philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Categories:
Есть вещи, въ которыхъ мнѣ трудно свести концы съ концами. Ощущенiе богооставленности міра можетъ совмѣщаться съ воспрiятiемъ мелкой нештатной непрiятности какъ Божьяго наказанiя за мелкiй грѣхъ. Вотъ интересно, какъ свести концы съ концами въ слѣдующей ситуацiи.

Примѣрно съ 2000 г. у меня сложилось стойкое ощущенiе, что съ Россiей покончено. Разумѣется, ощущенiе — не аргументъ, и, если я вѣрно схватывалъ опредѣленные процессы, предсказать ихъ исходъ достаточно трудно; онъ будетъ опредѣляться и тѣмъ, насколько будутъ усиливаться другiе, пока мы слабѣемъ, и, какъ мнѣ теперь представляется, и тѣ, кто пожелалъ бы овладѣть выморочнымъ русскимъ наслѣдствомъ, тоже надѣлали глупостей и не представляютъ собой такой силы, какой можно было бы — тогда — ожидать.
Единомысленные мнѣ достопочтенные bohemicus и salery пишутъ о другомъ процессѣ — постепеннаго оздоровленiя общества, изживанiя совѣтчины, появленiя и потенцiальнаго роста консервативнаго направленiя. По эмоцiональному складу мнѣ трудно эти вещи улавливать — мое личное чувствилище лучше настроено на «отрицательныя» волны — но гдѣ-то я это и чувствую, и рацiонально — про ряду признаковъ — понимаю, что это такъ. Паденiе совѣтскаго не сопровождается или почти не сопровождается ростомъ русскаго, то, что приходитъ на смѣну, съ культурной точки зрѣнiя вполнѣ безцвѣтно, но при надлежащемъ воспитанiи — если оно будетъ — можетъ принять и русскiя краски. Въ этомъ отношенiи характерна — хотя мнѣ и не внушаетъ особаго оптимизма — фигура Навальнаго.
Думаю, справедливо и то, и другое. Ослабленiе, деградацiя инфраструктуры, распадъ образованiя, науки, здравоохраненiя происходятъ одновременно съ изживанiемъ — медленнымъ, но достаточно вѣрнымъ — болѣзнетворнаго наслѣдiя СССР. Было бы очень интересно посмотрѣть на нихъ въ видѣ графиковъ: первый процессъ идетъ достаточно медленно тоже, но я боюсь, что это экспонента и насъ еще ждетъ ускоренiе. И вотъ что придетъ скорѣе — дикость за счетъ разрушенiя широко понятой жизнеобезпечивающей инфраструктуры или выздоровленiе отъ застарѣлой болѣзни, которая и создаетъ разруху.
Tags: pensieri
Тёмные века придут, а возрождения исторической России никакого не будет. Орды интернационалистов, завозимые миллионами, тому порукой.
Эта сыпь на ногахъ излѣчима. А вотъ ракъ головнаго мозга — серьезнѣе.

Если это не сифилитическая сыпь - тогда и для мозга прогноз неблагоприятный.
Прогнозъ для мозга нехорошъ, но мигранты ничего не опредѣляютъ.

А вспомните китайцев, мадьяр и латышей на службе большевизма. И этих так же используют.
Конечно. Но сами они, безъ того чтобъ ихъ кто-то использовалъ, большой опасности не представляютъ.

Безспорно, это палка в злой руке.
Вопрос о власти - главный, как обычно.
Решение проблемы мигрантов - вопрос нескольких месяцев работы госаппарата.
Одна болезнь сменит другую. Как сказал один доктор, если вы думаете, что вы здоровы, это значит, что вы ещё не прошли полный курс обследования.
Такъ; однако жъ кто-то живетъ съ удовольствiемъ 80 лѣтъ, а кто-то мучается 20.

Возможно, проще относиться к нынешней России не как к (во всяком случае, потенциально) жизнеспособному организму с некоторыми (возможно, неизлечимыми) проблемами, а как к культуре злокачественных клеток, ожидать от которых демалигнизации (не знаю даже, как по-русски - раззлокачествления?) глупо и нелепо.
Одоброкачествение.
Не все такъ просто. Есть добро- и злокачественные люди, есть нейтральные; есть злокачественные въ одномъ и доброкачественные въ другомъ.

