philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Привѣтъ изъ дивнаго новаго мiра,
или чтобъ уже не возвращаться къ этой темѣ

Зимой этого года политическая полицiя (или, если угодно, милицiя) спланировала и провела серiю чрезвычайно удачныхъ акцiй группы Pussy Riot, имѣющихъ цѣлью ослабить оппозицiонное движенiе: 1) captatio benevolentiae, выступленiе рядомъ съ узилищемъ, гдѣ сидѣлъ Навальный, якобы въ его поддержку (сработало: онъ попался на удочку), потомъ 2) пѣсенка на Лобномъ мѣстѣ, съ задачей снизить эстетическiй уровень протеста и навязать ему похабный языкъ и, наконецъ, 3) двухходовка въ Елоховскомъ соборѣ и Х.Х.С., адресованная консервативной общественности — что блистательно удалось, спровоцировавъ не самую умную часть протестующихъ на сочувствiе безстыдству и давъ возможность выставить въ соотвѣтствующемъ свѣтѣ все оппозицiонное движенiе. Впрочемъ, оппозицiонеры довѣрчивы и отходчивы: тотъ мощный ударъ, который былъ по нимъ нанесенъ, они великодушно простили. При этомъ я не утверждаю, что сами дѣвушки были посвящены во всѣ эти планы: особенность жизни агентовъ заключается въ томъ, что не всегда они знаютъ, что они агенты — или чьи именно; если бъ ихъ умственныя способности дозволяли имъ сiе, онѣ задались бы, конечно, вопросомъ, почему это Ф.С.О. не можетъ ихъ догнать и все имъ сходитъ съ рукъ, — но я не настолько высоко расцѣниваю ихъ умственныя способности, чтобъ приписывать имъ такiе вопросы. Разумѣется, теперь онѣ — отработанный матерiалъ, и ихъ прежнiе покровители отъ нихъ отступились; но это тоже для «агентовъ» — дѣло совершенно обычное.
Я недавно въ комментарiяхъ высказался, что для властей было бы весьма умнымъ рѣшенiемъ ихъ оправдать. Я ошибся: умнѣе было бы ихъ посадить надолго, чтобъ тѣмъ надежнѣе сдѣлать изъ нихъ символъ и икону оппозицiоннаго движенiя. Съ такими иконами и символами его можно не опасаться.
Я уже писалъ о томъ, кто проигралъ и выигралъ отъ этой акцiи. Сейчасъ былъ бы нуженъ новый анализъ — не потому, что тогдашнiй плохъ, а потому, что весь этотъ абсурдистскiй процессъ не только внесъ свой вкладъ въ сгущенiе фантасмагорической атмосферы, но и обнажилъ какiя-то очень глубинныя вещи, провелъ новыя трещины, и пока мнѣ говорить объ этомъ рано — надо понаблюдать и обдумать. Но вернемся къ дивному новому мiру.
О культурномъ смыслѣ происходящаго писали мало: Вашъ покорный слуга (который тщетно пытался предложить протестному движенiю другой языкъ) и достопочтенный banshur69 здѣсь. А между тѣмъ это дѣло первостепенной важности.
Изъ акцiй «Войны» я хотѣлъ бы отмѣтить одну, въ Макдоналдсѣ. Участники акции подарили работницам ресторана быстрого питания летающих котов. Активисты арт-группы с криками «Свободная касса!» забросали прилавки ресторана живыми бездомными кошками, что явилось «подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством» (ссылка выше). Взятыя въ кавычки слова очень характерны — причемъ въ двухъ отношенiяхъ. Съ одной стороны, это марксистскiй взглядъ, эстетическое поведенiе обусловлено соцiальнымъ контекстомъ (и — въ рамкахъ этого взгляда — отрицается личность какъ таковая), съ другой — это увѣренность въ томъ, что съ ихъ искусствомъ можно быть незнакомымъ только въ силу особаго стеченiя обстоятельствъ. И, стало быть, если вы не идете къ нимъ — они сами придутъ къ вамъ. Не нужно принимать этихъ людей за освободителей. Какъ и старшимъ братьямъ, имъ нужна свобода для того, чтобы отнимать ее у другихъ.
Мысленный экспериментъ я поставилъ бы не въ синагогѣ или мечети, а въ соборѣ Св. Марка въ 1530 г. Не знаю, что бы сдѣлали съ дѣвицами возмущенные католики, знаю одно: если бы въ оправданiе имъ кто-то сталъ бы говорить, что ничего не понимаетъ въ современномъ искусствѣ, на него посмотрѣли бы, какъ на безумца: всѣ знали бы, что въ Венецiи есть Тицiанъ и чтò такое Тицiанъ. Но —
— Часъ послѣдняго отдыха наступаетъ. И не только для свободныхъ каменщиковъ. Другiя моральныя силы переживаютъ тоже нелегкiя времена, правда? Развѣ христiанство въ иномъ положенiи, чѣмъ масонство? Въ началѣ французской революцiи либеральные священники были у насъ настроены очень радостно. Они говорили о независимой церкви, освобожденной наконецъ отъ унизительной государственной опеки, о первыхъ временахъ христiанства, о свободной апостольской общинѣ… Слишкомъ великъ соблазнъ, слишкомъ растлены имъ низменныя души людей… Повѣрьте, всѣ преступленiя папы Александра Борджiа гораздо меньше повредили церкви, чѣмъ видъ хама, безнаказанно ругающагося надъ распятiемъ, чѣмъ голая мадмуазель Майаръ, танцующая на алтарѣ Notre Dame.
— Какой же вашъ выводъ? Или все слѣдовало оставить по-старому, такъ было хорошо? — угрюмо спросилъ Баратаевъ. — И теперь что дѣлать, если распались моральныя скрѣпы?
— Это другой разговоръ. Я васъ спрашиваю: откуда берется у людей энтузiазмъ, после всего того, что было?
— А я васъ спрашиваю: что надо дѣлать?
Ламоръ усмѣхнулся:
— Вопросъ трудный. Вамъ на него отвѣтить легче, чѣмъ мнѣ. Я за васъ отвѣтилъ бы такъ. Прежде всего надо надѣть намордникъ на звѣря и хаму показать крѣпкiй хлыстъ… Я опять отвлекся, простите… Такъ, видите ли, съ хлыста нужно бы начать, а затѣмъ можно взяться за работу. Для этого на все взрослое поколѣнiе надо махнуть рукою и заняться тѣми, кому не будетъ шестнадцати лѣтъ въ день, когда на звѣря надѣнутъ намордникъ. Надо воспитать новое человѣчество. Это не очень новая мысль, ей, вѣрно, три тысячи лѣтъ. Но мысль вполнѣ правильная. Съ шестнадцатилѣтними еще, быть можетъ, что-либо выйдетъ… Это все я за васъ говорю.
— А за себя?
— Ничего не выйдетъ и съ шестнадцатилѣтними.


