На мой взглядъ, Русская Церковь до XVII в. включительно и не могла оказывать самостоятельнаго влiянiя на народъ, а могла быть только проводникомъ чужаго влiянiя — въ данномъ случаѣ греческаго. Цѣнности и смыслы, которые она транслировала, она брала въ готовомъ видѣ. Она не была интеллектуально самостоятельна и цѣликомъ зависѣла въ своей дѣятельности отъ переводнаго корпуса текстовъ, причемъ и переводъ — за отсутствiемъ системы образованiя — не въ силахъ была осуществить собственными средствами. Таинство, совершаемое священникомъ, который едва знаетъ грамотѣ и освоилъ службу практикой, такъ же дѣйствительно, какъ и совершенное ученымъ клирикомъ; но сказать ему своей паствѣ почти нечего — онъ не возвышается надъ ея уровнемъ. Западно-русская Церковь рѣшила эту проблему существенно раньше, и, какъ только это произошло, Москва стала зависѣть не только отъ Грецiи, но и отъ Кiева.
Церковное образованiе въ Россiи возникло раньше сѵнодальнаго управленiя (1680 г. — Типографская школа), а вотъ система церковнаго образованiя — одновременно и въ силу одного законодательнаго акта — Духовнаго Регламента. Извѣстныя событiя хронологически совпали съ возстановленiемъ Патрiаршества, но пошли они на пользу церковному образованiю… сомнѣваюсь. Случайно это или нѣтъ, но всѣ успѣхи церковнаго образованiя связаны исключительно съ сѵнодальнымъ перiодомъ, а не съ какимъ инымъ. Кстати, и въ расцвѣтъ Патрiаршества церковное образованiе вводилось энергiей и волей свѣтскихъ властей (чего не было у Алексѣя Михайловича и что было у Ѳедора) — клиръ о немъ совершенно не заботился.
Когда разсуждаютъ о несыгранной роли независимой отъ государства Церкви въ революцiю, спорить съ этимъ трудно — тезисъ (практически общепринятый) строится на такомъ количествѣ допущенiй, что логическая работа съ нимъ почти невозможна. Но меня вызываетъ недоумѣнiе, когда люди — умные и образованные — всерьезъ полагаютъ, будто священникъ, избираемый приходомъ и цѣликомъ отъ него зависимый, прежде всего въ финансовомъ отношенiи, окажетъ большее влiянiе на приходъ, нежели государственный чиновникъ въ рясѣ; я не понимаю, почему можно такъ думать. О возможностяхъ Р.П.Ц. въ сегодняшней ситуацiи, можетъ, еще отдѣльно напишу.
Теперь собственно о влiянiи. Для того чтобы оно въ принципѣ могло осуществляться, нужна разность высотъ; «лить» — въ силу гравитацiи — можно только сверху внизъ. Позволю себѣ о немъ пару словъ, отступая отъ темы. Влiянiе можетъ состоять въ сообщенiи — 1) структуръ и инструментовъ мысли — на такое способны скорѣе образовательныя системы, чѣмъ люди, 2) самихъ мыслей и 3) знанiй, которыя являются элементами мысли. Вотъ пишу и замѣчаю, что по этой схемѣ на того, кто къ самостоятельной мысли неспособенъ, и повлiять нельзя, — ну, такъ вводимъ четвертый типъ, «что мнѣ думать». Вотъ примѣръ: среди въ наибольшей степени повлiявшихъ на меня блоггеровъ — salery и bohemicus. Первый экономитъ мнѣ массу труда, поскольку владѣетъ громаднымъ объемомъ свѣдѣнiй, которыми я не располагаю; но мысль у насъ до того сходно работаетъ, что онъ — единственный, кому я могу довѣрить думать за себя: если бъ я приложилъ больше усилiй, я пришелъ бы къ ровно тѣмъ же результатамъ. Его влiянiе громадно въ третьей области и проявляется во второй. А вотъ bohemicus далъ мнѣ только одну мысль, и я использую ее не такъ, какъ онъ, — для него она центральная, а для меня — одинъ изъ полюсовъ, рядомъ съ которымъ есть и противоположный. Но это довольно важная вещь; а потому по пункту 2) влiянiе Богемика для меня значимо.
