Очень многое въ старомъ мiрѣ мнѣ просто не по нервамъ. Если бъ я строилъ государство, ни на что не оглядываясь, а исходя ихъ своихъ пожеланiй, въ немъ не было бы ни юридическаго неравенства мужчины и женщины, ни тѣлесныхъ наказанiй, ни даже смертной казни (правда, только исходя изъ страха передъ судебными ошибками). Но iерархiю я оставилъ бы, возможно, и сословную (въ духѣ того, на чемъ настаиваетъ Богемикъ, — есть тѣ, кто воюетъ и не платитъ подати, есть — кто не воюетъ и платитъ). И сдѣлалъ бы это вотъ почему. Для педагогики христiанская антропологiя, ученiе о человѣческой природѣ, испорченной первороднымъ грѣхомъ, является единственно разумной, а все остальное приводитъ къ катастрофическимъ послѣдствiямъ, но, полагаю, не только для педагогики.
Радикально лѣвый взглядъ исходитъ изъ руссоизма, ученiя о доброй человѣческой природѣ, испорченной обществомъ (не объясняя при этомъ, какъ добрый человѣкъ создаетъ злое общество). Невозможность осуществленiя лѣваго проекта какъ разъ и вытекаетъ изъ невѣрности исходной антропологiи: человѣка хотятъ перевоспитать, а онъ не перевоспитывается; ему внушаютъ, что онъ долженъ вкалывать на благо голодающихъ негровъ въ Африкѣ, забывъ о собственныхъ дѣтяхъ, а онъ интересуется благомъ собственныхъ дѣтей, а къ неграмъ равнодушенъ. Его ставятъ въ такiя условiя, что на благо дѣтей онъ работать не можетъ, а прибавочный продуктъ все равно достается неграмъ; тогда онъ просто перестаетъ трудиться.
Разумѣется, это только одинъ полюсъ; есть и другой — нравственная потребность помогать слабымъ и готовность удѣлить имъ часть своего избытка. Но свои дѣти все равно ближе. Чѣмъ меньше отнимаемъ ради общаго блага, тѣмъ выше производительность. Это элементарныя, въ общемъ, вещи, но очень многiе ихъ почему-то не понимаютъ.
Этотъ факторъ создаетъ неравенство исходныхъ стартовыхъ условiй — если мои предки и я потрудились для моего потомка больше, чѣмъ кто-то для своего, у нихъ будутъ неравныя стартовыя условiя. Но если у меня отнимутъ возможность обезпечить своему ребенку стартовыя преимущества, то я либо стану трудиться меньше, либо истрачу избытокъ на личное потребленiе; въ первомъ случаѣ человѣчество станетъ бѣднѣе, во второмъ — его ждутъ очень серьезные перекосы въ развитiи. Такъ что исходное неравенство стартовыхъ возможностей — несправедливость и зло, но такiя несправедливость и зло, устраненiе которыхъ приведутъ къ злу еще худшему.
ng68
February 2 2012, 10:41:49 UTC 7 years ago
philtrius
February 2 2012, 10:44:43 UTC 7 years ago
ng68
February 2 2012, 15:03:09 UTC 7 years ago
philtrius
February 2 2012, 15:19:06 UTC 7 years ago
anna_bpguide
February 3 2012, 11:36:33 UTC 7 years ago
есть неисправимые несправедливости, даже необходимые
не связано ли стремление реализовать справедливость с неизжитым реализмом (анти-номинализмом, то есть)?
православные - платонисты... идея важнее факта
stary_pies
February 2 2012, 19:01:20 UTC 7 years ago
alexeiv
February 2 2012, 10:58:22 UTC 7 years ago
korf
February 2 2012, 11:16:59 UTC 7 years ago
Люди от рождения не равны между собой, и попытка компенсировать это выравниванием стартовых условий не кажется мне мудрой затеей. Не надо равенства, нужно лишь, чтобы была возможность. Пресловутым "социальным лифтам" достаточно просто быть. Не надо стараться напихать при этом в них как можно больше народа на первом этаже.
philtrius
February 2 2012, 11:25:10 UTC 7 years ago
korf
February 2 2012, 11:29:36 UTC 7 years ago
alexeiv
February 2 2012, 11:52:35 UTC 7 years ago
eu_he_nio
February 2 2012, 12:08:18 UTC 7 years ago
philtrius
February 2 2012, 12:20:10 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 14:41:01 UTC 7 years ago
philtrius
February 2 2012, 14:43:26 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 15:08:09 UTC 7 years ago
Мне кажется, это зависит от воли. Если её кто-то не хочет проявлять, то надо разобраться, почему?
