чрезвычайно полезным и даже спасительным для советской культуры явлением, приветом от матушки-России. Распутин самый сильный из них, хотя я и "Лад" в свое время читал с удовольствием. Это "зеленые" от литературы. Но запоминающихся типов человека они не создали, а ведь именно это делает писателя великим. Шукшин, бывший чуть в стороне от них, создал "чудиков", Абрамов (не без помощи Додина) укоренил в сознании театралов образ Пряслиных. А каковы герои Белова-Астафьева-Распутина и встречаются ли они в повседневной жизни, как Гамлеты, Дон Кихоты, Мышкины и Швейки? Вот в чем вопрос.
Относительно превосходства Распутина — согласенъ. Но дѣло въ томъ, что то, отъ чьего имени они говорили, велико не индивидуальностями, а само по себѣ.
Кстати, въ чемъ прелесть Швейка, никогда не могъ понять. Мнѣ въ свое время этотъ романъ съ первыхъ же страницъ показался слишкомъ грязнымъ (какъ и Рабле, впрочемъ).
Швейк это определенный психологический тип, который становится узнаваем только в экстремальной ситуации. Роман Гашека действительно имеет что-то общее с эстетикой Рабле, но по тексту гораздо глубже и философичнее. Если Вы не читали дальше первых страниц - очень советую.
Осталось только выяснить, что есть "официальная" Россия (Путиномедведолужок? Церетели? Глазунов? Пелевин?) и что есть Россия "подпольная" (Лимонокаспароходорковский? арт-группа "Война"? Трегубова?).

Нелучшие образцы и того, и другого приведены намеренно. =)
Оффицiальная Россiя — все Вами перечисленное + стрѣльба съ экрановъ и со страницъ.
А относительно подпольной — это и для меня вопросъ. Для того чтобы къ ней относиться, нужно прежде просто существовать (не увѣренъ, что Лимоновъ проходитъ хотя бы по этому критерiю). Такъ что гдѣ ее искать и что можно найти — самому любопытно.
Вот давеча читал Тацита:
79. Затем Аррунцием и Атеем был поставлен перед сенатом вопрос, считает ли он возможным для уменьшения разливов Тибра запрудить реки и озера, из-за которых и повышается его уровень; по этому поводу были выслушаны представители муниципиев и колоний, причем флорентийцы просили ни в коем случае не отводить Кланиса из привычного русла и не направлять его в Арн, так как это было бы для них гибельно. Близкое к этому заявляли и жители Интерамны: плодороднейшие земли Италии придут в запустение, если река Нар, спущенная в канавы (как это предполагалось), заболотит близлежащую местность. Не молчали и реатинцы, возражая против постройки плотины на Велинском озере, в том месте, где из него изливается Нар, и говоря, что оно выйдет из берегов и затопит окрестности; что природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих; к тому же нельзя не считаться с обычаями и верованьями союзников114, посвятивших рекам родной страны обряды, рощи и жертвенники, да и сам Тибр не желает, чтобы у него отняли соседствующие с ним реки и его течение стало от этого менее величавым. Оказались ли тут решающими просьбы колоний, или трудности работ, или, наконец, суеверия, но взяло верх высказанное Гнеем Пизоном мнение, что все следует оставить как оно есть.
Естественно, лучше оставить Тибръ въ прежней славѣ и величiи, нежели спасать отъ наводненiй какой-то плебсъ.
я хотя и не большой поклонник литературы (скорее из-за лени, нежели из-за нелюбви или чего-то в этом роде), но деревенщиков всегда считал единственным, что от т.н. «советской литературы» останется в истории - именно как целостное явление. может быть останутся какие-то отдельные авторы ещё, но вот это течение - прежде всего.
и это при том, что они никак не являлись адекватными представителями совлит-ры!

Anonymous

December 1 2008, 07:12:43 UTC 10 years ago

***
Снится мне моя деревня
На пригорке мужики,
Бабка жмурится у печки
Им выносит пирожки
-Жуйте, плюйте косточки от вишен,
В глаз друг другу не попадь
А они ей – Ладно, мать,
Не учи ты нас стрелять

Вниз по речке песнь девичья,брызги пеною летят
Как ходила прытка девка казачку портки стирать
Уплыли штаны, рубаха а за ними и папаха, и портянки, и трусы
-Сиди дома, милый Дёма, а я стану днями ткать

В россыпную кучка - ребятишки
Изловчились лазить в сад
Дед Антип сидит в засаде
Дескать, надо, ой как надо
Одного из них поймать

Луг зеленый, белы кони, жёлтым - солнышко в стогу
Там и рыжие коровы, гуси – красные клювы
Куры блудят в огороде, кот взобрался на трубу
Пес не знамо кой породы: Жульку жучит - не шучу

Пыль столбом, дым коромыслом
Мысли разные в разброс
Об забор и снова в избу
Сквозняком в сосновый бор
А оттуда робким свистом
В чей-то меркнущий костер

Месяц на небо крадется
Ветер ветки гнет, листва
Мне про вечер что-то шепчет
Кличут к чаю со двора
Терпко, запахи из кружек
Мирно коржики хрустят
Вдрызг хихикают подружки
Треплют за усы котят


Что такое кружка чая?
Да почти что ничего
Молча головы подняли
Ну-ка, наливай еще
Небо – сито, мать родная!
Сыплет звездами в глаза
Щедра ноченька без края
И не спать мне до утра

ЗВВ