Объ управленiи и управляемости, если будетъ интересно, напишу позже.
redshon
June 27 2012, 07:32:03 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 15:21:59 UTC 7 years ago
platonicus
June 27 2012, 07:35:22 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 15:27:35 UTC 7 years ago
platonicus
June 27 2012, 18:38:21 UTC 7 years ago
То есть я подозреваю, что новгородцевъ грамотѣ, скорѣе всего, тоже попы обучали, но вѣдь это совсѣмъ не прямая ихъ обязанность.
philtrius_minor
June 27 2012, 18:50:56 UTC 7 years ago
akula_dolly
June 27 2012, 09:01:58 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 15:29:59 UTC 7 years ago
akula_dolly
June 27 2012, 16:19:05 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 16:27:47 UTC 7 years ago
akula_dolly
June 27 2012, 17:00:05 UTC 7 years ago
Не имея в виду присутствующих, не могу не отметить жуткую кашу в головушках дорогой интеллигенции нашей.
philtrius_minor
June 27 2012, 17:06:04 UTC 7 years ago
uxus
June 27 2012, 18:44:24 UTC 7 years ago
akula_dolly
June 28 2012, 10:15:48 UTC 7 years ago
philtrius
June 28 2012, 10:30:04 UTC 7 years ago
eu_he_nio
June 27 2012, 10:01:40 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 15:30:31 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 10:10:49 UTC 7 years ago
в описании же церкви как таковой у Вас и вовсе выходит какая-то фуковщина - некие централизованно-вертикалистские структуры интеллектуального и колониального насилия (влияния). понятно, что до Петра таких в Московском государстве не было (Грозный интуитивно выводил в эту сторону, но на постояннную основу поставить не смог), а после Петра они и появились. но нигде в основополагающих текстах нет ничего о необходимости построения таковых. если учесть элементарное соображение, что столь вычурная и причудливая вера не может быть усвоена иначе как добровольно, то дальше становится невозможным рассуждать о Церкви в терминах вертикали и влияния. это только передаётся - из рук в руки через личный опыт. непрофильное использование церкви - вопрос отдельный, но непрофильность деятельности (просвещение, образование, поддержка власти, сплочение диаспор и т.п.), по-моему, надо оговаривать специально.
philtrius
June 27 2012, 15:33:16 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 15:43:24 UTC 7 years ago
профильная задача Церкви - сохранение веры через передачу её от одних людей другим. всё. то, о чём Вы говорите, начинает встречаться там, где об образовании заботятся больше, чем о вере.
philtrius
June 27 2012, 16:28:49 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 16:51:35 UTC 7 years ago
philtrius_minor
June 27 2012, 16:58:16 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 17:12:54 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 17:21:53 UTC 7 years ago
Просмотрѣвъ свои отвѣты — съ перваго до послѣдняго, нахожу, что ихъ можно обвинить въ краткости и бѣглости (что даетъ, признаюсь, поводъ для непониманiя), но скоморошества ужъ никакъ не вкладывалъ.
wasunchik
June 27 2012, 17:29:40 UTC 7 years ago
Если разговор идёт о Церкви (с большой буквы), то слово вера, упомянутое в контексте такого разговора, может иметь только одно значение - христианская вера, переданная от апостолов. Русские народные извращения верой могут быть названы иронически или серьёзно, но лишь в том случае, если Вы с христианством по сути не сталкивались. Но тогда о чём разговор?
philtrius
June 27 2012, 17:35:40 UTC 7 years ago
Относительно того, кто сталкивался съ вѣрой, — если использовать евангельскiй критерiй горчичнаго зерна, достаточнаго для того, чтобъ гору ввергнуть въ море, то, безусловно, никто изъ насъ не можетъ быть названъ вѣрующимъ.
wasunchik
June 27 2012, 17:45:14 UTC 7 years ago
Да вот это тот живой опыт, о котором я собственно и говорил. Если его попробовать формализовать, то кроме работы проделанной Соборами, в нынешних условиях необходимо напоминать о минимуме декалога (почему человек, убивающий, но не едящий мяса, не может быть признан носителем христианской веры, какой-то другой веры, включающей элементы христианской обрядности - да, но это не вера Церкви) и о духе Евангелия (ну или хотя бы о сухом остатке заповедей, вынесенных из него). При помощи этих критериев нельзя вычислить всех "истинно верующих" в положительном смысле, но легко можно отсечь всю ту массу людей, что формально пребывая в звании православных так и остались за порогом Церкви, не разделив её веры.
philtrius
June 27 2012, 17:51:26 UTC 7 years ago
Въ любомъ случаѣ тотъ опытъ, который Вы описываете въ послѣдней репликѣ, предполагаетъ рефлексiю. Рефлексiя — сложно устроенное сознанiе. А оно, въ свою очередь, — просвѣщенiе.
wasunchik
June 27 2012, 18:26:31 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 18:38:02 UTC 7 years ago
eu_he_nio
June 27 2012, 17:59:21 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 18:10:00 UTC 7 years ago
uxus
June 27 2012, 19:11:34 UTC 7 years ago
"Непрофильность" - это такое слово, чтобы отмахнуться отъ вопроса.
