philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Безусловно, нацiональныя особенности мысли существуютъ. Такъ, римляне сдѣлали греческую исторiографiю — орудiе соцiального и стратегическаго анализа — орудiемъ анализа морально-психологическаго и сами этого не замѣтили; имъ казалось, что они воспроизвели достиженiя учителей съ той же точностью, какъ когда-то — карѳагенскую трирему. Итальянская мысль, если я не ошибаюсь въ своемъ впечатлѣнiи, вкрадчиво-всепроникающа: итальянцу въ лабиринѳѣ нужно не только пройти къ цѣли, но и описать отвѣтвленiя и тупики. Въ такомъ стилѣ у насъ мыслилъ Данилевскiй (тотъ, который «Россiя и Европа»).
Но тогда должны быть и нацiональныя формы тупости. Мнѣ очень хорошо понятна и симпатична римская тупость — возились съ греческой философiей не одинъ вѣкъ, то на одинъ бокъ положатъ, то на другой, повертятъ, пощупаютъ, тамъ продѣлаютъ дырку, здѣсь подпилятъ, — и ничего не получалось. Съ математикой — даже и не пытались. Выдѣлили средства изъ казны для Александрiйского музея, тѣмъ дѣло и ограничилось.
Украинская тупость, если я ее правильно понялъ, заключается въ чрезмѣрномъ упрямствѣ. Нѣмецкая — въ своеобразномъ чувствѣ юмора. Русская — въ томъ, что русскiй не желаетъ переобременять свою память лишней информацiей и предпочитаетъ думать въ безвоздушномъ пространствѣ. Какъ математики русскiе лучше, чѣмъ какъ филологи.
По крови я тупъ украинской тупостью, по культурно-бытовой обстановкѣ — русской и римскую развилъ въ себѣ, сколько могъ, путемъ частыхъ упражненiй.
Tags: pensieri
Ох уж эти рассуждения на темы национального своеобразия и национального характера. Чем становлюсь старше, тем больше убеждаюсь в том, что они бесплодны, а самое главное - опасны. Они всегда поверхностны, всегда суть грубоватые обобщения и часто на основе этих обобщений люди пытаются построить какую-нибудь более или менее людоедскую идеологию и оправдать ими собственную жадность или глупость. Вообще, это - отражение какого-то невроза на национальной почве.

А между тем, культурные различия конечно существуют. И их нужно изучать и о них писать и говорить. Но, по-моему, не на уровне газетных статей или постов, а серьезно, по-научному. То есть, если, например, Вы захотите написать про, я уж не знаю даже, про что, ну, например, про особенности композиции элегий Проперция - это будет, я думаю, вклад в понимание Проперция, римской культуры 1-го в., римской культуры вообще и еще более широко - европейской культуры.

Я это не оттого пишу, чтобы Вам что-то указывать - это скорее рефлексия на тему, которая для меня самого актуальна :-) Просто "в тему" Ваш пост пришелся.
Смешно: я как раз на даче этим летом отрыл старый "Новый мир" со статьей Аверинцева (поразительной по пустоте безмыслия, скрытой ветвящейся риторикой) "Византия и Русь - два типа духовности". Так она начинается (кончаясь по сути ничем) с четырех страниц оговорок и извинений (?? - кого и чего он боялся? Осуждения многоуважаемым Шломо-sentjao??).

Великолепный текст. Спасибо.
По обстоятельствам личного свойства мне легче понять, чего боялся Аверинцев в год тысячелетия крещения Руси - тогда же я сдавал экзамен по научному коммунизму, а годом ранее - по научному атеизму. Но конечно Вы правы, не туда смотрел Аверинцев, что такое цензор, вычитывающий крамолу между строк, в сравнении с иным читателем, все понимающим и вовсе помимо текста.
Нет, нет - это заблуждение. Его "референтная группа" - как раз из таких читателей и состояла. Ссора с ней - почечуя страшней.
А цензор, вычитывающий крамолу, его и уважал и любил - премию комсомола, чай, человек имел.
Строго говоря, для христианина нет ничего святого и критиковать можно и должно кого угодно - все грешные. Но по той же причине стоит быть снисходительнее к слабостям - хотя бы из эгоистических соображений.
О да!

J'aimerais mieux souffrir la peine la plus dure
Qu'il eût reçu pour moi la moindre égratignure.
Ну да, пользуюсь чужими словами, точь-в-точь Тартюф - это что-ли подразумевалось? Так я вообще дальше таблицы умножения обычно не захожу - зато ее помню крепко.
Вот это благоразумно! (С)
Тупость саму по себе можно рассматривать как национальную форму глупости. Французской тупости нет как таковой, у французов вместо неё поверхностность.
Обожаю слово "поверхностность" за его малопроизносимость. И да, у французов именно она, родименькая.
Ну вот так уж сразу и "тупость" - куда лучше "ограниченность". Всесторонне ограниченная личность - звучит-то как. И заметьте, насколько вежливость выигрывает перед политкорректностью, "альтернативность" тут альтернативы не создаст.
Если серьезно, то конечно и "нация" и "культура" и проч. - условности - ну так и что же?
> Украинская тупость, если я ее правильно понялъ, заключается въ чрезмѣрномъ упрямствѣ.

Вот уж где правда так правда! Мне за примерами вообще никуда не надо ходить -- они как бы всегда при мне! :)

Тем, кто любит думать "по-русски" (как Вы это описали), мне всегда хочется сказать: это не вы решаете, что нужно помнить, а что не нужно! Это не вы решаете, каким способом следует думать! Это вытекает всегда только из ситуации, которой себя надо просто взять и подчинить.

Кстати, упрямые люди как раз отличаются тем, что "неизбежному" или "необходимому" они подчиняются легче других. Само "упрямство" -- это не более чем "запрос" на "обоснование": почему НАДО этому подчиниться? А с "готовностью", в случае чего, там проблем не будет.
Очень интересно, спасибо!

Про русскую тупость похоже, насчет украинской не уверен - стереотипически там сильно наследила жадность, про остальные не знаю.
Интересно было бы рассмотреть ум и тупость других народов: англичан, американцев, французов, китайцев, индийцев.
У англичан, имхо, это должно быть связано с их эмпиризмом / фрагментарностью мышления. Они могут предлагать очень практичные, разумные решения, но они будут совершенно НЕ сочетаться с их собственными принципами / решениями принятыми раньше. Это русская тупость (упрощенчество и догматизм) наоборот.
Кстати, как Вы считаете, не сродни ли "русская тупость" французскому рационализму и византийскому влиянию?
Насчет англичан правильно. Не зря же они говорят Foolish consistency is a hobgoblin of small minds.
О, неужели есть такая поговорка? Я никогда не слышал. Но она бы многое объяснила.
Да, приписывается Ральфу Уолдо Эмерсону. (Я слегка ошибся, в оригинале little minds).
Мне кажется несправедливо.
Они сначала изобрели римские цифры, а потом десять веков учились их складывать и умножать.Даже в XVI веке писались научные работы про умножение чисел, записаных римскими цифрами. Им просто было некогда...
Я как-то беседовал в дороге с дамой, читающей дамский роман в мягкой обложке. Она сказала, что мужской роман может содержать описание любовных приключений, но может без этого и обойтись, а вот женский роман без мужчин обойтись не может.
Русские могут обсуждать взамоотношения с украинцами, но могут этого и не делать, есть и другие проблемы, но вот украинцы не могут обойтись без проклятий в адрес москалей.