Ничто советское никуда не исчезает. Что-то изменилось по форме, но суть прежняя: структура русского общества сломана, духовное и служилое сословия в нём уничтожены, а самозванцы, взявшиеся за отправление их функций, недееспособны.

Консерватизм же в обществе, не обладающем ценностями, достойными консервации, представляется нонсенсом.
Я думалъ бы точно такъ же, если бъ довѣрялъ только своимъ ощущенiямъ.

У меня были бы иные ощущения, если бы я видел сколь-нибудь масштабные очаги созидательной деятельности.
На сегодня таковая - скорее, занятие одиночек.
И то, что в современном российском обществе из 10 Заповедей массово блюдется разве что "не убий", а нарушение некоторых почитается даже и доблестью, также оставляет мало почвы для оптимизма.
Волонтерское движенiе, протестъ, который еще не сталъ массовымъ, но пересталъ быть одиночнымъ, — не кажутся Вамъ такой дѣятельностью? Или они недостаточно широки?

Сколь-либо осмысленного волонтёрства я (возможно, по своей вине) не усматриваю, а протест, 99+ % участников которого либо вовсе не представляет себе, против чего протестует, либо же протестует как раз против тех аспектов режима, которые представляются мне вполне приемлемыми, никак не представляется мне чем-либо созидательным.
Два года тому назадъ и того не было. Въ протестѣ есть много того, что, по мнѣ, хуже режима; но самъ по себѣ онъ пестръ, и въ немъ есть здоровыя части.

Волонтеры, пожалуй, действительно малочисленны. И та среда, из которой приходят в волонтёрство, едва ли расширяется. Но, безусловно, там уже наберутся семь праведников.

У протеста иная проблема. Он более массов, но крайне неоднороден. В нем множество течений, и почти каждое вместе с неприятием существующей системы проповедует идеи не вполне жизнеспособные. И я (возможно, по темноте моей) не вижу политической и идеологической основы, которая могла бы протестующих объединить. Нет ясного взгляда на политику и экономику.
На экономику яснаго взгляда нѣтъ у многихъ. Я тоже себя — при томъ что общiе взгляды есть — не считаю спецiалистомъ. Рѣчь не о томъ, какъ объединить протестующихъ, а о томъ, что нарождается здоровая соцiальная ткань.

Эти люди были и 10, и многие 20 лет назад. Просто тогда они были более занятыми и видели перспективу.
Ныне - время реакции, сложилась значительно более аморальная и стагнирующая система, чем была при Ельцине и сразу после него. Совершенно естественно, что люди, склонные жить своим трудом и по совести, видят необходимость выступать против неё.

Однако, единство их взглядов пока ограничено неприятием существующего. По поводу того, что делать дальше, общих воззрений нет.
Более того, нет ни одной цельной модели будущей России. Из-за этого нынешней власти, у которой подобной модели тоже нет, так легко отбиваться от идеологических оппонентов.
Я бы сказал, что идея "сделать Россию нормальной европейской страной" де-факто можно считать общей для всего политического протеста. Кто-то относится к ней с энтузиазмом, кто-то принимает, как неизбежное зло, но все исходят из этого как из некоторой данности. Это хорошо видно по националистам - напр. они явно утратили имперский менталитет и приняли обычный восточноевропейский шаблон.
Вы полагаете, и лѣвые этого хотятъ?

Скажем, считают неизбежной альтернативой - в той же мере, что и европейские левые. Очень заметен сдвиг от утопической риторики к темам местного самоуправления, соц. гарантий и т.п. Думаю, в целом любая из протестных групп понимает, что при реализации европейского варианта кусок пирога ей гарантирован, а пытаться заполучить пирог целиком - бесперспективно.
Вообще, интересно было бы провести опрос среди левых в интернете напр. на тему "отношение к малому бизнесу". У меня есть смутное ощущение, что готовых выступать против частного предпринимательства вообще среди них не осталось.
Идея сделать Россию "нормальной европейской страной", или, по-другому, частью европейской христианской цивилизации, своим экономическим фундаментом может иметь только превращение России в передовую индустриальную страну. А это возможно только в условиях капитализма и либерализма.
Много ли сторонников у последних среди протестующих? И в целом в обществе?
Боюсь, что недостаточно.
Как я сразу уточнил, речь идёт не об идейных сторонниках, а об общей готовности принять это как практическую цель. Националистам могут не нравиться гомосексуалисты, а левым капиталисты (что нормально для любой европейской страны), но те и другие действуют исходя из того, что этими антипатиями придётся пожертвовать.
Про либерализм это тоже верно, если Вы о свободе слова и пр., если же Вы про экономическую модель, то в Европе более распространён социализм.
мне кажется, что в перечисленные Вами инициативы вовлечено людей ровно столько, что это создаёт критическую массу лишь для Москвы. при этом все эти люди заворожены мифологемой "единой страны", которая их просто съест.
Сколько-то времени тому назадъ и того не было.

