Но вообще люди какъ-то формируютъ и мѣняютъ свои убѣжденiя? Мои въ общемъ и цѣломъ обладаютъ опредѣленнымъ ядромъ, но 10 лѣтъ тому назадъ я поставилъ бы выше Николая I и Александра III, а сейчасъ — Александра I и Александра ІІ. И, коль скоро убѣжденiя мѣняются, возможно и влiянiе на нихъ чужаго слова — въ т. ч. и спора въ богоспасаемомъ живомъ дневникѣ.
Вотъ думаю — а описывать ли собственный интеллектуальный кругъ въ этой связи? Мнѣнiя свои я формирую самостоятельно и отвѣтственно, а особенность, о которой я уже писалъ, — для того, чтобы просто начать думать, мнѣ нужно много информацiи. Потому изъ вопросовъ, съ которыми приходится сталкиваться, я въ состоянiи удѣлить вниманiе едва пятидесятой части. Есть вещи, которыя меня не интересуютъ совсѣмъ (напр., возникновенiе міра), есть — гдѣ я могу только нѣчто принять или не принимать на вѣру (споръ креацiонизма и эволюцiонизма). Но и любому набору аргументовъ я буду вѣрить съ осторожностью: вѣдь я не знаю и никогда не смогу узнать, не затративъ соотвѣтствующихъ и никакъ не вписывающихся въ мои жизненные планы усилiй, каковъ тотъ комплексъ фактовъ, откуда извлечены предъявленные мнѣ, что и по какимъ признакамъ скрыто и т. д. Т. е. въ конечномъ итогѣ рѣчь можетъ идти только о человѣческомъ довѣрiи. Примѣняется и прiемъ блокировки (напр., науку, философiю и религiю я разсматриваю какъ разные не пересѣкающiеся уровни познанiя, и потому аргументы научнаго характера не могутъ влiять на мое религiозное сознанiе).
Относительно книгъ — влiяетъ то, гдѣ четко, ясно и болѣе глубоко, чѣмъ ты можешь самъ, сформулировано то, что ты думаешь.
Потому послѣ такого вступленiя былъ бы признателенъ, если бы френды подѣлились опытомъ интеллектуальныхъ влiянiй, которыя на нихъ были оказаны, и соображенiями по поводу публичнаго обсужденiя разныхъ вещей.
lacedon2
October 15 2013, 14:02:15 UTC 5 years ago
Отсюда же я узнал о сипе.
Хотя мне сейчас 19 лет. А тем кто по старше (особенно тем кто вырос в совке) наверное менятся сложнее.
anonymus
October 15 2013, 14:10:13 UTC 5 years ago
tinium
October 15 2013, 14:55:54 UTC 5 years ago
Для кого-то пользой, возможно, будетъ удовольствiе, полученное отъ издѣвательства над коммунистомъ, по глупости приводящимъ цитаты из книги яраго сторонника возврата къ крѣпостному праву какъ доказательство чрезвычайно бѣдственнаго положенiя крестьянъ въ Россиiской Имперiи.
Въ обычномъ же спорѣ, вѣдущимся ради выясненiя истины, каждый участникъ спора подразумеваетъ, что считаетъ собесѣдника равнымъ себѣ и самъ можетъ ошибаться - безъ соблюденiя этихъ условiй никакой споръ невозможенъ, а съ нимъ - имѣетъ возможность привести къ некоторой корректировки мнѣнiй.
