philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:
Ну и еще по поводу нелѣпаго и широковѣщательнаго листа, который подписала такая туча народу.

Безусловно, предложенный стандартъ вреденъ. Но не потому, что онъ плохъ; его качество въ общемъ и цѣломъ безразлично, важна лишь его радикальность. Совѣтское образованiе — неоперабельный больной — внутри мертво и существуетъ за счетъ инерцiи. Его разложенiе будетъ тѣмъ быстрѣе, чѣмъ рѣшительнѣе мѣры по его улучшенiю, а пока его не замѣнили на что-то работоспособное — не реформа, а именно замѣна, — лучше оно, чѣмъ совсѣмъ ничего.
Но надо понимать и то, что ситуацiя другая. Образованiе, заточенное на подготовку легiона плохихъ инженеровъ и горстки хорошихъ, никому не нужно. Его нельзя впихнуть въ молодежь, не сдѣлавъ хорошую учебу condicio sine qua non успѣшной карьеры; а этого и въ СССР не было и подавно не будетъ сейчасъ.
Государственная власть заявила школѣ: вы не справляетесь съ воспитанiемъ. Нужно сдѣлать то-то и то-то. Школа отвѣчаетъ: нельзя ничего мѣнять, безъ этихъ предметовъ воспитать человѣка нельзя. Можно оспорить саму постановку вопроса, поскольку весьма сомнительно, что школа должна воспитывать, и ужъ совсѣмъ очевидно, что она сейчасъ не можетъ этого дѣлать; можно оспорить поводъ, по которому заданъ вопросъ (онъ дѣйствительно надуманъ). Но признавать за школой воспитательную задачу, признавать (хотя бы и молчаливо) ея провалъ и требовать оставить все какъ было — это вообще за гранью моего разумѣнiя.
Напрасно тѣ, кто подписывалъ письмо, думаютъ, что совѣтская школа — продолженiе Императорской и что они «консерваторы». Нѣтъ ничего болѣе далекаго отъ истины. Генетически совѣтская школа восходитъ къ концепцiямъ, выдвинутымъ радикальной интеллигенцiей въ 50–60-хъ годахъ XIX в. именно въ качествѣ инструмента разрушенiя традицiонной русской. Никогда, ни въ одинъ моментъ двухсотлѣтняго существованiя Имперiи въ ней не было унылаго всеобуча съ естественнонаучнымъ уклономъ. И нисколько его не жаль.
Ну а о томъ, какой должна быть работоспособная русская школа, я уже писалъ. Пожалуй, пока не сдохну, надо окончить книгу о русскомъ образованiи XVIII вѣка.
Tags: ludus litterarum
В сентябре 1973 года профессор Ульрих Рихардович Фохт, читавший у нас теорию литературы на 5-м курсе, начал свою первую лекцию с фразы, которую мы слышали уже от студентов предыдущих курсов: "Ваша задача - поднять советскую школу хотя бы до уровня Царскосельского лицея. Я не говорю уже о классической гимназии". Профессору было за 70, окончить он в свое время успел некую известную классическую гимназию, а, следовательно, знал, о чем говорил.
Так вот, уверяю Вас: люди, создававшие советскую школу, ориентировались именно на гимназию. Увы, в упрощенном варианте, отчего пошли многие ее беды. Те, кто придумывает сейчас, как реформировать среднее образование, ориентируются уже на упрощенный вариант советской школы. Итог можно предсказать уже сегодня.
Поэтому я согласен с тем, что лучше школу просто изменить до неузнаваемости, фактически заменить. Но чем? Царскосельский лицей - недостижимая мечта. Остается ЦПШ, либо ПТУ. Вы готовы признать такую перспективу за благо?
Повѣрьте, я достаточно хорошо знаю, о чемъ говорю, и вполнѣ отвѣчаю за свои слова. А чѣмъ замѣнять, я уже писалъ.

Очень поддерживаю.

Школа - изрядный кусок жизни школьника. Но есть ещё как минимум половина жизни - это дом, всё то, что за пределами школы. В известном смысле (особенно, кстати, в воспитательном), это похоже на сообщающиеся сосуды. Уровень и характер советской школы примерно соответствовал уровню и характеру советской повседневной жизни, поскольку образование стало всеобщим. Уровнь и х-р классической гимназии соответствовал повседневной жизни тех слоёв населения, кто мог позволить себе отдать детей в гимназию (у Солженицына хорошо в "Красном колесе" об этом, в 1 томе). Абстрактное "стремление" к каким-то образцам - вещь, думается, утопическая. Написанное касается массовой школы, организация учёбы одарённых детей - совершенно отдельный вопрос.
Пожалуйста, пока я не сдох, закончите Вашу книгу. Хотелось бы прочитать.
Озабоченные новым стандартом исходят из устаревшего представления о возможности получения знаний вообще. В эру интернета любой желающий в состоянии изучить что угодно самостоятельно, а школа остаётся неким пережитком.
Напротивъ, они исходятъ изъ совершенно вѣрнаго тезиса, что на преподаваемую ими премудрость не найдется желающихъ.