это да, в подобной перспективе я что-то написал ниже
серьезная ошибка представлять себе сегодняшние процессы как умирание советского. совсем наоборот: советское возрождается во всей своей вонью и мертвечиной. и абсолютно все об этом свидетельствует. нельзя путать консерватизм с советским.
Вонь и мертвечина въ наличiи и доминируютъ. Но видны и не желающiе вони и мертвечины. А лѣтъ 10 назадъ ихъ совсѣмъ не было видно.

рискну предположить, что это как раз ваши субъктивные переживания. дело даже не в том, что есть таковые или нет, но в том, что есть они или нет - от этого сумма слагаемых не изменяется, а вонб в любом случае становится все сильнее.
мое глубокое убеждение, что консерватизм, равно как и ему противоположное, как его ни называй, работают только в паре. противном случае каждая сторона, завоевав господствующее положение и не имея противовеса, начинает приносить только вред. в россии же отсутствуют и этот дуализм, и понимание необходимости его. и еще раз, все происходящее не имеет ни малейшено отношения к консерватизму. это реставрация. реставрация совка.
Вонь становится сильнѣе, поскольку тѣ, отъ кого это зависитъ, стремятся вонять сильнѣе. — Реставраторовъ совка и ихъ подпѣвалъ вродѣ Максима Соколова я консерваторами и не считаю, рѣчь, разумѣется, не о нихъ.

Вы как-то на Бога очень надеетесь. А оно как-нибудь само... куда-нибудь... Хотя интересно куда.

Un jour, le bon Dieu s'éveillant
Fut pour nous assez bienveillant;
Il met le nez à la fenêtre :
«Leur planète a péri peut-être.»
Dieu dit, et l'aperçoit bien loin
Qui tourne dans un petit coin.
Si je conçois comment on s'y comporte,
Je veux bien, dit-il, que le diable m'emporte,
Je veux bien que le diable m'emporte.

С теплым пушистым приветом
Нина
Теперь понимаю, что недавно я несознательно подражалъ Беранжеру.

Было бы что консервировать...
Да, консерватизму теперь приходится возрождать и воскрешать. Но чтò возрождать — имѣется.

все-таки нельзя ли хотя бы в нескольких пунктах перечислить, что именно возрождается и воскрешается. что б быть уверенной, что мы говорим об одном и том же. нельзя же в самом деле опереточных попов считать возрождением религиозности после 70 лет каленого железа атеизма. или мысль семейную после того, как она была до основания разрушена и даже следы ее стерты в последние 20 лет.
Я подумаю. Мнѣ хочется здоровой соцiальной ткани и производительнаго красиваго труда. Это можно конкретизировать и расписать подробнѣе, разумѣется.

это как-то не выглядит как специфически консервативная программа.)
Если считать, что это было до революцiи и ушло потомъ, — что и соотвѣтствуетъ дѣйствительности, — то эта программа какъ разъ и оказывается консервативной.
Не знаю. У меня упорно складывается впечатление, что совок в мозгах неуклонно нарастает. И в этом одна из основных "заслуг" нынешней власти. Так что финал ее может стать совком номер 2. И все снова по кругу.
По телевизору — да. Но это какъ разъ и можетъ быть признакомъ, что хотя бы для сохраненiя прежняго нужны большiя дозы отравы.

В том-то и дело, что не по телевизору. Я его и не смотрю.
Тогда я бы просилъ Васъ описать ощущенiя поподробнѣе.