Скажемъ, есть историческiй фактъ: ликбезъ былъ проведёнъ большевицкой партiей въ двадцатомъ вѣкѣ, а отнюдь не Русской православной церковью... ну, скажемъ, въ восемнадцатомъ.
Можно сказать - "это непрофильная дѣятельность" и "въ основополагающихъ текстахъ объ этомъ ничего нѣтъ"; а можно - что это показываетъ, какую изъ двухъ организацiй реально волновало состоянiе умовъ ея паствы (въ кавычкахъ и безъ, соотвѣтственно). Хотя, казалось бы...
Ну что, можно и дальше продолжать говорить про "непрофильную дѣятельность", такъ и не научившись отвѣчать на вызовы позапрошлаго вѣка.
wasunchik
June 27 2012, 19:58:56 UTC 7 years ago
Можно попробовать повоображать, что бы было если бы церковь была независима от государства и если бы занималась своим основным делом, а не тем, что ей навязывали - как бы с этим могла быть связана грамотность и модерное Просвещение? Можно попробовать поэкстраполировать новгородскую ситуацию, где одно другому не мешало, а может и способствовало даже. Но какой смысл? Рассуждая о том, что бы церковь могла или не могла, вы все валите с больной головы на отстутствующую. С Алексея Михайловича можно забыть слова "церковь могла", с Петра Алексеевича единственное правильное употребление терминов: "государственная политика в области религии". Вы по сути говорите о государстве и о подчинённом ему обществе, но зачем-то всё время упоминаете какую-то абстрактную церковь, не имея о ней даже какого-то толкового понятия.
philtrius_minor
June 27 2012, 20:09:32 UTC 7 years ago
wasunchik
June 27 2012, 20:31:01 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 20:35:26 UTC 7 years ago
wasunchik
June 28 2012, 07:51:52 UTC 7 years ago
если же Вас всё-таки терзает вопрос несоединимости "Российского государства", церкви и просвещения, то ещё раз - посмотрите не на церковь, а на то с чего начиналось государство - на всех этих прекрасных князей - татарских коллаборационистов, жёсткую культурную сегрегацию, на практику вывоза элит покорённых территорий в Москву и их последующее вырезание при Грозном - как в Москве, так и на местах. Я бы сказал, что это вообще чудо, что после Грозного Московия просто травой не заросла, а Вы ставите какие-то амбициозные претензии - просвещение, грамотность. Единственный упрёк, который я бы церкви обратил, это то, что она по старой византийской привычке кинулась в объятия более сильного и стала всех этих упырей поддерживать.
philtrius_minor
June 28 2012, 08:00:38 UTC 7 years ago
uxus
June 28 2012, 16:18:53 UTC 7 years ago
Вы, кажется, хотите сказать, что такъ было всегда, и по-другому не бываетъ? Однако церковь (въ томъ числѣ того типа, который Вамъ особенно не нравится называть этимъ словомъ) довольно долго сама была главнымъ источникомъ "новыхъ вѣянiй"; болѣе того, такъ было практически вездѣ, гдѣ она появлялась, и никакой коллаборацiонизмъ со свѣтскими властями этого обстоятельства не отмѣнялъ.
Что-то измѣнилось, но, кажется, не съ той стороны, въ которую Вы настойчиво указываете.
wasunchik
June 30 2012, 19:46:27 UTC 7 years ago
не очень понятно, примеры?
uxus
July 2 2012, 12:36:27 UTC 7 years ago
Ну можно съ такой стороны зайти... Вы сегодня не можете сослаться по-русски на понятiе "время", не проиллюстрировавъ тутъ же (самимъ фактомъ), откуда въ этой культурѣ первые нѣсколько вѣковъ брались почти всѣ инновацiи, которымъ суждено было остаться "навсегда". Вамъ тамъ видно, въ какую сторону я показываю, или это требуетъ дальнѣйшихъ поясненiй?
wasunchik
July 2 2012, 19:25:41 UTC 7 years ago
uxus
July 2 2012, 22:48:09 UTC 7 years ago
Что до варваровъ - ну да, всѣ были варвары... и въ Египтѣ, и въ Сирiи, а ужъ въ Римѣ-то съ Грецiей...
