philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Прочитанная вчера запись Терезы всколыхнула одну старую мысль.

Если бъ сравнивать университеты поручили мнѣ, меня это весьма затруднило бы. Прежде всего потому, что, когда ихъ задумывали, это происходило по принципу «цѣлое больше суммы своихъ частей». Расположенiе нѣсколькихъ факультетовъ подъ одной крышей должно было обезпечивать дополнительный педагогическiй эффектъ, или я ошибаюсь? Для своей молодости ничего подобнаго не помню — математику лингвистамъ могутъ преподавать люди съ мехмата, а исторiю остальнымъ — съ истфака, но пригласить ихъ на постоянной основѣ кто жъ мѣшалъ? А историки, наоборотъ, избѣгали сихъ преимуществъ — многое у нихъ должны бы вести филологи, но они предпочитали обходиться своими силами (что хуже). Но — въ любомъ случаѣ — большой городъ даетъ возможность укомплектовать штатъ безъ особыхъ проблемъ.
Если это такъ, вопросъ о сравненiи университетовъ теряетъ смыслъ. Пусть въ университетѣ A сильнѣе физическiй и химическiй факультеты, а въ B — филологическiй и историческiй; предположимъ, что (условно) юридическiй плохъ и тамъ, и тамъ, а философскiй — посредственный. Какой изъ двухъ лучше? И не правильнѣе ли будетъ сравнивать факультеты?
Еще одно. МГУ наплодилъ много факультетовъ коммерческаго характера. Естественно, сейчасъ они сильно снижаютъ среднiй уровень. Но впослѣдствiи они могутъ набраться силъ, а какой-то изъ старыхъ, напротивъ, ихъ утратить.
Осмысленно ли ставненiе университетовъ какъ единаго цѣлаго и какъ его осуществить?
Tags: ludus litterarum, pensieri
я не помню всех деталей, но мне кажется учитывается несколько вещей

- индекс цитируемости
- у "МГУ" он достаточно низкий
- количество иностранных студентов
- "oбщая" обстановка, например внутриУниверситетские склоки

И во многом из-за последнего МГУ потерял место в сотне Университетов мира (а был он где-то в 8м или 9м десятке), когда оказалось, что правила сдачи вступительных экзаменов на биофак были изменены в ходе экзаменов

А т.Садовничий, ну что, человек имеет монополию на "дипломы МГУ" и сравнительно за небольшую плату в нашем городе диплом может получить практически любой. Садовничий предлагал создать совместную "лавочку" и давать два диплома. Но ответ нашего ректора был такой : "если это сотрудничество между Университетами, то да Если это коммерческое предприятие", как и предлагал Садовничий, то тогда это не к нам
Индексъ цитируемости можетъ сильно варьировать по факультетамъ. И, кстати, онъ тоже не отражаетъ всего. Если въ модѣ гендерная чушь и развѣсистая деррида, онъ можетъ сбивать съ толку. Да и понятно, что работы на разныхъ языкахъ будутъ имѣть и разный кругъ читателей.
довод про языки применим ко всем не англоязычным Университетам, но почему-то Ecole Normale, EPFL, ETH, все же попали, а МГУ нет, да и сам список 100 выглядит вполне разумно. Индекс цитируемости показатель хороший, он исключает перекрестное цитирование, и кажется не
все журналы и конференции им признаются. Пока МГУ входил, В.А. как-то не спешил составлять свой лист.
Обо всем этом я уже писал в своем ЖЖ раза три, не меньше. И хочу теперь, в опровержение самого себя, сказать: господа гуманитарии, не беспокойтесь! Индексов цитирования по востоковедению (как, надо думать, и по классической филологии) просто не существует. Если же по означенной филологии они и есть, то учитываются только работы на западных языках. А на них у нас пишут крайне редко и не самое главное. Кроме того, российская гуманитарная наука заточена под другие проблемы и стили, нежели западная. У нас гуманитарий может быть ученым-поэтом, ученым-философом и т.п., и то, что на нашей почве главное и похвальное, при пересечении границы превращается просто в тыкву. Значит, сравнение факультетов по индексам цитирования возможно только для естественников и точников, которые занимаются чем-то объективным и предпочитают писать на западных языках. Гуманитарии (кроме археологов) автоматом выпадают из всех рейтингов.
Количество иностранных студентов? Ага, из Мали, Судана, Афганистана и Палестины. Ничего не скажешь, в применении к отечественному образованию это сильный показатель. Общая обстановка? Никакая. Серая до темноты в глазах. Там, наверху, возможно, что-то происходит, но нас это уже не касается.
Филологи у нас преподают историкам, философы - филологам. Ну и что? Тиражирование серости, ничего больше.
Насколько я понимаю, Вы не въ восторгѣ отъ Петербургскаго университета (у меня тоже есть на сей предметъ не очень веселыя мысли, какъ и на предметъ Московскаго). Относительно тиражированiя сѣрости — съ оговорками согласенъ. Но вотъ Аленъ Сегонъ, руководитель Belles Lettres, и Сорбонну ругаетъ весьма жестко. Думаю, и въ Болоньѣ съ Оксфордомъ не все благополучно. Модестову, скажемъ, было понятно: хочешь научиться классической филологiи — ѣзжай въ Боннъ и слушай Ричля и Яна. А сейчасъ есть что-то понятное? Бѣжать отъ сѣрости и вляпаться въ гендеръ какъ-то тоже невесело…
Ну, у нас в этом смысле все более-менее понятно: хочешь научиться ассириологии - поезжай в Мюнхен, Геттинген, Тюбинген, Филадельфию, Чикаго. Там есть ремесло и нет никакого гендера. Речь не об этом. Ремеслу-то научат, но дело в нехватке новых идей и направлений. Если они есть - создается научная школа, которая и делает рейтинг факультета (а в конечном счете и университета). В наших университетах стало плохо не со знаниями, а с мозгами. Серость - это когда человек знает все, что полагается, но ни в чем своих знаний не использует, поскольку не мыслит, и дополнительных знаний не желает.
Но, можетъ быть, просто старыя идеи пока еще работоспособны? Вѣдь новое возникаетъ тогда, когда натыкаешься на тупикъ. Есть ли достойные новыхъ идей тупики?
Въ русскомъ XVIII вѣкѣ толкомъ еще ничего не издано — до идей ли тутъ?
Можно исследовать и издавая. Клинописная коллекция из Ниневии тоже не вся издана Британским музеем, но историю Ассирии знаем уже неплохо. Так что проблемы не вижу.
Старые идеи отчасти работоспособны, отчасти давно уже на свалке. А на тупик можно натккнуться только активно размышляя. Если есть знания, но нет мышления - долго не ощутишь тупика.
И не правильнѣе ли будетъ сравнивать факультеты?

В США так и делают. Мировые или национальные рейтинги "top N" - это сравнение яблок с апельсинами путем взвешивания.