А потому — если въ человѣческихъ душахъ и въ общественномъ мнѣнiи iерархiя цѣнностей разрушена и сорняки — какъ имъ и положено, если ихъ не пропалывать, — забиваютъ розы, я буду очень признателенъ полицiи за то, что она защищаетъ меня отъ дивнаго новаго мiра. И никакое человѣческое сочувствiе его провозвѣстникамъ и продвигателямъ, разумѣется, невозможно.
Tags: pensieri, реакціонное
Полиция бережёт примерно так - http://naganoff.livejournal.com/65182.html .

Доброго старого мира. Он - такой.
Охотно вѣрю, что нашъ судъ никуда не годится. Но въ данномъ случаѣ я его обвинилъ бы скорѣе въ мягкости.

Вот я бы тоже скорее приветствовал приговор, кабы не - (см. ссылку выше). Негоже Фемиде обвешивать.
И кстати, была где-то в ЖЖ любопытная заметка о квалификации преступления ПР по Императорскому Уложению о наказаниях.
Я ни разу не спорю о качествѣ суда Р.Ф. Я и тутъ не говорю, что приговоръ справедливъ и законенъ. Только одно: наказанiе заслужено.

=Только одно: наказанiе заслужено=

Как бы вы назвали преступление, за которое они заслужили наказание?
Актуальное искусство.
Например -

http://plyazhnikov.livejournal.com/236706.html

В любом случае до года, в случае неразумности или пьянства - три недели.
Это, кстати, былъ бы выходъ. Прризнать ихъ неразумными хроническими алкоголичками и освободить.

чем дальше, тем подобные размышления становятся всё более сложными и путанными - мне, например, так и не стало понятно, почему надо надеяться на "полицию", кого и от кого это сословное ополчение может защитить. Писано, как известно, в первую очередь о милости, суде и истине. ничего из этого нет в Вашем тексте - отчего он остаётся реакционным, но не становится христианским. почему я бы, к примеру, предпочёл, чтобы в нём не упоминалась церковь вообще. не надо путать свои частные интересы (о них лучше просто заявлять открыто и честно) даже с моралью и нравственностью, а уж тем более с церковью.
Ваши предпочтенiя — это Ваше личное дѣло.