Въ любомъ случаѣ, я не совсѣмъ понимаю: отрицаете ли Вы, что хотя бы для этихъ конкретныхъ "варваровъ" это былъ важнѣйшiй источникъ инновацiй на многiе вѣка?
Если вдругъ нѣтъ, то тутъ возможенъ и такой ходъ мысли, на которомъ - мнѣ хочется думать - мы съ Вами могли бы и неожиданно сойтись: что церковь очень даже была источникомъ инновацiй, пока серьёзно хотѣла кого-то обратить въ свою вѣру. А какъ только перестала - плавно мутировала въ тотъ чисто-консервативный институтъ, каковымъ она многимъ видится сейчасъ.
wasunchik
July 3 2012, 09:49:21 UTC 7 years ago
соответственно, просвещение конкретных варваров посредством церкви не делает просвещение неотъемлемой чертой церкви. потому что еоретически (если представить, что Византия не была бы насквозь религиозным обществом) можно отделить одно от другого и вообразить как можно было бы позаимствовать цивилизацию у Византии без веры, вполне
да и, честно говоря, хреново как-то инновации прививались. Церковь на Руси рождала великих практиков вроде преп.Сергия или преп.Андрея, которые могли отразить свою веру в делах или в красках, но не в слове. Эта же Церковь полна греческими гражданами, которые снова и снова несли на край земли опыт живой веры и кое-какие новации, соответственно, каждый великий практик может быть лишь отчасти объяснён сохранением традиции на месте. А уж великих теоретиков здешняя церковь вообще не знает. Богословие-то и история церкви в каком-то самостоятельном виде появились лишь в 19-м веке, после того как много чего было позаимствовано у опять же - более цивилизованной Европы.
uxus
July 3 2012, 12:59:25 UTC 7 years ago
Возможно, Вашъ комментарiй написанъ въ нѣкоторомъ запалѣ; а если нѣтъ, то похоже, что для Васъ оцѣночная часть важнѣе фактовъ, и тѣмъ хуже для послѣднихъ. Такой взглядъ можетъ быть какъ-то внутренне обоснованъ (это я, какъ ни странно, понимаю), но въ общемъ-то примѣрно это называется обскурантизмомъ, и я могу только недоумѣвать, какъ изъ такой позицiи можно ругать какихъ-то "варваровъ" или слабость церковной интеллектуальной жизни. Впрочемъ, очень хотѣлось бы тутъ ошибиться.
Что до россiйскихъ дѣлъ - по-моему, говоря объ инновацiяхъ, есть смыслъ различать двѣ вещи: съ одной стороны, интеллектуальная жизнь въ Россiи очень долго была какая-то жиденькая, это да; а съ другой - ужъ какая бы ни была, чѣмъ она въ первую очередь была сформирована? Мнѣ кажется, по второму пункту довольно трудно спорить съ утвержденiемъ, что основнымъ источникомъ влiянiй была всё-таки церковь, и то, что церковь притащила съ собой на данную почву многiе элементы "цивилизацiи", никакъ этого не отмѣняетъ, а скорѣе наоборотъ; тѣмъ болѣе, что "цивилизацiя", о которой идётъ рѣчь, въ другихъ отношенiяхъ была патологически изоляцiонистской, и едва ли по собственной волѣ ознакомила бы "варваровъ" съ чѣмъ-либо, помимо передовыхъ военныхъ технологiй.
wasunchik
July 4 2012, 07:41:39 UTC 7 years ago
ну и с Византией то же и опять же - если абстрагироваться от её конкретно-исторического облика - можно было получить то, что получили, без посредства Церкви (а через посредство Уммы, ежели б в альтернативной реальности Амбициозная империя была исламской, или через что угодно ещё - очень многое от Византии получили арабы и латиняне посредством завоеваний и грабежей, русские варяги тоже весьма долго этим баловались)? По мне - вполне можно. Поэтому моё мнение на Ваш аргумент: да получили через церковь, ну и что? Это была конкретная церковь 11-14 веков, ничего эта история о церкви вообще не говорит, так что для объяснения ситуации 18-19 веков всё это не подходит.
uxus
July 4 2012, 19:35:27 UTC 7 years ago
Къ сожаленiю, мои опасенiя скорѣе оправдываются - оцѣнки на оцѣнкахъ, и Вы уходите уже совсѣмъ въ область альтернативной исторiи.