Да, это вообще за гранью моего понимания. "Никто сам читать литературу не будет, поэтому давайте всем её навязывать". Какая-то патология в причинно-следственных связях.
Те, кому надо, сами и прочитают, а от навязанного все бегут бегом.
Да, вот книга о русской школе восемнадцатого - а там бы и девятнадцатого - была бы очень кстати. Глядишь, поменьше бы глупых вопросов задавали. Написали бы в самом деле, а то ведь напишут другие - есть немало любителей попинать "проклятое самодержавие" и "так называемый русский народ" и среди весьма грамотной публики, увы.
Впервые вижу здравое мнение по этому вопросу.
Чем дальше, тем больше я понимаю, главное - не что преподается, а КТО преподает...
Это вѣрно. Но возможности у предметовъ разныя — математику въ смыслѣ тренировки сѣраго вещества ничто не замѣняетъ.

Не спорю (сама училась в матшколе), но это только одно полушарие. Второе, думаете, само разовьется?
Не мнѣ судить, насколько развито мое второе полушарiе. Но что школа только мѣшала по мѣрѣ силъ его развитiю — не подлежитъ ни малѣйшему сомнѣнiю. Я знаю, что Вы не мѣшаете, а очень даже наоборотъ. Потому я черными буквами по бѣлому монитору и писалъ — нужно смириться съ дурнымъ преподаванiемъ большинства, чтобъ дать возможность работать тѣмъ, кто можетъ это дѣлать хорошо. Но развѣ для этого не достаточно предмета по выбору? Увѣренъ, что къ Вамъ ученики будутъ приходить при любомъ раскладѣ. А «индивидуальные проекты» въ рамкахъ обязательнаго компонента Вы заберете по львиному праву.

Спасибо конечно, но вы идеалист :)))
Ученики, конечно, приходят, но и уходят (например, со словами: "Мама сказала, что литература это непрестижно, и чтоб я лучше ходила на экономику").
Очень тяжелая ситуацiя — когда приходится бороться съ родителями. На мой взглядъ, почти безнадежная.

В императорской школе я вижу кучу недостатков. Даже не понимаю, как можно считать советскую школу её продолжением. Не продолжение, и это-очень хорошо. Воспитанием должна заниматься семья, но программа по литературе, которую проходят в старших классах, это минимум. И по математике тоже. От алгебры какие-то куски, про планиметрию я вообще молчу. Сокращать-то некуда. Там астрономию можно с физикой соединить, переделать программы по биологии и истории (не сокращая содержания), но то, что предлагается, это путь к невежеству.
Ни съ одной изъ высказанныхъ Вами мыслей не могу согласиться.

Вы думаете, что программа по литературе, которая сейчас, - это не минимум?Почему?
Что касается XX в., я считаю его преподаванiе крайне вреднымъ. Относительно второй половины XIX — по-моему, безъ всего спокойно можно обойтись.

Вредным потому что мало доброго-мудрого-вечного?)
И потому, что много сему противнаго.

Но ведь то, что было, то было. Если остается изучение истории XX века, то и литература должна быть как объяснение.
Не вижу въ этомъ никакой необходимости. Времени потребуется много, а эффектъ будетъ болѣе чѣмъ сомнительный — не говоря ужъ объ издержкахъ для эстетическаго развитiя.

Я не думаю,что литератур XX века эстетически плоха. Просто она другая.
Я, представьте, тоже так не думаю (в отличие от хозяина данного жж). Но зачем занимать детские головы тем, в чем и взрослые толком не разобрались ? В итоге хороший школьник сумеет отличить Венедикта Ерофеева от Ерофеева Виктора - так ли это важно ?
Но ведь совсем современную литературу и не проходят. По крайней мере пять лет назад я точно знаю, отличать Ерофеевых друг от друга совершенно не требовалось.:) По-моему, в программе в основном то, что важно.
Я думаю, в 10-11 классе учащийся уже вполне сформировавшаяся личность.И на уроке литературы идет не столько занимание головы, сколько процесс мышления. Даже ужасные сочинения, с которыми не может сравниться ни один юморист, это плод раздумий учащихся. Они думают (даже если текст им неинтересен и непонятен). А учитель должен им в этом помогать. А литература XX века - лучший материал к размышлению.
В конечном счете, я думаю, гуманитарные дисциплины, в особенности литература, развивают как синтез, так и анализ, и поэтому должны быть обязательны для всех.
Литература учитъ думать? Пока учился въ школѣ, что-то не замѣчалъ. Потомъ, въ бытность преподавателемъ, также не приходилось.

