Поскольку у насъ домашнее обученiе — форма относительно недавняя и не слишкомъ распространенная, полагаю, что эти мысли основаны не на анализѣ статистики по соцiальнымъ калѣкамъ и связи этого печальнаго явленiя съ домашнимъ образованiемъ (слышалъ, что въ США, гдѣ эта форма распространена, ничего подобнаго не наблюдается), а съ нѣкоторыми теоретическими соображенiями апрiорнаго толка. Однако предположенiе, что ребенокъ, не ходящiй въ школу, остается въ одиночествѣ, ни на чемъ не основано. Нужно доказать, что общенiе съ взрослыми хуже съ точки зрѣнiя соцiализацiи, нежели общенiе съ дѣтьми, — что очень трудно сдѣлать, поскольку большая часть человѣческаго воспитательнаго опыта — именно это. Никто не учитъ говорить нѣсколькихъ попугаевъ вмѣстѣ, потому что въ этомъ случаѣ они подражаютъ другъ другу; съ другой стороны — въ школѣ ребенокъ усваиваетъ соцiальный опытъ взрослых-учителей непосредственно и родителей — черезъ другихъ дѣтей; бѣда въ томъ, что опытъ этотъ можетъ оказаться не слишкомъ полезнымъ для усвоенiя. Именно изъ-за здраваго подхода къ соцiальному опыту русскiе дворяне отказывались отдавать дѣтей въ школы съ преобладанiемъ разночинцевъ, а предпочитали учить ихъ дома. Съ домашнимъ воспитанiемъ справился только Николай I, прежде всего потому, что слегка реакцiонно почистилъ гимназiи отъ низшаго сословiя. И никакихъ катастрофъ соцiализацiи не случалось.
Правильный отвѣтъ на изначально заданный вопросъ заключается въ томъ, что, какъ и учебный планъ, соцiальный опытъ долженъ быть индивидуализированъ: тѣмъ, кто собирается заниматься византiйской эмалью XIII в., и тѣмъ, кто собирается отнимать мобильники въ подворотняхъ, нуженъ разный опытъ. Кстати, если ужъ говорить о домашнемъ обученiи, то, будь оно сколько-нибудь развито, оно прiобрѣло бы форму полупансiона: 5–6 дѣтей, схожихъ по запросамъ и способностямъ, объединялись бы въ группы, родители нанимали бы достойныхъ взрослыхъ, и былъ бы у нихъ правильно организованный опытъ — своего круга, а не съ примѣсью армiи и зоны.
Въ послѣднемъ заключается причина, почему я и съ этой точки зрѣнiя, а не только съ учебной, считаю современную школу зачумленной территорiей. Педагогическая корпорацiя состоитъ изъ людей, въ значительной части просто не сумѣвшихъ устроиться лучше и мстящихъ за это дѣтямъ. То, что транслируется изъ окружающей среды, — … Наоборотъ, катастрофа соцiализацiи вѣроятнѣе, если ходить въ школу.
Еще долженъ напомнить (это часто упускаютъ изъ виду), что школа не должна брать на себя всѣ образовательно-воспитательныя задачи. Если она пытается это дѣлать, — это плохая школа. Это касается и соцiализацiи тоже.
thrasymedes
November 2 2013, 13:52:07 UTC 5 years ago
arkshtypel
November 2 2013, 13:53:00 UTC 5 years ago
philtrius
November 2 2013, 14:22:39 UTC 5 years ago
eu_he_nio
November 2 2013, 14:01:37 UTC 5 years ago
Если ребенок не ходит в школу, то это не значит, что он не выходит из дома вообще.
callinica
November 2 2013, 14:05:43 UTC 5 years ago
Очень разумный вариант.
Вообще представление, будто коллектив из тридцати детей одного возраста - это естественный вариант социализации, по-моему, верх абсурда. К социализации это совершенно никакого отношения не имеет. Это, в общем-то, прежде всего форма помещения детей под присмотр, пока родители на работе, и даже функция обучения, которая якобы первична в школе, на самом деле - вторична.
lacedon2
November 2 2013, 14:09:06 UTC 5 years ago
callinica
November 2 2013, 18:15:23 UTC 5 years ago
lacedon2
November 2 2013, 18:22:21 UTC 5 years ago
ammosov
November 2 2013, 14:16:20 UTC 5 years ago
philtrius
November 2 2013, 14:21:36 UTC 5 years ago
ammosov
November 2 2013, 14:24:12 UTC 5 years ago
philtrius
November 2 2013, 14:36:20 UTC 5 years ago
ammosov
November 2 2013, 17:08:30 UTC 5 years ago
philtrius_minor
November 2 2013, 17:43:09 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 09:36:19 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 09:48:01 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 10:06:15 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 10:35:38 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 10:43:56 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 10:51:36 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 11:13:07 UTC 5 years ago
«Но что тебя так испугало в этом рассуждении о смехе? Изымая книгу, ты ведь не изымаешь смех из мира».