Например - чего стоит десятилетняя история с попытками возвращения моему родному городу Богородску (ныне Ногинск) исторического имени. От единогласного депутатского решения в 2000 году ныне дошли до массового движения против "обратного переименования".
Кругом массовая ностальгия по совку. И в интернете, и в жизни. Сравните аудитории ученого Салери и клоуна ихисториана. Послушайте разговоры какой-нибудь простой публики. Нынешняя власть отравила колодцы - она сформировала у населения представление, что это-де и есть "капитализм", и при царе-де "так оно и было". Там ниже выражают надежду, что вымирание воспитанников советской власти прекратит рецидивы совка. Ничего подобного. Вымрут живые свидетели, и останутся одни юные романтики, реального совка не нюхавшие, но от души наслышанные о его "социальной справедливости". И всё - пошли на второй заход.
Согласитесь, что, если взять отдельную личность, то превращение из совка в русского наблюдается, а наоборот - нет. Поэтому совку однозначно конец, вопрос лишь времени. Но это и тот самый вопрос, заданный автором: не загнётся ли окончательно русское раньше совецкого?
У меня давно ощущение, что уделом нашей страны является поход по граблям. Причём по кругу.

Почему-то в этой связи вспоминается концепция "героического пессимизма" Ф. Ницше. Мы пессимисты и не ждём ничего особенно хорошего. Принимать такую судьбу означает, что в этом есть что-то героическое.
Не соглашусь съ формулировкой: петровская имперiя по граблямъ не ходила, а страну, которая возникла на ея развалинахъ, я по крайней мѣрѣ «своей» не считаю.
Стало быть, процессовъ оздоровленiя нѣтъ, и разсчитывать на тѣхъ, кто совѣтчиной съ измальства не пропитанъ, не приходится?

Ну, "нашей" не в том смысле, что она своя и родная, а в том смысле, что мы к ней приписаны, что уж.

Скажем так: может быть, петровская империя по граблям не ходила, но я не знаю ни одного примера такого катастрофического обрушения в стране-члене международного VIP-клуба (европейская пентархия или гекзархия) + позднее США и Япония. А раз так, не всё было ладно в Датском королевстве...

Про процесс оздоровления - тут я и сам себе не доверяю. Что, если какие-то случайные впечатления я выдаю за сформировавшуюся тенденцию?.. Отдельные признаки оздоровления есть. Молодёжь появляется вполне антисоветская. Люди интересуются историей, пытаются докопаться до правды. Отдельные мифы перестают выглядеть так монолитно, как всего несколько лет назад.
"не всё было ладно..."

Ну да, ну да, если Вам на голову кирпич приземлился, значит, не всё у Вас в порядке было.
Да что кирпич, это всё были зелёные человечки. С Марса или ещё подальше откуда-нибудь.
Безусловно, Германия, Англия, США и т.д. финансировали деятельность РСДРП и других левых партий из любви к искусству русскому народу.
Всемирный антирусский заговор, не иначе.
А в Германии Англия и США не финансировали? А во Франции те же + Германия? А в Британии?
Примерно в то же время революции произошли в большинстве стран Европы, например: Австро-Венгия, Германия, Португалия, Испания.
И?
Где сейчас Россия, а где Австрия или Германия? Есть разница?
Австро-Венгрии нет вообще, в Германии закончилось тоталитарным строем с печальным концом в 1945.

Последствия удара зависят от его силы. В разрушении Германии, например, было заинтересовано гораздо меньше стран, чем в разрушении РИ.
Австро-Венгрии нет, Австрия есть, она продолжает оставаться международным культурным центром, её жители ощущают себя вполне состоявшимися наследниками своего прошлого, живут они вполне счастливо, в центре Европы.

Германия - сильнейшая экономика еврозоны, которая пользуется сейчас колоссальным признанием по всей Европе, несмотря на своё мрачное прошлое.

Россия же сейчас - внеевропейский изгой, который воспринимается по большей части как неуклюжий и нелепый великан, сам не знающий, что ему нужно.

И всё это есть прямое следствие катастрофы 1917 г.