Ну, значит, я-идеалистка)
Могу сказать только, что когда занятия литературой не формальность, не пережевывание фабулы и учебника, то в обсуждении должны всплывать бытийные вопросы. Классические тексты о них. Другое дело, что не все учителя и преподаватели хотят вести диалог, а, ведя его, скатываются во вкусовщину.
Да, другая, и знакомиться съ ней надо въ другомъ мѣстѣ. При этомъ прекрасно можно обойтись безъ помощи учителя.

По большому счету, при желании всегда можно обойтись без помощи учителя. Но выкидывать из литературного процесса целые куски тоже не дело. Должна сложиться целостная картина. И хотя бы ради этого XX век должен быть.
Преподавать XIX век легче, чем XX. В XX приходится резать по живому,тут много неоднозначного материала. И поэтому тут, как мне кажется, особенно нужна помощь преподавателя.
Странно было бы среди цѣлей школьнаго образованiя постулировать и такую, какъ цѣлостность картины исторiи русской литературы. Это внутрифилологическая задача, къ среднему образованiю отношенiя не имѣющая.

А я всегда думала,что создание целостной картины и является целью. Причем, не только в изучении литературы.
Какова же тогда цель курса литературы в школе?
Я бы ограничилъ ее тѣмъ, чтобъ предъявить нѣсколько образцовъ хорошаго употребленiя роднаго языка.

Это изучается на русском языке, в разделе стилистика. В ЕГЭ есть на это блок вопросов. Изложение тоже контролирует.
А литература разве образец хорошего употребления языка? Она потому и литература, что нарушает нормы и обновляет автоматизированное восприятие. Ни Цветаева, ни Лесков, ни Платонов, ни даже Лермонтов образцом служить не могут. Про галлицизмы Пушкина я вообще не говорю.
Когда я разсуждаю, какъ оно должно быть по моему мнѣнiю, я не смотрю на современную практику. Изъ того, что литературу я не вижу какъ главный предметъ, еще не слѣдуетъ, что я считаю важнымъ и нужнымъ такой предметъ, какъ русскiй языкъ. Имѣетъ смыслъ преподавать ихъ вмѣстѣ, какъ «русскую словесность», но и вмѣстѣ они должны занимать, на мой взглядъ, не болѣе 4 часовъ въ недѣлю.
Пушкинъ — образецъ; если у него есть галлицизмы, то и намъ можно. Платонова я терпѣть не могу, не въ силахъ прочесть полутора страницъ безъ тошноты и никакъ не желаю видѣть его въ школѣ. Безъ Цвѣтаевой, на мой взглядъ, можно прекрасно обойтись. Одинъ разсказъ Лѣскова прочесть можно — для демонстрацiи русскаго языка въ его предѣльномъ, экзистенцiальномъ употребленiи. Лермонтова можно давать, но у него много (поздняя лирика и ГНВ) — прекраснаго въ языковомъ отношенiи матерiала.

Дело в том, что без постоянного повторения материала ничего не получится. По крайней мере, я так думаю, поскольку ни с какой другой жизнеспособной системой обучения не сталкивалась. А с 4 часами на русский и литературу качественное повторение не организуешь. Поэтому, если ученики не будут заниматься сами в три раза больше (а они не будут. С чего бы?), выучить вообще ничего не удастся.
Кроме того, при такой системе, если обучение все же произойдет, нас ждала бы насаждаемая архаизация языка. Зачем тратить на архаизацию столько сил и денег, если процесс лингвистической эволюции все равно неостановим?
Я люблю Пушкина. Но в образцы не верю. Когда я читаю советский учебник, впихивающий образец, меня тошнит. Для времени Пушкина галлицизмы-это норма. В наше время синтаксис развился, стал более самостоятельным, и галлицизмы нам, при всем уважении к классикам, не к лицу. В завитых париках же мы не ходим.
Въ моихъ глазахъ русская словесность — предметъ второстепенный; провалъ въ его преподаванiи не долженъ повредить образованiю въ принципѣ, оно осуществляется на другихъ урокахъ.
Архаизацiя языка и вообще консервативный элементъ, на мой взглядъ, важны. Остановить нельзя, можно и нужно замедлить. Хотя бы чтобъ сдѣлать понимаемыми старые тексты. Потому мнѣ очень дорога идея гнать взашей новые.

А какой предмет тогда первостепенный?
Разумная программа должна выдѣлить два-три предмета, на которыхъ — рѣшенiемъ тяжелыхъ задачъ — происходитъ тренировка сѣраго вещества. Мой идеалъ — математика + латынь + древнегреческiй; можно математика + французскiй + нѣмецкiй; для негуманитарiевъ, конечно, будетъ другой наборъ (математика + информатика + физика — бiологiя — химiя, а языки — одинъ или два — какъ нужное для жизни). Но никогда мнѣ не пришло бы въ голову ставить въ центръ преподаванiя серiю тупыхъ грамматическихъ правилъ или болтовню за жизнь (равнымъ образомъ какъ и демагогiю, которая называется «пониманiемъ историческаго процесса»).