«Нет, конечно. Смех — это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха — время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов… Самое главное — что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганьем таинства — для плебеев.
… Но тут, тут, — и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, — тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия. Ты видел вчера, насколько легко простецами перенимаются и проводятся в жизнь самые смутные ереси. Это от незнания законов Бога и законов природы. Но для церкви не опасна ересь простецов, они сами себя обрекают на гибель, их подтачивает необразованность. Невежественное сумасбродство Дольчина и иже с ним никогда не приведет к кризису божественного порядка. Оно проповедует насилие и погибнет от насилия, оно, это сумасбродство, не оставит следов, оно исчерпывается, как исчерпывается карнавал, и не так уж страшно, если во время праздника на земле будет воспроизведен, в кратком и преходящем виде, обряд крещения навыворот. *Важно, чтобы в данном случае событие не выразилось в записи, чтобы то, что говорится на народном языке, не обрело переводчика на латынь.* Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом, потому что на празднике дураков и дьявол тоже выглядит бедным и дураковатым, а значит — управляемым. Однако эта книга могла бы посеять в мире мысль, что освобождение от страха перед дьяволом — наука. ... ежели кто-либо в какой-либо день, потрясая словами Философа и, значит, выступая от имени Философа, преподнесет искусство смеха как своеобразное острое оружие; если риторика убеждения вытеснится риторикой осмеяния; если такая аргументация, как постепенное и утешительное созидание картины воскрешения из мертвых, заменится иной аргументацией — безудержным развалом, искажением уже созданных, самых священных и самых почитаемых картин, — о, в этот день и ты и вся твоя наука, Вильгельм, будете сметены!»
«Почему? Я бы побился. Мое остроумие против чужого. Все-таки такой мир, по-моему, лучше, чем тот, где огонь и каленое железо Бернарда Ги воюют с огнем и каленым железом Дольчина».
philtrius
November 3 2013, 11:24:57 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 13:10:43 UTC 5 years ago
Вы два раза ушли от ответа на мой вопрос, это по неведению или из принципа?
philtrius
November 3 2013, 13:36:03 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 14:22:55 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 14:47:47 UTC 5 years ago
Отличiе доминантныхъ отъ рецессивныхъ геновъ (опять-таки въ рамкахъ школьной программы) — ерунда полная. Другое дѣло, интересно ли ему или нужно. Если да, то школьной программы катастрофически не хватаетъ, если нѣтъ, — она весьма избыточна. Плаваю я и самъ очень плохо, съ алгоритмическими циклами никогда въ жизни не сталкивался.
ammosov
November 3 2013, 15:17:56 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 3 2013, 15:26:32 UTC 5 years ago
Это точно те же аргументы, что нельзя обычному человеку доверять оружие - а только полиции - вдруг выстрели; или вот вилка - сколько было случаев когда по пьяни убивал сосед-соседа вилкой(!), есть допустимо только деревянной ложкой (лучше из деревянной тарелки); и т.д.
ammosov
November 3 2013, 15:33:10 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 15:27:50 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 15:37:53 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 16:01:39 UTC 5 years ago
Что же касается общаго паѳоса, то да, Вы раздѣляете два тезиса: 1) Вамъ хочется монополiи на идеологическую индоктринацiю (еще Кондорсе понималъ вопросъ и своимъ взглядамъ отказывалъ на право быть преподаваемыми такъ же, какъ и всѣмъ другимъ) и 2) думаете, что дѣти усвоятъ и будутъ думать ровно то, что имъ скажутъ. Печальныя результаты информацiонной монополiи для СССР Васъ ни въ чемъ не убѣждаютъ.
ammosov
November 3 2013, 16:08:20 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 16:18:55 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 16:23:21 UTC 5 years ago
db1967
November 4 2013, 13:31:16 UTC 5 years ago
olegvm
November 2 2013, 17:13:40 UTC 5 years ago
Мне бы как раз не хотелось, чтобы она создавалась ТАК, как начиная с Петра.