Я не думаю, что в итоге PR ослабили протестное движение. Поначалу мне тоже так казалось. Но пример проявленного ими мужества, ясности мысли и прямодушия во время суда мое мнение изменил (да, я читала их выступления на суде; а вы?) Потому что пример этот очень хорошо как раз в эстетическом смысле контрастирует с примерами, которые были прежде - с протестной эстетикой декадентского толка, дескать "мы все понимаем, мы-то люди просвещенные, но ах, это быдло, что ж от него ждать, у нас все равно ничего не получится, так что и браться нечего".
А по-человечески девушек очень жаль. Были ли они чьими-то невольными пешками или нет - но ни замыслом, ни по исполнением они не заслужили 2 лет каторги.
Такъ провокацiя къ выборамъ планировалась. Къ выборамъ они по оппозицiи и ударили.

И что? Если б не PR, выборы Путин проиграл бы?.. Несерьезно.
В краткосрочной перспективе эта акция подмочила репутацию оппозиции. В долгосрочной - укрепила. Потому что эстетика мужества перевешивает эстетику панк-культуры - раз. И потому, что никогда еще так явно не было отсутствие в России независимого суда, а теперь это отсутствие не видеть невозможно - два.
Эстетика мужества перевѣшиваетъ что бы то ни было лишь для очень близорукаго взгляда. Мужественныхъ народовольцевъ и прочихъ революцiонеровъ помнимъ, ага. А имъ грозило нѣчто пострашнѣе несерьезныхъ двухъ лѣтъ въ женской колонiи общаго режима.
Относительно выборовъ — независимо отъ ихъ исхода онѣ сдѣлали все отъ нихъ зависящее, чтобъ онъ былъ именно такимъ.
А относительно долгосрочной перспективы — я не знаю, есть ли вообще она.

Перспектива одна - катакомбы.
Боюсь, что даже и это черезчуръ оптимистично…

нету выхода из этой ситуации. так и так - бред. я прекрасно понимаю, что таких как Эти надобно бы было лишить возможности осуществлять действия вплоть до дыхания - оно у них отравлено. но... кто бы это сделал? это испорченно сознание. такое жеиспорченное как например некоего подонка постящего в блог истории о преступлениях своей бандгруппы. (есть такой)
Объ этомъ у меня — кусокъ изъ Алданова. Я самъ не знаю. Но, собственно, не мнѣ — человѣку сугубо кабинетнаго склада и безъ малѣйшей власти — эти вопросы и можно ставить.

Deleted comment

Еще непонятно, отсидятъ ли остатокъ…

Осталось доказать эту самую religious hatred.
У судьи Сыровой не получилось, впрочем, она и не пыталась.
В самом деле, распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, каких же доказательств требует!
А я вотъ эту ненависть усматриваю, поскольку вскрылъ у нихъ марксистскiй дискурсъ, который не только ее содержитъ, но исключительно изъ нея и состоитъ.
Боюсь, что если советская церковь является объектом ненависти из-за марксистского дискурса, выглядеть это будет не слишком убедительно.
Марксистская ненависть широка. Тамъ для многихъ мѣстечко найдется.

kislin

August 17 2012, 17:38:07 UTC 6 years ago Edited:  August 17 2012, 17:38:21 UTC

Например, для нацистов.
Из того, что ненависть именно марксистская, ещё не следует какой-то окончательной точки.
Тѣмъ не менѣе марксисты испытываютъ ненависть по отношенiю ко всѣмъ традицiоннымъ религiямъ; къ христiанству — наиболѣе острую. — Если ненавидишь всѣхъ или почти всѣхъ, вѣроятность, что среди ненавидимыхъ тобой есть и достойные ненависти, весьма великъ; и она никакъ не можетъ служить оправданiемъ.