Литература заставляет думать. Все правительства знали это, и как в советское время, так и в царское, выключали не подходящие авторов из программы. Литература формирует личность и убеждения.
А вот изучение мертвых языков-это и есть бездумное заучивание грамматических правил. Часто это вопрос памяти. Больше того,такие приоритеты, как древнегреческий и латынь хоть и тренируют ум, формируют личность так, чтобы она погружалась в отвлеченности и не интересовалась сегодняшним днем. В школе, где я училась, была латынь,мне это дало очень мало. В университете мы тоже изучали и латынь, и греческий. У меня не было проблем с изучением этих языков, но нельзя сказать, чтобы это как-то особенно развило меня. Какое тут развитие? Выучил грамматику, выучил лексику и сделал перевод. Всё. Или поленился, не выучил грамматику, не выучил лексику, получил два. Хотя было очень интересно и, если бы можно было бы учить греческий 5 лет, я бы не отказалась. Но из этого еще ничего не следует. Я вовсе не требую, чтобы все любили тоже, что и я. Поэтому пусть в программе остается "Тихий Дон", который я терпеть не могу, и не будет древних языков, которые мне нравятся. Их изучение, по моему мнению, внутрифилологическая задача. История показала, к чему ведет изучение древних языков как одного из основных предметов. К сожалению,даже если мы будем закрывать глаза на реальность, это не значит, что она закроет глаза на нас.
Ваш набор для негуманитариев мне очень нравится.)Я бы выбрала его)
Латынь — какъ и любой другой предметъ — тренируетъ умъ, будучи правильно преподаваема и въ должныхъ количествахъ. Въ университетѣ тренировать мысль уже поздно, тамъ языки для другого. Относительно послѣдствiй — не понимаю Вашу мысль, поскольку вся европейская цивилизацiя есть послѣдствiе преподаванiя въ школѣ древнихъ языковъ (какъ и всѣ другiя — ихъ непреподаванiя). Если Вы отрицаете еворопейскую культуру радикально, что жъ; такой подходъ тоже возможенъ.

Нет, не отрицаю, конечно.
Но вижу в ваших рассуждениях взаимоисключающие параграфы."Латынь — к а к ъ и л ю б о й д р у г о й п р е д м е т ъ — тренируетъ умъ, будучи правильно преподаваема и въ должныхъ количествахъ" Если предмет может быть любым, нужно только правильно его подать, то в чем вообще вопрос?
Я имела в виду, что изучение древних языков в школе обычно бывает при иерархичных системах образования. А такие системы устарели.
Не совсем понимаю, что вы понимаете под утверждением "латынь тренирует ум". Латынь лучше развивает память, да? Или дело в том, что её грамматическая система сложнее, например, системы английского? В смыле памяти и изучения другой грамматики подойдет любой язык, который может быть нужнее на практике.
Если же смотреть по национальным литературам, то, конечно, латынь и древнегреческий обязательно нужны. Но вы же против доминирования литературы.
Вы меня абсолютно неправильно поняли. Имѣлось въ виду, что ни одинъ предметъ, при недостаточномъ и/или неправильномъ преподаванiи, не выполняетъ функцiи интеллектуального роста; не болѣе того, я какъ разъ думаю, что предметовъ, способствующихъ такому росту, немного.
Для того, почему именно латынь, а не другiе языки, рекомендую Ѳ. Ф. Зѣлинскаго «Древнiй мiръ и мы», второй томъ.
Относительно устарѣлости iерархическихъ системъ — если сравнялись способности и усердiе учениковъ, то да, устарѣли.

Зелинского прочитаю.)
Вопрос о том, сравнялись ли способности и старательность-вещь в себе)
Да, конечно. Только сначала надо историю эту написать, а литературу разъяснить саму - а там и преподавать. Кстати, не задумывались, отчего это в школе "проходят" подробно именно двадцатый век, более бегло девятнадцатый, скороговоркой - восемнадцатый - а века предшествующие скорее уж пробегают ?
Для того, чтобы изучать древнерусскую литературу нужно выделить время для изучение древнерусского и церковнославянского языков. Для XVIII века проблема с языком еще острее. Он кажется учащимся знакомым, и поэтому тяжелым, местами смешным и невнятным, в действительности же нормы языка того времени им совершенно не знакомы. В связи с этим распределение времени на древность и XVIII век кажется мне оправданным.
XIX век проходят достаточно подробно.
XX век - разный, литература отражает разные точки зрения. Она вполне может служить историей времени.