Да, получили черезъ конкретную церковь соотвѣтствующихъ вѣковъ. Объ этомъ можно говорить, какъ о фактѣ. Всё остальное - сказки.
Этотъ тезисъ, возможно, слѣдовало бы развить (Вы, кажется, на самомъ-то дѣлѣ не очень привычны къ мысленнымъ экспериментамъ вродѣ предложенныхъ Вами - напр., не задаётесь вопросами типа "почему кошка съ рыбьими плавниками должна всё ещё называться кошкой?") - но это, похоже, былъ бы очень длинный разговоръ, и обмѣнъ комментами въ чужомъ ЖЖ тутъ не самый подходящiй форматъ...
wasunchik
July 4 2012, 20:50:45 UTC 7 years ago
а все собственно христианские инновации сводятся к еврейскому монотеизму (с маленьким дополнением о том, что Мессия уже пришёл и это был Иисус из Назарета) и повышенной роли личности. так вот, обе эти инновации ни Русь, ни Московия, ни Российская Империя, ни СССР, ни РФ толком не усвоили и не особо-то собираются. То из христианского капитала, что было усвоено в 18-19 веках, пришло благодаря церкви, только не православной, а католической и лютеранской (а часто - благодаря вполне светским и секулярным людям). Большинство "инноваций", усвоенных в здешних краях после 10 века через церковь, не носили собственно христианского смысла и в основном тешили честолюбие локальной военно-политической элиты.
uxus
July 4 2012, 23:18:07 UTC 7 years ago
Нѣтъ, Вы не поняли, не поняли совсѣмъ-совсѣмъ. Вы дѣйствительно не чувствуете, откуда я возражаю, и меня это не удивляетъ. Тутъ цѣлый пластъ методологическихъ (но не только) соображенiй по поводу того, при какихъ условiяхъ такого рода мысленные эксперименты бываютъ интересны, и въ какихъ рамкахъ интересны - даже когда эти условiя соблюдены, и ещё отдѣльно - на какомъ уровнѣ они могутъ что-то доказывать и кого-то убѣждать.
Если сказать прямо - Ваше предположенiе по стилю есть типичный любительскiй трэшакъ; я могу относительно коротко (но всё же не въ парѣ абзацевъ) объяснить, почему я такъ его оцѣниваю, но Вамъ едва ли будетъ это прiятно, а сверхъ того это потребуетъ отъ Васъ ещё и усилiй пониманiя и отвлеченiя отъ Вашихъ предвбитыхъ оцѣнокъ... изъ чего я въ предварительномъ порядкѣ склоняюсь къ выводу, что затѣя эта была бы безнадёжной (но притомъ ещё и трудоёмкой для меня).
Такъ что пока просто примите къ свѣденiю: этотъ способъ не годится для того, чтобы въ чёмъ-либо убѣдить какъ минимумъ даннаго конкретнаго зануду (хотя, очевидно, и можетъ спровоцировать его на недостойную ругань). На чёмъ предлагаю это отвѣтвленiе дискуссiи по-тихому закрасить подъ цвѣтъ плинтуса :)
<...> а все собственно христианские инновации сводятся к еврейскому монотеизму (с маленьким дополнением о том, что Мессия уже пришёл и это был Иисус из Назарета) и повышенной роли личности.
Пардонъ конечно, но всё это - пустыя cлова. Важныя инновацiи (если мы говоримъ о цѣлыхъ цивилизацiяхъ, а не отдѣльно о богословiи и т. п.) случались въ обществахъ, сформировавшихся подъ влiянiемъ либо христiанства, либо ислама (изъ авраамическихъ религiй); каково могло бы быть на этомъ уровнѣ (ещё разъ: цѣлыхъ цивилизацiй, а не отдѣльныхъ музыкальныхъ направленiй) влiянiе отдѣльно отъ нихъ обоихъ взятаго "еврейскаго монотеизма" - вещь совершенно гадательная, потому что въ реальной исторiи оно вообще не фиксируется приборами (мучительно вспоминаемъ, что бишь намъ извѣстно о хазарахъ - про инновацiи особенно, ага).