Так вот, масштаб разрушения по итогам 1917 г. не был следствием заговора. Невозможно рационально объяснить (кроме антирусской конспирологии), почему именно РИ нужно было уничтожить подобным образом, а всех остальных - не нужно было. Удар упавшего кирпича - это следствие уязвимости каждой конкретной головы. Из всего большого мирового концерта, увы, российская голова оказалась самой уязвимой. И даже если были какие-то поползновения по её разрушению, нужно было более эффективно их пресекать (неуспех на этом поприще - прямая ответственность элиты). В мире глобальной конкуренции набрасываются на того, кто слаб. Была бы слабее Германия или Британия, набросились бы на неё.
Категорически не согласенъ. Россiя просто слишкомъ большая, чтобъ, въ отличiе отъ Германiи, внѣшнее вмѣшательство могло оказаться рѣшающимъ. А уровень несовершенства — онъ былъ примѣрно одинаковъ.
Тем более. Значит, решающим оказалось не внешнее вмешательство, а внутреннее развитие ситуации. И кто несёт за него ответственность?
Какъ-то мнѣ не нравится логика «кто виноватъ»… Разумѣется, политика Людовика XVI имѣла прямое влiянiе на ходъ событiй, но вмѣнять ему горы труповъ Ваграма и Сенъ-Прива я не сталъ бы…
Так я и не говорю про трупы Ваграма или крымских расстрелов. Я говорю о доведении ситуации до того, что она оборвалась подобным образом. Ведь тут в чём ужас - ведь буквально всю элиту, всё образованное сословие перерезали, маргинализировали, выдавили, после чего произошло то, что нам с Вами известно.

Этого не было ни в одной стране, входившей в мировой концерт, - ни у англосаксов, ни в Германии, ни во Франции, ни в Японии, ни в Италии. Только в России.

И что, мы считаем, что это просто стечение обстоятельств? Не свезло? - Извините, но я позволю себе в этом усомниться. Если элита довела ситуацию до того, что её саму как баранов повели на бойню, то я не вижу в этом признака её (элиты) выдающихся способностей. И со знанием этого исхода мне очень сложно воспринимать Российскую империю как беспроблемную страну, не зашедшую в итоге в тупик.
Относительно Германiи и Францiи позволю себѣ не согласиться. Во Францiи было раньше, но — событiйный рядъ извѣстенъ Вамъ лучше меня. Полагаю, кстати. что, будь Францiя поменьше и послабѣе, и тамъ внѣшнее вмѣшательство дало бы эффектъ раньше, и ситуацiя исправилась бы. Въ Германiи, кстати, очагъ затушили исключительно внѣшнимъ вмѣшательствомъ.
Вообще же, поскольку Ваша точка зрѣнiя распространена, мнѣ придется писать объ этомъ отдѣльную реплику — хотя, разумѣется, повлiять на общественное мнѣнiе я не надѣюсь.
А безпроблемныхъ странъ не бываетъ въ принципѣ.

Во Франции при всех ужасах революции среди элиты и образованного класса абсолютное большинство выжило и сформировало достаточно устойчивый правящий класс.

В Германии вообще не было массовых гонений на элиту (исключая, правда, научные и отчасти культурные круги, но и это не сравнимо с тем, что творилось в России).

Собственно, очаг в Германии продержался, считайте, 12 лет. Если отсчитать тот же срок от 1917 г., то катастрофа, я бы сказал, уже совершилась к тому моменту.

Во Франции очаг без внешнего вмешательства продержался и вовсе - 25 лет (аналог - 1942 г.). И можно сопоставить элиты в каждом из случаев.
Ну, думается, что все определяется людьми и их воспитанием. Нынешнее активное поколение и те, кто у власти, являются воспитанниками советского режима, отсюда и все рецидивы совка (типа "ну было же много хорошего и т. д."). Из всех кандидатов в президенты на последних выборах в КПСС никогда не состоял только один, и это был Жириновский. Лет через 20, когда вымрут или уйдут из активной жизни рожденные в египетском рабстве, можно будет войти в Землю Обетованную.
Вашъ комментарiй — первый, содержащiй оптимистическую ноту.