philtrius
February 2 2012, 15:13:59 UTC 7 years ago
Я не представляю себѣ политической воли въ предлагаемомъ Вами направленiи, которая не разрушила бы производительныя силы. Онѣ стимулируются эгоизмомъ.
falcao
February 2 2012, 15:22:03 UTC 7 years ago
Я именно это и подразумевал, говоря о "воле". Этот момент не осознаётся в полной мере, он людьми вообще практически не обсуждается. А "цена вопроса" в принципе довольно "скромная": надо всего лишь отказаться от "максимализма".
philtrius
February 2 2012, 15:29:42 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 18:29:30 UTC 7 years ago
И наоборот: эксперимент конца XIX века по искусственному ускорению развития привёл к гибели величайшей страны. Что более чем "красноречиво" говорит обо всём.
Недавно я обнаружил на каком-то украинском сайте старое интервью с Вадимом Валериановичем Кожиновым. Его не так давно поместили в Интернете, а автора уже 10 лет как нет с нами. Но идеи, там высказанные, более чем актуальны. Одну цитату я помнил слово в слово, и сейчас с удовольствием здесь процитирую.
Российская интеллигенция самых разных политических и социальных пристрастий была едина, пожалуй, только в одном — безоговорочном неприятии «мещанского» идеала. Отсюда и ее хождение в народ, и крайняя революционность. Сегодня многое изменилось в характере русского человека, но по-прежнему, мне кажется, материальный стимул не имеет у нас того веса, который он имеет, например, в США, Германии, Голландии. Возьмите нашу обломовскую психологию. Для русского человека то, что он вот сидит и над ним не каплет, это для него самое блаженное состояние, на которое очень многие готовы. Не надо большой зарплаты — лишь бы не теребили, не трогали. Но чтобы русский человек изо дня в день занимался накопительством, как немец или американец, увеличивал свое богатство и при этом чувствовал, что занят благороднейшим делом?.. Вот почему я считаю, что экономика, устроенная по западному образцу, едва ли будет такой эффективной, как мы от нее ожидаем.
Взято отсюда: http://www.proza.ru/2011/08/03/854
Оговорю, что меня несколько "коробит" упоминание там вещей типа "Киевской Руси", потому что с появлением Интернета всем стала понятна откровенная "фэнтезийность" такого рода "гиштории". Но ВВК был "человеком своего времени", и верил во всё это. Думаю, что если бы он прожил на свете ещё лет 10, то перестал бы верить несмотря на то, что он даже книги писал об этом периоде.
philtrius
February 2 2012, 18:36:18 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 04:15:29 UTC 7 years ago
http://regenta.livejournal.com/73169.html?thread=4439505#t4439505
Сам пост там можно не читать (он длинный); я ссылаюсь на свой коммент, а также небольшую дискуссию после него.
Имеет смысл также вспомнить и Алексиса Токвиля, на которого в своей книге ссылается ВВК. Вот выдержка оттуда.
И мало кто задумывался над тем, что великие революции совершаются не от слабости, а от силы, не от недостаточности, а от избытка.
Английская революция 1640-х годов разразилась вскоре после того, как страна стала "владычицей морей", закрепилась в мире от Индии до Америки; этой революции непосредственно предшествовало славнейшее время Шекспира (как в России - время Достоевского и Толстого). Франция к концу XVIII века была общепризнанным центром всей европейской цивилизации, а победоносное шествие наполеоновской армии ясно свидетельствовало о тогдашней исключительной мощи страны. И в том, и в другом случае перед нами, в сущности, пик, апогей истории этих стран - и именно он породил революции...
Было бы абсурдно, если бы в России дело обстояло противоположным образом. И если вспомнить хотя бы несколько самых различных, но, без сомнения, подлинно "изобильных" воплощений русского бытия 1890-1910-х годов - таких, как Транссибирская магистраль, свободное хождение золотых монет, столыпинское освоение целины на востоке, всемирный триумф Художественного театра, титаническая деятельность Менделеева, тысячи превосходных зданий в пышном стиле русского модерна, празднование Трехсотлетия Дома Романовых, наивысший расцвет русской живописи в творчестве Нестерова, Врубеля, Кустодиева и других - станет ясно, что говорить о каком-либо "упадке" просто нелепо.