И - это всё опять про альтернативную исторiю; какъ я уже сказалъ, этотъ жанръ Вамъ даётся плохо. А "повышенная роль личности" - это опять про предзаданныя оцѣнки при пренебреженiи къ матерiалу (какъ будетъ по-русски wishful thinking, никакъ не соображу?): вѣрно лишь, что она была побочнымъ продуктомъ части именно христiанскихъ цивилизацiй (и это, очевидно, важно для Васъ въ цѣнностномъ планѣ) - но довольно быстро приняла формы, слабо совмѣстимыя съ христiанской этикой какъ таковой, если смотрѣть чуть объективнѣе.
Изъ этой, вообще говоря, чуши (презентистски-анахронистичнаго представленiя о томъ, къ чему "сводятся" христiанскiя, но въ основѣ своей якобы iудейскiя, инновацiи) - дѣйствительно какъ бы логически слѣдуетъ примѣрно то, что Вы говорите дальше. Но сдаётся мнѣ, что и тамъ для Васъ первичны предвзятыя оцѣнки, а не желанiе объективно разобраться въ причинахъ и слѣдствiяхъ (или хотя бы проповѣдовать не въ сторону хора, если онъ у Васъ есть).
wasunchik
July 5 2012, 21:25:48 UTC 7 years ago
uxus
July 7 2012, 23:27:58 UTC 7 years ago
Спасибо, теперь гораздо понятнѣе. До свиданiя.
uxus
June 27 2012, 22:04:32 UTC 7 years ago
Но разъ ужъ Вамъ угодно переводить разговоръ на болѣе интересную Вамъ тему (этимъ я и самъ грѣшу, никакъ не могу быть въ претензiи) - поясните, пожалуйста, правильно ли я понялъ, что Вашъ основной аргументъ состоитъ въ томъ, что съ семнадцатаго примѣрно вѣка въ Россiи никакой церкви не было?
(Ещё я, конечно, многаго другого теперь не могу себѣ объяснить - напр., почему въ Россiи правители не завели себѣ гаремовъ... но сначала хочу убѣдиться, что я Васъ правильно понялъ.)
wasunchik
June 28 2012, 08:08:01 UTC 7 years ago
да, с 17 века собственно Церковь с церковными структурами пересекалась очень слабо. Поэтому к первой неверно ставить претензии как к общественной силе (или как к ведущей, не оппозиционной силе), а вторые называть Церковью и удивляться почему не было того или другого.
uxus
June 28 2012, 15:46:19 UTC 7 years ago
И картина примѣрно такая: образованiе для церкви вещь непрофильная, тѣмъ болѣе, что и церкви накой нѣтъ и никогда не было. А то, что есть (и по ошибкѣ называется церковью) - вертикалистская структура, и весь сказъ
, а отказъ отъ демонизацiи вертикалистскихъ структуръ приравнивается къ побѣгу.И я даже могу такую концептуализацiю воспринимать довольно сочувственно (ну, то есть пока она не используется какъ инструментъ для расклѣиванiя ярлыковъ, а это у Васъ практически сразу). Но понятно, что въ рамкахъ такой концептуализацiи и никакихъ вопросовъ задавать нельзя (типа поставленныхъ philtrius'омъ ), и никакiя проблемы рѣшены быть не могутъ. Въ связи съ чѣмъ напрашивается вопросъ: а не въ этой ли
ползучейконцептуализацiи тогда всё дѣло?(Ну и мой вопросъ про гаремы, конечно, дѣтскiй, но что-то кажется мнѣ, что изъ своей понятiйной сѣтки Вы и на него толкомъ отвѣта не найдёте...)
wasunchik
June 30 2012, 19:53:47 UTC 7 years ago
uxus
July 2 2012, 13:06:04 UTC 7 years ago
Ну да. Исходный постингъ: какъ тамъ съ влiянiемъ церкви, особенно черезъ образованiе? Вы: а не было никакой церкви, говорить не о чемъ. Нормальный, продуктивный такой дiалогъ.
<...> потому что прежде чем вопросы глубокия задавать, надо с понятиями/образами определиться.
Это я очень за, и даже что-то такое попытался, если Вы замѣтили.
но если ваш уровень компетентности в вопросе таков, что церковно-бюрократическая организация и собственно церковь для вас одно и то же, то...