Но вне зависимости от наших желаний в практической плоскости вопрос, видимо, стоит так: может ли современная наполовину уголовная элита в перспективе породить элиту просвещенную и ответственную перед страной, в насколько отдаленной перспективе, и не рухнет ли страна раньше?
philtrius_minor
November 2 2013, 17:44:48 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 2 2013, 19:36:32 UTC 5 years ago
Правильно ли я понял, что вы действительно считаете, например дитё из семьи филологов-переводчиков и из таёжного посёлка нефтяников - культурно идентичными и полагаете что духовные запросы у них одинаковые?
ammosov
November 3 2013, 09:32:09 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 3 2013, 12:30:43 UTC 5 years ago Edited: November 3 2013, 12:32:23 UTC
А тогда придётся признать, что никакого другого пути --- кроме Петровского выведения новой 'породы' образованных европейских людей лет на Руси, лет этак за 100-150 --- не существует, если мы хотим европеизировать страну (хотим хотя бы из того простого соображения, что большинство величайших достижений культуры и техники было создано именно в Европе, исторический факт, а не в таёжных посёлках). Тут стоит добавить что в 17-ом году указанную 'породу' основательно 'зачистили'. И, таким образом, всё придётся начинать сначала.
...Ваш сценарий крайне пессимистичен - я могу не дожить ещё следующие 150 лет.
ammosov
November 3 2013, 13:16:00 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 3 2013, 13:35:48 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 14:24:24 UTC 5 years ago
ammosov
November 3 2013, 13:19:05 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 3 2013, 13:33:21 UTC 5 years ago
PS. Если отвлечься от основной темы: помимо собственно создания чего либо нужно ещё и общество для донесения этого чего-либо до потребителей и для защиты изобретателя от воровства. А без этого, действительно, можно было бы утверждать что паровой двигатель сделали не Newcomen, Watt и Boulton, а Герон Александрийский.
ammosov
November 3 2013, 14:29:22 UTC 5 years ago
nighteagleowl
November 3 2013, 14:48:12 UTC 5 years ago
Чтобы взять совсем уж бесспорные случаи - вот список нобелевских лауреатов (пусть включая и спорную премию мира, и исключая математику и музыку) - из них европейцев по происхождению уж точно больше половины, а пожалуй что и 3/4
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Nobel_laureates_by_country
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_Nobel_laureates_per_capita
Cкажите, каких композиторов не европейцев вы считаете композиторами первой величины?
(уровня Баха, Чайковского, Моцарта, ...)
PS. Прошу прощения у хозяина журнала за off-topic.
philtrius
November 3 2013, 15:06:57 UTC 5 years ago
Отличiе доминантныхъ отъ рецессивныхъ геновъ (опять-таки въ рамкахъ школьной программы) — ерунда полная. Другое дѣло, интересно ли ему или нужно. Если да, то школьной программы катастрофически не хватаетъ, если нѣтъ, — она весьма избыточна. Плаваю я и самъ очень плохо, съ алгоритмическими циклами никогда въ жизни не сталкивался.
ammosov
November 3 2013, 15:20:12 UTC 5 years ago Edited: November 3 2013, 15:23:45 UTC
PS. Когда европейцы только-только стали строить первые бумажные мануфактуры, технологию которых они получили от арабов, в Китае бумага производилась и применялась в промышленных масштабах - тысячи человек и миллионы листов. Туалетная бумага известна с 6 века н.э. Не стоит перед Китаем носа драть.
vecetti
November 3 2013, 04:49:36 UTC 5 years ago
noctu_vigilus
November 2 2013, 14:23:58 UTC 5 years ago
philtrius_minor
November 2 2013, 17:46:10 UTC 5 years ago
anonymus
November 2 2013, 14:48:49 UTC 5 years ago
Впрочем, недаром бытовала поговорка: "Нет ума - поступай в "Пед", нет стыда - иди в "Мед"".