Несомненное достоинство нынешнего времени заключается в том, что можно иметь свою территорию, достаточно свободную от влияния неблагоприятной среды. На этой территории можно воспитывать детей и жить, в общем, своей частной жизнью, независимой от государства. В советские времена это было практически невозможно. Мне довелось видеть несколько семей, которым удалось сохранить внутри себя свободную от совка территорию во времена советской власти. Но это редчайшие исключения, совершенно чудесного свойства. Сейчас же есть достаточно много хороших семей, школ и других сообществ, где могут созревать благие плоды воспитания. Нынешнее государство не стремится специально разрушать такие сообщества, хотя и не слишком, может быть, их поддерживает. Конечно, за пределами таких сообществ нравы зачастую совершенно ужасающие и хуже тех, что были в массе в советском обществе. Но может быть через некоторое время худшая часть общества окончательно вымрет, сопьется, сколется и т. д., а выживет наиболее здоровая часть. Тогда мы увидим и изменения в целом.

nina_chatte

October 8 2012, 12:20:12 UTC 6 years ago Edited:  October 8 2012, 12:23:04 UTC

Я тоже не пессимист. И за мою жизнь видела много изменений. Ведь так еще не было, чтобы ничего не было :). Просто невозможно предсказать, что будет и как всё пойдет. И волонтеров стало намного больше, это правда. Например, блогеров призвали убрать парки, я тоже пошла. И есть волонтеры в собачье-кошачьих приютах. Есть помощь детдомам и детям с тяжелыми диагнозами. Есть волонтеры для спортивных соревнований. Соколов-Митрич пару лет назад отметил, что стали меньше пить. Я это вижу по своей компании, которая летом ездит с палатками.
А насчет наших дурных привычек я не имею предубеждения, что это характерно только для советских. Когда-то давно я прочла рассказ Агаты Кристи, где речь шла об очереди к раздевалке на пляже. Ну, все как у нас. "Я раньше пришла, а я давно здесь стою,.." Зря люди думают о нашей исключительности.

С теплым пушистым приветом
Нина
Отвѣчу относительно послѣдняго. Всѣ люди — человѣки, и совѣтскiе — не исключенiе. Но — какъ при Имперiи одни сидѣли во дворцѣ, а другiе въ крѣпости, а послѣ помѣнялись мѣстами, такъ и въ отношенiи человѣческихъ качествъ — то, что было звѣрино-завистливаго и подавлялось традицiей и властью, вышло на поверхность и обрѣло господство. Элементы остались, измѣнилась роль и пропорцiя.

фундаментальная ошибка здесь в оценке перспектив. да, и волонтеры и прочее. но все это пока не задавили, разрешают сверху. на волонтерское движение уже этим летом пытались накинуть удавку. и это только начало. волонтерские движения и российская власть несовместимы по определению. первые ярким светом высвечивают никчемность вторых, чего вторые терпеть никак не могут.
Месяц назад leonid_b в устной беседе сказал, что появляется что-то новое и позитивное (?), но конкретизировать не смог. Затем я принял участие в круглом столе в Полит.Ру на тему этого неопределенного нового, но ясности у меня не прибавилось. К круглому столу я должен был написать вводную статью, но не смог, поскольку совершенно не понимаю где этот позитив, хотя теоретически допускаю его наличие.
Теперь по крайней мѣрѣ понятна причина Вашего молчанiя, которое начало меня безпокоить.

Да, одна из причин - это задание, которое меня "подвесило" как компьютерную программу. Не идет, а пока не написал, на другие темы писать неловко. Зная эту свою особенность, не раз зарекался обещать другим или себе самому написать публицистический текст на определенную тему.
Продолжу тему смены поколений. Дело в том, что при ожидаемой средней продолжительности жизни в РФ в 60-65 лет нас в ближайшие годы должно покинуть поколение, родившееся в первой половине 50-х и пришедшее в зрелый возраст в начале 70-х, т.е. в годы застоя и тихой ресталинизации. По тому же многими проклинаемому юбиляру легко увидеть, кто были его учителя в возрасте 22-27 лет - верные сталинцы, которые к концу жизни наконец смогли развернуться и показать всем этим... В 2015-2020 годах придёт время тех, кто родился во второй половине 50-х. К сожалению, все разом не вымрут и персонально на рублёвских дачах будут заседать какие-нибудь старцы a la Андропов, да не просто заседать, а принимать какие-то решения. Но эти поколения уйдут как социологическая и электоральная реальность. И окажется, что в здравом и сознательном возрасте находятся по большей части люди, чья активная общественная жизнь началась не раньше 1980-го года. Возможно, такой "массой" будет сложнее управлять с помощью телевизора и пожилых бюджетниц. В том числе в силу большей доли сравнительно здравых людей.

