philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Послѣ повергшаго меня въ недоумѣнiе достопочтенный ivanov_petrov задалъ такой вопросъ. Нѣсколько сумбурныхъ разсуждизмовъ по поводу или по поводамъ.

1. То, что экономика — проценты на культурный капиталъ, теоретически, можетъ, и понятно. Но практическое развитiе и примѣненiе этого тезиса даже и въ интеллектуальной области — дѣло куда болѣе сложное. Мнѣ вотъ кажется, что современный высокiй уровень экономики европейскаго культурнаго ареала — дѣло рукъ Ньютона, Лейбница, Лавуазье, въ крайнемъ случаѣ — Максвелла и Гельмгольца (имена беру только для обозначенiя эпохи), а вовсе не современной демократiи. О ней можно будетъ судить лѣтъ черезъ 150. Но врядъ ли многiе со мной согласятся.
2. Можно думать и такъ: культура Руси своеобычна и, поскольку Русь, а не Западъ обладаетъ религiозной истиной, выше западной. Потому сама исходная констатацiя невѣрна. Въ рамкахъ этой традицiи я и самъ думалъ лѣтъ 10–15 тому назадъ. Сильнѣйшимъ контраргументомъ было сравненiе номенклатуры русскихъ и западныхъ книгъ XVI–XVII вв. (черезъ мои руки ихъ прошло довольно много).
Безусловно, если считать спасенiе души единственной цѣнностью, а не только главной, все это не имѣетъ никакого значенiя. Можно черпать знанiя объ устройствѣ мiра изъ Шестоднева, любое явленiе объяснять Божьей волей, а неудачу — недостаточной силой своей молитвы. Здѣсь прошу меня понять правильно — по моему убѣжденiю, спасенiе души на этомъ пути возможно, и болѣе того — онъ самый краткiй. Но тогда — при малѣйшей интеллектуальной послѣдовательности — не нужны ни Покровъ на Нерли, ни Архангельскiй соборъ въ Москвѣ, ни Исаакiй — и вообще ничего не нужно, и Россiи не нужно, землянокъ гдѣ-нибудь на дальнемъ Сѣверѣ достаточно. Но если внѣшнему — хотя бы красотѣ и роскоши своихъ храмовъ — придавать хоть какое-то значенiе, приходится принять правила интеллектуальной игры, при которой внѣшнiя вещи становятся возможными. Это нѣсколько въ сторону, но это должно быть сказано.
3. Относительно «судебъ» — на мой взглядъ, въ филологiи дѣло обстоитъ нѣсколько лучше, чѣмъ при СССР. Конечно, и уровень, отъ котораго стартовали, чудовищно низкiй, такъ что любой прогрессъ — самый микроскопическiй — дастъ десятки и сотни процентовъ. Я имѣю въ виду, конечно, не Зайцева или Гаспарова, а матерiальную реализацiю — совѣтскихъ изданiй чего бы то ни было, заслуживающихъ того, чтобъ ими пользовались сейчасъ, мнѣ попадалось немного. Сейчасъ можно и издавать хорошiя книги (этой возможностью часто пренебрегаютъ, но не всегда), и какъ-то транслировать свои установки на школьный уровень (суммарный вѣсъ гуманитарiевъ, чьему становленiю я въ мѣру своихъ силъ помогалъ, много выше моего собственнаго).
Ну и назовемъ два кружка, которые въ СССР невозможно было себѣ и представить. Античный кабинетъ съ гимназiей 610 въ СПб. и Греко-Латинскiй кабинетъ Ю. А. Шичалина въ Москвѣ. Оба — кромѣ всего прочаго — интересные издательскiе центры, гдѣ за 20 съ небольшимъ лѣтъ вышло много важнаго.
Tags: ludus litterarum, ссылки

Deleted comment

1. Ньютонъ относится къ творцамъ по крайней мѣрѣ въ такой же степени, какъ и къ продуктамъ. 2. Да, современная демократiя — плодъ одного изъ направленiй въ развитiи европейской культуры. Но есть и другiе.

Deleted comment

Указанныя Вами формы — категорiи эмоцiональныя; для рацiональнаго анализа онѣ не годятся.

Deleted comment

Возможно; но формулы «я тиранъ — ты рабъ духовный и физическiй» не существуетъ.

Deleted comment

Ахъ, если бы! Духовное рабство совмѣстимо, увы, съ любымъ государственнымъ строемъ.

Очевидно, Ваш оппонент запамятовал, кто занимает должность Князя мира сего.
ГЛК и его книги нам знакомы и любезны, а что такое Античный кабинет? Никогда не видел книг с такой маркой. Но в любом случае, это наверное хорошо, но этого наверняка мало. Ну что такое влиятельность ГЛК против МГУ - а там, как я понимаю, цветут совсем другие цветы.
Навѣрно, я выразился не очень точно. Вотъ смотрѣлъ альманахъ «Древнiй мiръ и мы» — тамъ «Алетейя» и Bibliotheca Classica Petropolitana. Возможно, что-то, подготавливаемое Кабинетомъ, издается и подъ университетской маркой. А что касается античности — ГЛКЪ замѣтнѣе и важнѣе, чѣмъ издательство МГУ (тѣмъ паче что московскiе университетскiе классики и не тамъ свои книги издаютъ).

Не только гимназии, но и вообще преподавание древних языков в школе. И летнюю школу античности тоже невозможно представить.