philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Пользуясь новой возможностью доступа въ сѣть, хотѣлъ спросить у френдовъ ― и не только у нихъ, а у всѣхъ, кто заглянетъ. Когда вернусь, по-видимому, вопросъ повторю все по тѣмъ же лѣтнимъ причинамъ.
Сразу же хочу сказать: это вопросъ человѣка, который не разбирается и не будетъ разбираться въ футболѣ, но цѣнитъ его какъ мощный положительный культурный факторъ. Вопросъ сложенъ, и потому привѣтствуются не только выводы, но и наблюденiя, соображенiя, обрывки мыслей, все, что кому благоугодно будетъ высказать. А заключается онъ вотъ въ чемъ: можно ли говорить о связи между стилемъ игры нацiональной сборной и нацiональной психологiей?
На мой взгядъ - да. Но глобализацiя дѣйствуетъ и здѣсь.
Думаю, что такая связь есть.
У итальянцев всегда была прекрасная защита, а у бразильцев - сильное нападение.
Немцы всегда борются до последнего. У них прекрасная организация игры.
У русских все по настроению. Иногда вдруг пойдет игра, иногда - нет.
Думаю, что такая связь есть, но она не изучена, и в настоящее время основные представления о ней зиждутся на небольшой группе стереотипов.
Думаю, что для тех стран, где дворово-уличный футбол является существенной частью подросткового времяпрепровождения - можно, а где нет - там он будет сильно зависеть от того, из какой страны тренер.
Вот ведь: нашли, о чём спросить, чтобы уже не отвертеться:)!..

Традиционно - есть. Сейчас, правда, эти закономерности всё больше размываются сразу двумя факторами: иностранными тренерами и... иностранными же игроками (не по происхождению семьи, а реально выросшие в другой стране и "другом футболе" и уже сформировавшимися футболистами получившие гражданство - именно ради права пригласить их в сборную. Да и третий фактор: в целом ряде сборных - ни один из игроков в наши дни не выступает в клубах своей страны, а то и своего континента! Какие уж тут - "национальные": Вы только представьте, например, что в сборную России приглашён бразильский тренер, который наберёт в неё только тех "пост-советских" игроков, которые смогут закрепиться в южноевропейских или бразильском (гипотетически) чемпионатах, а на ключевые позиции - коренных бразильцев, сменивших гражданство на русское... :)

Тем не менее, как и все тенденции в мире, эта - не абсолютна. Я попытаюсь ещё написать об ином позже, сейчас - прервусь...
Наверняка связь есть, только определить ее сложно, и я не возьмусь, так как в футболе практически не разбираюсь, разделяя позицию старика Хоттабыча. Но это примерно как с мюзиклом - лучше американцев все равно никто их не ставит. Нашим коллективам не хватает американской слаженности, чувства ритма и чувства плеча.
Вроде бы можно. То есть я попросту считаю, что можно. На мой взгляд, проще всего объяснить несведущему человеку, кто такие немцы, показав их в игре. Я бы с огромным интересом посмотрел на игру немецкой сборной эпохи романтизма - теперь уж нет таких немцев.
Я тоже совершенно не разбираюсь в футболе и смотрю его крайне редко (раз в несколько лет), по настроению. Но раз Вы приветствуете и наблюдения, и обрывки мыслей, то вот они:

1. Немецкая сборная прежних времён напоминала машину. Её футбол не был красив, но был чрезвычайно эффективен. Было ощущение, что ими руководит не тренер, а начальник штаба. Которого зовут Мольтке Старший (в случае побед) или Мольтке Младший (в случае поражений). На последнем чемпионате немцы, напротив, выпустили мальчишек, напоминающих героев Ремарка, добровольцами идущих на фронт. Дрались они необычайно мужественно. В итоге проиграли, конечно. Как и положено героям Ремарка.

2. Французский футбол никогда не был особенно успешен, но в былые времена был очень элегантен. Мне доводилось болеть за сборную времён Платини. Тогда за Францию ещё играли французы. Однажды Франция выиграла чемпионат. Но тогда французы в собственной сборной уже составляли меньшинство, а победу им принёс один араб, которому ассистировали негры. Араб был бодливый, однажды во время игры боднул итальянца, сказавшего что-то о его маме. На последнем чемпионате французская команда была почти сплошь чёрной. Сборная буквально развалилась прямо во время игр. Игроки перестали ходить на тренировки, начали посылать тренера матом, проиграли всем.

3. Итальянцы иногда словно устраивают сиесту прямо на поле, и тогда на них невозможно смотреть, иногда же демонстрируют богоравную игру и уподобляются в своей непобедимости римлянам. Рациональных объяснений этому не существует. Возможно, всё зависит от того, хорошо ли в тот день молились их старые мамы. Однажды (кажется, в 1982 году), чемпионат для них выиграл некто Росси, игрок, ничем не прославившийся ни до, ни после этого. Ещё за два месяца до чемпионата он пребывал в тюрьме, откуда его освободили чуть ли не под залог, чтобы он мог сыграть за страну.

4. Латиноамериканцы считаются последними романтиками, единственными, кто ещё видит в футболе игру, а не бизнес. Раньше это обычно говорили о бразильцах, теперь говорят об аргентинцах. Бразильцы стали подходить к делу слишком серьёзно. Немцами у них стать не получилось, как бразильцы они испортились. Аргентинцы продолжают оставаться собой, в их игре есть определённый мелодраматизм. Как в танго.

5. Подобно тому, как день англичанина начинается с овсянки, футбол начался с Англии. При этом сама игра англичан напоминает именно овсянку. У ней нет никакого вкуса. Они не выиграли никогда и ничего.

6. Об игре россиян я из патриотических соображений не скажу ничего.
Как же я мог забыть! Один раз англичане всё же выиграли. Таинственная история. 1966 г. Чемпионат проходил в Англии. Ясным фаворитом были бразильцы. Но один венгр покалечил Пеле, и без Пеле бразильцы стали проигрывать. Весь чемпионат были проблемы с судейством. В финале судья-азербайджанец засчитал в пользу англичан гол, которого не было.

Всё-таки в качестве родины детектива Англия выглядит убедительнее, чем в качестве родины футбола.
японцы, кстати, играли в _очень_ командный футбол. показательно.