Совсем другой, правда, вопрос, что государственное устройство РФ лишь косвенно связано с социологическими и электоральными реальностями, а указанные изменения могут и без того деградирующую государственную машину разрушить.
При всѣхъ оговоркахъ и т. д. — мнѣ все меньше и меньше жаль этой машины.

От советчины надо было (и сейчас ещё можно) избавляться хирургически. А мы до сих пор в кресле косметолога - симптомчики маскируем.
Если говорить о властяхъ, то онѣ совѣтчину выращиваютъ и пѣстуютъ. Такъ что шансовъ на хирургiю немного (хотя я, разумѣется, эту мысль всецѣло одобряю).

У меня все "антисоветские" настроения связаны с определённым периодом -- когда "мейнстримом" была "совковая" пропаганда. Но ситуация давно уже изменилась. То, что вызывало у меня отвращение -- скажем, "комсомолистский" тип "активности" -- сейчас всё это же самое "цветёт и пахнет", но уже в сфере рекламы и бизнеса. Моё отношение к этим явлениям всецело "изоморфно" тому, что было тогда. Общий признак -- "карьеризм". Любые призывы "делать деньги", а также поощрение этих вещей -- это сродни призывам вступать в прежнюю КПСС или организацию "ВоЛКоСуМов". Добавлю к этому всему "процветание" разного рода "юридических" вещей. Что это, как не знакомая всем нам "до боли" прежняя "номенклатура" и бюрократия?

Поэтому мне кажется, что противостояние чему-то "красному" сейчас уже совершенно не отражает сути. "Хамелеон" давно уже сменил цвет.
Я бы не сталъ ставить знакъ равенства между людоѣдами, хотя бы и притворяющимися вегетарiанцами, и рекламными агентами.
А какое время Вам видится более "вегетарианским": 70-е или 90-е?
Разумѣется, я считаю болѣе вегетарiанскими 90-е годы.
Тогда не очень понятна "логега". Я понимаю, что можно в каком-то смысле предпочитать 90-е годы. Но считать их "вегетарианскими" в то время, когда идёт "передел" собственности, когда происходит куча "заказных" убийств -- это как-то не очень "логично".
Я прежде всего считаю времена вегетарiанскими или нѣтъ въ зависимости отъ политики. Убiйствъ было достаточно много всегда; СССР — страна высокой преступности въ силу чрезмѣрнаго государственнаго давленiя на человѣка. Мы же не считаемъ признакомъ «невегетарiанскихъ» временъ сейчасъ большое (демографически уже замѣтное) количество жертвъ дорожныхъ аварiй, хотя въ опредѣленномъ смыслѣ это было бы справедливо: отвратительный моральный климатъ, въ созданiи коего власти участвуютъ, создаетъ психологическiя предпосылки злобы и соотвѣтствующаго поведенiя у многихъ. Демографическiе показатели 90-хъ хуже, чѣмъ 70-хъ; но они представляютъ собой продолженiе заложеннаго въ брежневскую эпоху. Война чеченская кровавѣе афганской; но чеченская была заложена въ логикѣ сталинской и позднѣйшей политики, а афганская — произвольный выборъ.

Чего Фильтриусу голову ломать - вон же Богемик разъяснил авторитетно, что ждет Европу новое Средневековье и сам Умберто Эко того же мнения. Когда так, то скажу что Европу мы уже обошли, пока там средневековье высиживают - у нас уж и ренессанс, и карнавал, и самодержец с клювом журавлями верховодит.
Нет небось, у Макиавелли чего про журавлей? Вот и я думаю что нет, Мартына Задеку надо читать, вот что.
Можетъ, и стоитъ, да гдѣ жъ его достанешь?

Есть 2 обстоятельства:

1. Совок действительно медленно, но верно издыхает, а его яды выводятся из народного организма.