В трактате французского политика и историософа Алексиса Токвиля "Старый порядок и Революция" - одном из наиболее проницательных размышлений на эту тему - показано, в частности, следующее: "Порядок вещей, уничтожаемый Революцией, почти всегда бывает лучше того, который непосредственно ему предшествовал". Франция 1780-х годов ни в коей мере не находилась - продолжает свою мысль Токвиль - "в упадке; скорее можно было сказать в это время, что нет границ ее преуспеянию... Лет за двадцать пред тем на будущее не возлагали никаких надежд; теперь от будущего ждут всего. Предвкушение этого неслыханного блаженства, ожидаемого в близком будущем, делало людей равнодушными к тем благам, которыми они уже обладали, и увлекало их к неизведанному". [ 34 ]
(Здесь нельзя не напомнить мифа о "прогрессе", о котором шла речь в первой главе моего сочинения и который выступал в качестве своего рода подмены религии.)
Преуспевающие российские предприниматели и купцы полагали, что кардинальное изменение социально-политического строя приведет их к совсем уже безграничным достижениям, и бросали миллионы антиправительственным партиям (включая большевиков!). Интеллигенция тем более была убеждена в своем и всеобщем процветании при грядущем новом строе; нынешнее же положение образованного сословия в России представлялось ей ничтожным и ужасающим, и она, скажем, не обращала никакого внимания на тот факт, что в России к 1914 году было 127 тысяч студентов - больше, чем в тогдашних Германии (79,6 тыс.) и Франции (42 тыс.) вместе взятых [ 35 ] (то есть дело обстояло примерно так же, как и в книгоиздании).
Источник: http://kozhinov.voskres.ru/cher-sot/chersot.htm
Я бы не стал приводить столь "обширную" цитату, если бы это всё не имело столь прямого отношения к событиям сегодняшнего дня.
А какие у Вас соображения по поводу причин гибели РИ -- хотя бы совсем кратко?
philtrius_minor
February 3 2012, 04:23:39 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 05:34:30 UTC 7 years ago
По поводу первого вопроса можно заметить, что "бурное" развитие всегда пробуждает чьи-то "аппетиты" и "амбиции". Чего-то достигли, и хочется большего, а "регуляторы" и "тормоза" отсутствуют. По поводу второго -- очевидно, что из-за "диспропорций" развития обострились противоречия социальных групп (а часть этих групп даже возникла на соответствующей "волне"). В результате -- умелая "игра" иностранных держав, которые эти противоречия смогли "разжечь", и -- "вуаля".
philtrius
February 3 2012, 05:44:49 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 19:25:26 UTC 7 years ago
Все ведь эти предательства на уровне "верхушки" были не случайными. Произошли они из-за "умонастроений", когда хочется большего. "Умишки"-то у людей были такие, что "столбовая дворянка" уже не устраивала, и хотелось быть "владычицей морскою". А в итоге таких деятелей расстрелял в Крыму какой-нибудь Бела Кун, которого самого потом "хлопнули" в 38-м. Так что всё более чем закономерно.
philtrius
February 3 2012, 19:56:39 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 20:14:28 UTC 7 years ago
"Застой", на мой взгляд, как раз совершенно не опасен. В таком виде государства могут преспокойно существовать столетиями. Что-то "посильное" всё равно делается, а другого всё равно не достичь.
Что касается "протестов", то с ними сейчас даже бороться не надо. Уже ясно, что всё "выродилось". Пропаганда сумела "консолидироваться", и у меня нет сомнений, что "путена" (тм) изберут без проблем. Там всего-то надо было склонить на свою сторону "серую" часть населения, которая голосует за "главного". А последнее определяется тем, кто внешне выглядит как "рулевой". У нас позволили "неприкрыто" ругать ПЖиВ (тм), не давая этому никакого "противовеса". Народ это так и воспринял: они не "главные", за них голосовать не надо. Но даже при таком "раскладе" партия получила свои "честные" 30-35 процентов -- это если без "приписок".
Я сам, как Вы понимаете, не пойду ни протестовать, ни голосовать. Но ситуация видится мне вполне "однозначной". Если в декабре ещё были какие-то тревоги или сомнения, то сейчас их нет. Позже снова могут "разжечь", конечно, но сейчас всем ясно, что "на верхах" уже давно договорились. "Запад", в частности, смирился с тем, чтобы ВВП продолжал находиться "у руля", если выборы не будут выглядеть слишком "скандально".
philtrius
February 3 2012, 20:22:46 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 23:50:58 UTC 7 years ago
philtrius
February 4 2012, 04:37:23 UTC 7 years ago
falcao
February 4 2012, 06:56:12 UTC 7 years ago
Iliya Krasnokutskiy
February 2 2012, 16:25:39 UTC 7 years ago
Iliya Krasnokutskiy
February 2 2012, 16:34:15 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 18:32:44 UTC 7 years ago
С реакцией наподобие Вашей я сталкивался каждый раз, когда заговаривал на эту тему. Вопрос не хотят даже обсуждать. Типа, ага, знаем мы вас -- к нищете призываете! Сама постановка вопроса в терминах "освобождения ОТ труда" почему-то "пугает".