Современная РПЦ связана с традиционными религиями примерно так же как современные реконструкторы с воинами Наполеона и Александра I.
Даже по мнѣнiю радикально настроеннаго достопочтеннаго anton_grigoriev — нѣсколько больше: онъ гдѣ-то высказывался, что еретиками являются епископы, но не большинство клира и мирянъ. Но не въ этомъ дѣло. Я и оригинальный Х. Х. С. не люблю, и его муляжъ — понятное дѣло, тоже, и въ Святѣйшемъ уважаю платье, но не личность, да и платье не очень (я писалъ какъ-то о симпатiи къ синодальному управленiю и антипатiи къ патрiаршему). Всѣ эти нюансы, важные для насъ съ Вами, взрослыхъ людей, боюсь, дѣвкамъ по темнотѣ ихъ и на умъ не взбредали, — но они безразличны не только для намѣренiя, но и для объективнаго смысла произошедшаго. А онъ однозначенъ: поискъ свободы пакостить, чтобъ изничтожить свободу мыслить и творить.

При чём здесь Англия? В УК России нет статьи за religious hatred . Судили по статье за хулиганство, а судья всю дорогу талдычил про возбуждение религиозной ненависти.
Я судъ не оправдываю. Какъ — въ предыдущей записи, въ бесѣдѣ съ достопочтеннымъ kislin — четко разводилъ неправедный судъ и заслуженность наказанiя — совсѣмъ не за то, за что судили.

Deleted comment

Первое заявлено уже въ названiи группы.

Deleted comment

А у насъ изъ нихъ символъ сдѣлаютъ… Икону… Вчера — публично сношаешься въ музеѣ, сегодня — произносишь рѣчи на судѣ, которымъ всѣ аплодируютъ какъ глубинамъ философской мудрости и человѣческаго мужества…

8-9-10 лет - здесь надо начинать. Мы с коллегами давно пришли к выводу, что, например, с девиантными подростками следует всерьёз заниматься пока они ещё дети, пока лишь "первые звоночки", иначе, совершенно справедливо, - "не выйдетъ и съ шестнадцатилѣтними".
У насъ, боюсь, все запущено много сильнѣе…

Пунктуальности ради, цитат целых три - последний абзац осеняет бравый профиль Гершензона.
Оставляя частности случаю, соглашусь с общим и важнейшим.
Ну и на совести Фильтриуса разбор именно общекультурных обстоятельств и последствий дела.
Потому что легко и приятно просто послать заправщиков свобод, но хочется делать это с чувством и толком.
Кстати, о Гершензонѣ не думалъ.

Решительно не понимаю, что Вы взъелись на акционистов в целом и PR в частности. Иерархию ценностей они разрушают? Так если их действия и направлены на это, то фактический вклад в процесс совершенно микроскопический. Для соблюдения иерархии нужна традиционная или на худой конец тоталитарная культура. История распорядилась так, что ни того, ни другого сейчас нет. Если бы было то или другое Вы, думается, от этого не выиграли. Сосуществуют и конкурируют разные иерархии ценностей, то одни потеснят другие, то старые реванш возьмут, но все равно прежнего полновластия над умами и сердцами. С гораздо большими основаниями можно было бы писать злопыхательские посты про создателей компьютерных игр, деятелей шоу-бизнеса или французских просветителей. Я правильно понимаю, что все, чья иерархия ценностей не совпадает с иерархией ценностей хозяина журнала, не в пример опаснее следователей, которые готовы "доказать" чью угодно вину в каком угодно преступлении и судей, которые по указанию свыше эти "доказательства" примут? Или всего лишь те из них, которые к тому же имеют наглость на эмоциональном уровне раздражать своим поведением достопочтенного Фильтриуса?
Дѣятели шоу-бизнеса были всегда. Это массовая культура, она нужна и меня не смущаетъ. А вотъ акцiонизмъ, паразитирующiй на нормѣ и просто для своего существованiя нуждающiйся въ томъ, чтобъ вторгаться въ чужое пространство, гдѣ эта норма дѣйствуетъ, долженъ быть раздавленъ.
Я писал нее только о массовой культуре (которая сейчас все-таки заметно отличается от той, что "была всегда"), а вообще про существование конкурирующих систем ценностей (разные религии, наука, искусство, бытовые нормы...).

Вторгаться, да, вторгается. Но даже если считать эту практику паразитеческой, она не кажется мне особенно опасной (паразиты довольно редко убивают хозяина). Бычок скорее погибнет от того, что его съедят серые волки или потому что кормовую базу у него перехватит саранча, чем от блох. А акционисты, на мой взгляд, на более опасных паразитов не тянут, и стало быть странно проявлять такую неразборчивость в средствах борьбы с ними. А то человек, конечно, борется с блохами, да только потом на мясокомбинат может отправить.