2. Но что приходит ему на смену? Боюсь, не староевропейский русский тип, чаемый ув. salery и bohemicus'ом, а постхристианские космополиты-потребители.
Тут надо бы посмотреть, что происходит быстрее: постмодернисткая деградация или национальное возрождение. От соотношения этих скоростей, а также того, найдёт ли мир противоядие этой заразе или нет. Пока не нашел - от тропических лесов до арабских кварталов Зап.Европы материализм-гедонизм наступает неостановимо.
Впрочем, человечество уже 2000 лет удерживается от Страшного Суда, возможно и на эту болезнь найдётся лекарство.
Да, у меня тоже ощущение бѣга наперегонки…

Да.
Причем, экстраполяция текущих трендов говорит, что сорняки вырастут быстрее хлеба. Но надежда остаётся, т.к. тренды всегда ломаются.
Офф. Послушай, Ты читал Венанция Фортуната в переводе Шмаракова? Мне прислали скан по моей просьбе -- но это все же не вполне по моим вкусам и пристрастиям, разбирать поэт. (и прочие) достоинства/недостатки рус. пер. Возьмешься написать в ЖЖ хоть немного про эти переводы? Или кратенькую рецензию -- для инет-публики?

landgrafff

October 8 2012, 19:27:54 UTC 6 years ago Edited:  October 8 2012, 19:30:54 UTC

Уважаемый philtrius я думаю предчувствия Вас не обманывают, лично тоже не вижу никакого выхода, отчего достаточно горько, хотя как было отмечено С.В. Волков более оптимистичен.
Будемъ надѣяться, что страшенъ сонъ, да милостивъ Богъ!

>Паденiе совѣтскаго не сопровождается или почти не сопровождается ростомъ русскаго, то, что приходитъ на смѣну, съ культурной точки зрѣнiя вполнѣ безцвѣтно, но при надлежащемъ воспитанiи — если оно будетъ — можетъ принять и русскiя краски.

Наверное, от глобализированного мира иного и ожидать не стоит. В конце концов, в чём сегодня отличие одной цивилизованной страны от другой? Условно говоря, в Италии едят мортаделлу и танцуют тарантеллу, в Венгрии едят гуляш и танцуют чардаш, а в Греции едят тзатзики и танцуют сиртаки - вот и все отличия, а политическая система, экономическая модель, нормы права и массовая культура везде примерно одинаковы или по меньшей мере весьма схожи.

От цивилизованного мира принципиально отличался СССР, с его руководящей ролью партии, цензурой художественных произведений, отсутствием гражданских свобод и непризнанием идеи частной собствености. Но сегодня московская премьера американского фильма проходит в один день с парижской и пражской, а продающийся в РФ айфон ничем не отличается от айфона из Буэнос-Айреса или Варшавы.

Власти РФ постоянно пытаются что-то предпринять против ветра, но получается откровенный постмодернизм, вплоть до зачитывания во время судебных прений постановлений Трульского собора и изображения Сталина в стиле пин-ап. Даже попытки установить культ личности вождя, вполне серьозные где-нибудь в Туркмении, в РФ выливается в полёты со стерхами.

По мере приближения к своему естественному концу советская история становится всё более смехотворной.
Такъ въ моемъ любимомъ XVIII столѣтiи и глобализацiя была побольше нынѣшней (сейчасъ и не представишь себѣ, что испанскiй генералъ-аншефъ шотландскаго происхожденiя погибнетъ въ званiи прусскаго фельдмаршала), и культура была объединена римской моделью на верхахъ (у французовъ все хорошо шло съ трагедiей, но эпоса не было, пока не написалъ Вольтеръ; обрадовались и успокоились, а мы успокоились на Херасковѣ). Я и хочу русскихъ красокъ, а не чего-то оригинальнаго и небывалаго. И разумѣется, чтобъ русскiе верхи владѣли русской культурой — такъ, какъ поколѣнiе пушкина, который былъ читателемъ Расина и писалъ для его читателей.

Рост общества идет очень сильный. Но равномерный настолько, что.. незаметный.))
Все мы "какиетолюдиизинтернета" все крепче стоим на ногах. год за пять идет. если не больше
Дай Богъ!

интернет дал. бог не отберет. чеж он, не человек?
))
Я вижу, что общемировая тенденция направлена в сторону деградации. Virtue навсегда покинула этот мир. И, если общая тенденция такова, почему ожидать чего-тo другого в России?
Насчёт "навсегда" я бы не спешил с такими утверждениями.
Да, неверно сформулировал. В обозримом мною "всегда" :)