Мой уровень очень низокъ, но мою позицiю Вы излагаете неправильно (что и неудивительно, мы её не обсуждали). Если коротко, существенное для данной дискуссiи отличiе: я не считаю, что церковь-организацiя и "собственно церковь" несовмѣстимы (т. е. что онѣ не могутъ состоять частично изъ однихъ и тѣхъ же людей, ихъ влiянiе не можетъ выражаться въ однихъ и тѣхъ же явленiяхъ и т. д.); и образованiя это тоже касается.
а гаремы... вам обстоятельства рождения жуковского известны??
Ой, а давайте ещё скажемъ, что въ Россiи всегда былъ гомосексуализмъ (вѣдь былъ же? я спецiально темой не интересовался, раньше XIX в. примѣровъ не знаю), а потомъ плавно такъ подмѣнимъ это утвержденiе тезисомъ, что гомосексуализмъ былъ соцiальной нормой? Это тоже будетъ очень прогрессивно, правда?
wasunchik
July 2 2012, 19:20:15 UTC 7 years ago
вообще в истории, возможно, да, но если говорить о Российской Империи 18-19 веков, то скорее нет, чем да...
>Ой, а давайте ещё скажемъ, что въ Россiи всегда былъ гомосексуализмъ
вас интересовали явные знаки отхода граждан РИ от христианской этики? вот они. в основном знаки не в гаремах заключались, но и гаремоподобные отношения, как видим, встречались - и относились к ним вполне снисходительно
uxus
July 2 2012, 22:59:53 UTC 7 years ago
Нѣтъ-нѣтъ, спасибо, не надо :)
Если же серьёзно: это не такая вещь, для которой надо искать причину, и потому въ контекстѣ даннаго разговора она неинтересна.
А вотъ наличiе въ обществѣ нормъ, прямо ссылающихся на христiанскiя заповѣди, бываетъ не всегда и не вездѣ; да и вообще нормы, отъ которыхъ (въ общественномъ представленiи) не свободны и самодержцы, должны имѣть за собой очень влiятельный источникъ.
(Мнѣ даже интересно вдругъ стало: за этимъ Вашимъ возраженiемъ дѣйствительно стояло непониманiе, или что-то другое? Признаться, я не ожидалъ, что это мѣсто придётся разжёвывать...)
wasunchik
July 3 2012, 09:54:58 UTC 7 years ago
Если культура когда-то давно формировалась на христианском фундаменте и сейчас не спешит с ним явно рвать, это ещё не означает, что Церковь в этом обществе цветёт и пахнет. Члены политбюро тоже гаремов не разводили и таки что?
uxus
July 3 2012, 12:30:15 UTC 7 years ago Edited: July 3 2012, 12:30:57 UTC
Я думалъ, Вы мнѣ объ этомъ разскажете, сээээръ? :)
Вообще моногамiя, разумѣется, существуетъ не только въ христiанскихъ обществахъ, но наиболѣе "естественнымъ" состоянiемъ человѣческаго соцiума она не является. Т. е. объясненiя требуетъ ея наличiе, а не отсутствiе. А внутреннее объясненiе для обсуждаемаго общества - ссылка на христiанскiя нормы, и непонятно, почему бы ему не вѣрить.
Если культура когда-то давно формировалась на христианском фундаменте и сейчас не спешит с ним явно рвать, это ещё не означает, что Церковь в этом обществе цветёт и пахнет.
Легко соглашусь.
Члены политбюро тоже гаремов не разводили и таки что?
Это наблюденiе (что большевики отъ общности жёнъ быстренько развернулись на всѣ сто восемьдесятъ, и держали общество въ болѣе консервативномъ состоянiи, чѣмъ въ среднемъ по Европѣ) имѣетъ, конечно, отношенiе къ нашей темѣ, но большевизмъ просуществовалъ всего семьдесятъ лѣтъ, такъ что далеко идущихъ выводовъ тутъ, по-моему, не сдѣлаешь. А послѣ его паденiя общество мгновенно стало очень терпимо къ отступленiямъ отъ прежнихъ нормъ (собственно, не совсѣмъ понятно, существуютъ ли онѣ ещё), т. е. въ этомъ мѣстѣ влiянiе совѣтской идеологiи на умы не было ни глубокимъ, ни продолжительнымъ.