Касаетельно интеллектуальныхъ влiянiй - могу вспомнить, какъ наблюдалъ за полемикой Волкова, Богемика и Галковскаго о дѣятеляхъ белаго движенiя. Самъ я до того ввиду недостатка иниформацiи придерживался нейтральнаго мнѣнiя, но потомъ принялъ точку зрѣнiя противную Сергѣю Владимировичу..
philtrius
October 15 2013, 18:25:22 UTC 5 years ago
ivanov_petrov
October 15 2013, 15:17:58 UTC 5 years ago
Deleted comment
ivanov_petrov
October 15 2013, 17:17:12 UTC 5 years ago
Этому определению не отвечают рассуждения столь немногих людей, что легче выучить исключения
philtrius
October 15 2013, 18:26:50 UTC 5 years ago
ivanov_petrov
October 15 2013, 18:29:07 UTC 5 years ago
leonid_b
October 16 2013, 06:41:07 UTC 5 years ago
ivanov_petrov
October 16 2013, 06:47:49 UTC 5 years ago
leonid_b
October 16 2013, 06:52:16 UTC 5 years ago
Я бы сам за Вас додумал, конечно, но не получается.
landgrafff
October 15 2013, 15:18:11 UTC 5 years ago
philtrius
October 15 2013, 18:33:04 UTC 5 years ago
landgrafff
October 15 2013, 15:33:15 UTC 5 years ago
lev_usyskin
October 15 2013, 15:56:54 UTC 5 years ago Edited: October 15 2013, 16:21:39 UTC
philtrius
October 15 2013, 18:31:17 UTC 5 years ago
lev_usyskin
October 15 2013, 18:51:40 UTC 5 years ago
b_graf
October 15 2013, 16:04:03 UTC 5 years ago
Deleted comment
philtrius
October 15 2013, 18:28:10 UTC 5 years ago
edgar_leitan
October 15 2013, 19:07:23 UTC 5 years ago
perperov
October 16 2013, 00:42:32 UTC 5 years ago
philtrius
October 18 2013, 08:16:00 UTC 5 years ago
perperov
October 18 2013, 10:45:25 UTC 5 years ago
philtrius
October 18 2013, 10:51:02 UTC 5 years ago
perperov
October 18 2013, 11:17:21 UTC 5 years ago
philtrius
October 18 2013, 11:55:15 UTC 5 years ago
leonid_t
October 16 2013, 06:07:15 UTC 5 years ago
Убеждения, взгляды меняю со временем (хотя последние годы нечасто / несильно). Влияет дополн. информация и мнение других людей. Но мнение других людей, на самом деле, важнее, т.к. информации и так много, а именно анализ позволяет изменить её интерпретацию.
В остальном Вас не удивлю - по некоторым вопросам, где разбираюсь хорошо, у меня мнение более самостоятельно. По некоторым - "иду на поводу" у авторитетов. (Правда, остаётся выбора, у каких авторитетов идти на поводу, не так ли?)
Параллельная ось - готовность измененить свои воззрения. По некоторым вопросам - легко (например, готов признать неверными некоторые положения квантовой физики или, если меня убедят, готов буду согласиться с вредоносностью НДС). По другим - буду сомневаться, думать, перепроверять, даже если эксперты будут в этом убеждать (например, о благотворности красного и монголо-татарского ига или истинности очередного "евангелия от Дэна Брауна").
philtrius
October 18 2013, 08:17:20 UTC 5 years ago
leonid_t
October 18 2013, 09:12:01 UTC 5 years ago
philtrius
October 18 2013, 09:14:36 UTC 5 years ago
great_decorator
October 16 2013, 18:58:55 UTC 5 years ago
Но наблюдение за чужим (samisdat, гестбук, Галковский и юзеры) развернуло мои взгляды именно диаметрально.
(Сейчас смешно, но решающим доводом был: "Егор, умри тихо" - Холмогорову). За недели я перестал быть советским (только "в голове", конечно). (Перевернулось отношение к себе, а не к режиму, или истории, факты все уже были известны.)
Я позже заметил, что самыми "полезными" оказываются наименее приятные (можно сказать, невыносимые) моменты обсуждений (не всегда, к счастью).
2. Я более благодарен - или совсем наоборот - не тем книгам, которые лучше формулировали мои же взгляды, а тем, которые их существенно меняли, т. е., по окончании детства самостоятельность моего ума не заходила далее, чем выбор авторов.