Iliya Krasnokutskiy
February 2 2012, 18:49:41 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 20:19:06 UTC 7 years ago
Вас можно было понять так, что к моим словам Вы отнеслись "скептически", сославшись на поговорку. Типа, бороться с жадностью бесполезно, так как она заключена в "природе человека" (тм) Именно в таком духе чаще всего и говорят, не пытаясь подвергать сами эти понятия какому-то критическому анализу. Если бы это второе действие совершалось, то сразу стало бы ясно, что понятие "природы человека" лишено смысла. Это ведь не есть что-то "Богом данное", а есть чисто эмпирическое наблюдение. Это то, как люди обычно поступают. Тезис после такого прояснения превращается в высказывание о том, что обычно люди ведут себя "жадно". Тогда напрашивается вывод, что имеет смысл вести себя "необычно". То есть не по принципу "жадного алгоритма" типа "хапай побольше". Такое поведение предсказуемо, а потому именно на него и "ловят". Этим занимаются всякие "рекламщеги" и прочие "халявщеги".
Вопрос, обсуждения которого избегают -- это вопрос о снижении "темпов развития". На переднем плане всегда такая постановка вопроса: как и по каким принципам надо действовать, чтобы "больше производить", и чтобы всё развивалось как можно быстрее? Я призываю задуматься над тем, что это "ловушка". Не надо "максимализма", не надо "больше, больше, больше" и "дальше, дальше, дальше". Я заменяю это всё на такой вопрос: что надо делать, чтобы жить, не "напрягаясь"? "Максимализм" надо заменить на "минимализм".
philtrius
February 2 2012, 20:23:48 UTC 7 years ago
falcao
February 2 2012, 21:16:11 UTC 7 years ago
Iliya Krasnokutskiy
February 2 2012, 21:05:15 UTC 7 years ago
..."Я понял, в чём состоит основной аргумент. Ясно, что полного "подрыва" мотивации к труду допускать нельзя. Однако можно допускать "ослабление", что ведёт всего-навсего к замедлению темпов развития, но не к остановке всех жизненных процессов.
Я именно это и подразумевал, говоря о "воле". Этот момент не осознаётся в полной мере, он людьми вообще практически не обсуждается. А "цена вопроса" в принципе довольно "скромная": надо всего лишь отказаться от "максимализма". .....
Тут даже не подрыв мотивации. Приведу вот такой пример не пример, притчу не притчу; возьмём к примеру немецкую машину "мерседес"- хорошая- никто не спорит; а собственно почему? Частично потому что её проектировал инженер, у которого дед строил паровозы, прадед- ну не знаю что там было 200 лет назад- может флот паровой; он с детства играл гайками, отец брал его с собой на работу... можно одним словом- династия. Разумеется, советский инженер, какой бы талантливый ("козырный"- шучу...) не был- конкуренции ему составить в принципе не мог. Есть вещи которые зреют поколениями и навыки, которые надо передавать из рук в руки. Так же дизайн тех же машин. Лучший- итальянский. Итальянец рос в окружении классической архитектуры, сама среда- даже не музеи а обычная городская среда уже формирует правильный вкус; а теперь представьте где жил дизайнер "жигулей"? Что там может сформироваться?
Я считаю, что человека и как личность и как профессионала больше формирует семья, я не доверяю школе и институту; скорее даже так- доверяю- но за ними глаз да глаз нужен. Но вот это то как раз то что неравенство и формирует. Выше уважаемый Philtrius заметил что ..."При прочихъ равныхъ у выходца изъ верховъ всегда будутъ преимущества во всѣхъ областяхъ."... Это так и есть. Но это и есть основа развития. Причём именно такого о чём Вы и говорили. Тут разумеется речь идёт не о деньгах а о передаче суммы знаний и культурных навыков. Советская власть отличилась тем, что умудрялась "обнулять" даже такой "капитал". А без него именно качественное развитие- жить не напрягаясь- и невозможно; равенство предполагает как раз "крысиные бега" ...