Мнѣ кажется, мы исходно говорили о гораздо болѣе глубокихъ влiянiяхъ и несопоставимо болѣе долговременныхъ тенденцiяхъ.
wasunchik
July 4 2012, 07:53:23 UTC 7 years ago
Большевики тут - всего лишь следующий этап...
uxus
July 4 2012, 19:42:42 UTC 7 years ago Edited: July 4 2012, 20:25:52 UTC
wasunchik
July 4 2012, 20:37:39 UTC 7 years ago
uxus
July 5 2012, 00:23:05 UTC 7 years ago Edited: July 5 2012, 00:34:14 UTC
А поскольку рѣчь, кажется, зашла о моихъ личныхъ предпочтенiяхъ (спасибо, это всегда такъ прiятно) и, въ частности, объ отношенiи къ "имперскимъ временамъ" и "совѣтскому перiоду", то я, конечно, предпочитаю первыя второму, но тутъ всё-таки нужны многочисленныя оговорки.
Я человѣкъ своего вѣка, и отношенiе къ РИ для меня - это скорѣе что-то такое о шансахъ, упущенныхъ въ результатѣ ея звѣрскаго уничтоженiя, а не объ образцахъ для подражанiя здѣсь-и-сейчасъ. Ну, то есть по большей части, и при необходимыхъ оговоркахъ къ оговоркамъ, касающихся отдѣльныхъ несомнѣнныхъ достоинствъ.
А исторiя совѣтской власти (которую я, пожалуй, вправѣ ненавидѣть, поскольку засталъ) - при всѣхъ ея сначала ужасахъ, а позже просто позорной бездарности - это ещё и исторiя страны, мучительно преодолѣвающей послѣдствiя революцiи (и въ этомъ смыслѣ я бы сказалъ, что расплата въ видѣ семидесяти лѣтъ всего лишь совѣтскаго правленiя - это, въ общемъ-то, по-божески). А корни революцiи - это сразу же опять къ РИ, и тутъ уже не до умиленiй...
Что, кстати, и привело меня въ комменты къ этой записи: затронутая хозяиномъ журнала тема мнѣ глубоко небезразлична, такъ что извините за мою горячность въ этомъ спорѣ.
* * *
Что-то я отвлёкся на лирику всякую...
Да, такъ вотъ, про оптику. Она у насъ, конечно, разная, но я не вижу, чѣмъ это могло бы Вамъ помочь: Вы-то какъ разъ вообще не смотрите со стороны, на мой вкусъ - въ спорѣ о нормахъ, напримѣръ, всё время разсуждаете такъ, какъ будто ни въ какомъ спецiальномъ объясненiи онѣ не нуждаются, а всё смѣщаетесь въ сторону нарушенiй и несоотвѣтствiя монастырскимъ уставамъ (извините за преувеличенiе). Хотя очевидно, казалось бы, что всё наоборотъ: любыя нормы въ любомъ обществѣ кто-нибудь да нарушаетъ, сильнымъ мiра сего прощается въ чёмъ-то больше, а въ чёмъ-то меньше, и т. д. - то есть тутъ спецiальныхъ объясненiй не надо; а вотъ откуда сами нормы (и заодно - каковы прямыя и косвенныя слѣдствiя того, что онѣ именно такiя) - вещь болѣе важная и не самоочевидная, и какъ разъ при взглядѣ "со стороны".
Deleted comment
philtrius
June 27 2012, 15:34:10 UTC 7 years ago
kirillovec
June 27 2012, 19:21:52 UTC 7 years ago
прецедентная методика потому что
philtrius_minor
June 27 2012, 20:11:06 UTC 7 years ago
uxus
June 27 2012, 22:31:46 UTC 7 years ago
Ну или у меня воображенiе скудное... Что, собственно, было бы, если бы эти толки (допустимъ на секундочку) воспреобладали? Они не создали бы такой институтъ, какъ школа? Сформировали бы его на сильно иныхъ основанiяхъ? Развивали въ иномъ направленiи? Ещё что-то?
Deleted comment
uxus
June 28 2012, 16:45:21 UTC 7 years ago
Deleted comment
uxus
July 2 2012, 12:17:12 UTC 7 years ago
Но вообще мнѣ понравилось теченiе дискуссiи: пишешь комментъ изъ однихъ вопросов, а въ отвѣтъ - "Вы правы" :)
kirillovec
June 27 2012, 18:26:09 UTC 7 years ago
philtrius
June 27 2012, 18:38:22 UTC 7 years ago
semen_serpent_2
December 15 2012, 10:44:07 UTC 6 years ago