Пример, кстати. К мыслям "Исповеди" Толстого (начальной части) я пришёл чуть ли в детсадовском возрасте, и был удивлён, что ещё кто-то так думает, причём "совсем другими словами", а "Так что же нам делать" повлиял, и крайне вредно. Вот уж кто природный демагог, куда там кырле-мырле.
philtrius
October 18 2013, 08:15:09 UTC 5 years ago
krylov
October 17 2013, 08:41:30 UTC 5 years ago
У меня очень простой, кондовый подход. Возможно, слишком рационалистический, но другого у меня нет.
Я начинаю верить тому, из чего следуют наблюдаемые следствия. Например, если из какой-то теории следует именно то, что мы видим - значит, теория может оказаться верной. Что касается авторитетов - то же самое: если, к примеру, человек регулярно предсказывает те или иные вещи и при этом редко ошибается, значит, он "действительно понимает". Не на сто процентов, конечно, но слушать лучше его, а не тех, кто с той же регулярностью лажает. Разумеется, тот же человек может отчаянно лажать в других вопросах, и это тоже надо учитывать.
Выше поминали Галковского. Я для себя определил границы его компетенции, когда он задолго до 911 спрогнозировал, что нечто подобное состоится - а потом сделал несколько серьёзных ошибок в вопросах менее существенных, но мне хорошо известных. Вот в этих пределах я его с тех пор и воспринимаю как "авторитета".
При этом свои личные симпатии и антипатии как к людям, так и к их взглядам, я стараюсь отслеживать и учитывать только для того, чтобы делать на это скидку. Неприятный человек с неприятными воззрениями может оказаться прав, как это не отвратительно.
Аргументацию и красоты стиля я очень люблю и ценю, но в основном как явление художественное. Всерьёз я начинаю их рассматривать, когда выполнены предыдущие условия.
Как-то так.
philtrius
October 17 2013, 09:03:57 UTC 5 years ago
krylov
October 17 2013, 16:23:49 UTC 5 years ago Edited: October 17 2013, 22:57:41 UTC
Неудачные прогнозы я тоже учитываю, и они идут прогнозисту в минус. Иначе, скажем, некий пророк, предрекающий мне смерть каждый день, рано или поздно оказался бы прав - но с моей точки зрения, его финальная правота дискредитирована его не правотой в предыдущие разы, так как предказательная сила его прогноза оказалась крайне малой. При этом в том случае, когда наш предполагаемый предсказатель окажется прав, правы окажутся, скорее всего, и другие предсказатели. Скажем, если мне исполнится 98 лет, то прогноз, что я умру в ближайшие 5 лет, будет разделять не только он, но и большинство интересующихся этим вопросом.
То же и с "кризисом по-марксистски". Марксисты всегда обещают "кризис капитализма". Однако в большинстве случаев они неправы, а когда вдруг оказываются правы - тот же кризис обещают и другие, немарксистские исследователи.
philtrius
October 18 2013, 08:13:54 UTC 5 years ago
racoonbear
November 3 2013, 17:18:27 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 17:22:41 UTC 5 years ago
racoonbear
November 3 2013, 17:29:12 UTC 5 years ago
Это полезно и лично для меня (и любого другого), так как многое понимаешь, особенно если активно участвуешь.
Я не боюсь высказывать плохо обоснованные и плохо продуманные мысли, чёрт с ним, если я не прав всегда найдётся тот, кто меня носом в очевидность ткнёт.
Ещё в массовых дискуссиях есть тот плюс, что они вырабатывают позицию общества - я много раз видел, как политические дискуссии и аргументы с d3 и лепрозория, к примеру, растекались по всему рунету, докатываясь до фейсбука, вк, и в конце концов одноклассников.
Что-то вроде гигантской мельницы, перемалывающей общественное бессознательное.