falcao
February 2 2012, 22:20:10 UTC 7 years ago
То есть нужно "сдаться", "демобилизоваться". Ничего страшного в этом нет. Это нормальное человеческое действие, и по этому принципу часто приходится поступать. "Не оживет аще не умрет" (с)
После чего мы перестаём тратить лишние усилия, и у нас появляется как свободное время, так и "ресурсы". Действуем мы отныне лишь в рамках своих возможностей. "Мерседесы" закупаем в Германии (пускай и "подержанные" -- не "графья" ведь!), бананы -- в Эквадоре. Премущества у нас при этом тоже есть, но другие. Ими, как говорится, и будем живы.
Iliya Krasnokutskiy
February 3 2012, 07:30:38 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 09:54:18 UTC 7 years ago
Что касается "равенства", то мне эта идея крайне чужда! Я никогда за неё не выступал, я не считаю, что "эгалитаризм" -- это хорошо. Напротив, я уверен в том, что люди "от природы" не равны, да и вообще их трудно "сравнивать". Я лишь за ограничение возможностей, но это касается всех людей. В частности, не должно быть никакой "свободы предпринимательства". Любая деятельность такого рода затрагивает общие интересы -- рубка леса, строительство завода, рекламный бизнес. Поэтому это не должно быть разрешено "по умолчанию".
Если мой вопрос не покажется Вам нескромным, то лично Вам чего не хватает "по жизни"? Чего хотелось бы? Про себя я могу сказать, что у меня желание только одно. Выражаясь словами Кожинова, которые я приводил выше -- "чтобы не теребили, не трогали". А больше мне ничего не надо. Лишь бы не гнуть ни на кого спину.
Iliya Krasnokutskiy
February 3 2012, 10:41:05 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 19:34:44 UTC 7 years ago
Мне кажется, здесь одна идея явно противоречит другой. Это как пример со "жнецами" у Макса Вебера. Одни люди начинают вдвое больше работать и вдвое больше получать. Другие -- работают вдвое меньше, получая столько же. Я -- за второй вариант, потому что с точки зрения "ниши" и "чтобы не трогали" всё остаётся по-старому, а горло у меня остаётся каким было, и сожрать вдвое больше я всё равно не смогу.
philtrius
February 3 2012, 19:54:24 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 20:03:08 UTC 7 years ago
Коллекционированием же я не увлекаюсь совсем, и хотя мне понятен "мотив" -- типа прямого ощущения "духа" каких-то ушедших эпох, я могу делать то же самое без "привязки" к "материи". Так или иначе, "природа" любых ценностей так или иначе "небесна" или "духовна".
Iliya Krasnokutskiy
February 3 2012, 20:35:59 UTC 7 years ago
falcao
February 3 2012, 23:59:05 UTC 7 years ago
Про то, что "лидерство" в каких-то областях нужно -- это бесспорно. Но у нас даже сейчас в чём-то оно сохранилось, не говоря об СССР, которое вообще было "супер-государством". Люди, идеология -- это всё "прогнило", а государственная мощь была "о-го-го!" Из-за этого вдвойне обидно.
Пример Вебера я считаю вполне удачным: там сравнивается два разных подхода "при прочих равных условиях". Возможно, Вы имеете в виду, что из этого примера нельзя делать "глобальных" выводов обо всех ситуациях, касающихся труда, его производительности и так далее. Но это для меня несомненно из общих соображений. Любое правило действует только в отведённых "рамках", и здесь "веберовы" ситуации, конечно, бывают.
Если жить по нормальным принципам, не стремиться к воплощению каких-то "химер", не заниматься "шапкозакидательством", если реально оценивать свои истинные силы -- тогда развитие будет идти своим ходом. О нём вообще на надо "заботиться". Надо просто "хорошо себя вести".
Iliya Krasnokutskiy
February 5 2012, 12:01:35 UTC 7 years ago
Deleted comment
philtrius
February 2 2012, 15:19:49 UTC 7 years ago
Deleted comment
philtrius
February 2 2012, 15:27:21 UTC 7 years ago
salery
February 2 2012, 20:55:35 UTC 7 years ago
philtrius
February 2 2012, 21:30:29 UTC 7 years ago
ivanov_petrov
February 3 2012, 06:40:56 UTC 7 years ago
philtrius
February 3 2012, 06:45:38 UTC 7 years ago
ivanov_petrov
February 3 2012, 07:06:54 UTC 7 years ago