philtrius_minor
November 2 2013, 17:46:54 UTC 5 years ago
Deleted comment
philtrius_minor
November 2 2013, 17:47:42 UTC 5 years ago
sab123
November 2 2013, 16:38:24 UTC 5 years ago
philtrius_minor
November 2 2013, 17:49:04 UTC 5 years ago
sab123
November 2 2013, 22:43:51 UTC 5 years ago
philtrius
November 3 2013, 06:44:07 UTC 5 years ago
earl_sigurd
November 2 2013, 21:45:02 UTC 5 years ago
sab123
November 2 2013, 22:27:26 UTC 5 years ago
earl_sigurd
November 2 2013, 22:33:03 UTC 5 years ago
sab123
November 2 2013, 22:42:13 UTC 5 years ago
earl_sigurd
November 3 2013, 12:19:19 UTC 5 years ago
Надо, вероятно, подчёркивать нараспев и часто, что "домашнее образование" не предполагает существования в парнике и одиночестве. Кроме школы обычно ещё бывают всякие секции и прочее, а также друзья и компании. Там и можно поучиться в них существовать (победить во всех конфликтах - норма раёна, в обществе невозможная в принципе).
volin
November 2 2013, 20:26:06 UTC 5 years ago
1) Несомненно, при домашнем обучении возможна правильная социализация. При ПРАВИЛЬНО организованном домашнем обучении, учитывающем особенности характера для правильной социализации значительно лучше. Но при неправильной организации можно домашним обучением сделать из ребёнка инвалида. При том, что родители и учителя не с Марса, вероятность плохой организации выше правильной и средний результат будет хуже при домашнем обучении. Как оценить ОРГАНИЗАТОРА домашнего обучения (нормальный родитель должен понимать, что тут нужно специфичное образование и опыт) в наших условиях.
2) Об индивидуализации социального опыта: Льва Николаевича учили графом быть, а тянуло землю пахать. А Горький вот то посудомойкой, то старьёвщиком - а граф его выше одноклассников по гимназии ценил. Будете мучить своего ребёнка, желающего мобильники отнимать византийской эмалью? А как быть с ребёнком, у которого отец сидит, мать в выходные пьёт, а он думает о законах архитектуры, глядя на дома мимо которых ходит?
3) О развитии полупансиона: качество образования не может вырасти без дополнительных затрат. Откуда возьмётся большое количество денег, если сейчас недорогие кружки не процветают, многие родители ноют "раньше же было бесплатно"? При экономии на преподавателях пансионы будут вести студенты. Социализацию родителей пансионы повысят (ведь это их схожие запросы и их оценка способностей своих детей, не нанимаемого же учителя). А дети будут те же.
4) Домашнее обучение дороже в целом, хотя лучше. Социализация при домашнем обучении возможна, но это ещё более дорогая опция. И главное - возможность прогнозирования стабильности выбранного уровня социализации. От войны и зоны в России зарекаться плохая примета.
PS Несомненно, это теоретические соображения. Возможно, качественных дешёвых организаторов и педагогов не пускаемых в школьную систему бюрократами в России очень много.
philtrius
November 2 2013, 20:36:44 UTC 5 years ago
Относительно цѣны — думаю, Вы высказывали это не какъ возраженiе.
Ребенку, у котораго отецъ сидитъ, а мать пьетъ, я не смогу помочь ни при какихъ обстоятельствахъ. Его шансъ не равенъ нулю, но ничтоженъ. Что при отсутствiи въ странѣ домашняго образованiя, что при его наличiи.
volin
November 3 2013, 18:51:18 UTC 5 years ago
Запрета домашнего образования никогда и не было, заболел или ещё что приключилось - учись. Советский подход требовал социализации надомного ученика посещением отрядом пионеров, привлечения в работу над стенгазетой и т.д.
Цена - важный фактор в регулировании образования. Если Вы учите в обычной школе, помочь талантливому ученику (своим вниманием без оплаты репититорских денег, личными книгами, советами и др.) сможете не глядя на его родителей прямо сейчас, не глядя на мать и отца. В рамках описанного Вами полупансиона придётся прятаться - это почему вон того ребёнка лучше учили чем моего?
Второй момент цены: домашнее образование дороже для экономики в целом. Средний уровень упадёт при одинаковых затратах. Полупансионы дороже хороших спецшкол на ученика. Для больных или слишком известных детей домашнее образование необходимо.
philtrius
November 3 2013, 19:12:47 UTC 5 years ago
volin
November 4 2013, 22:12:29 UTC 5 years ago
Я вижу примеры, когда после средней знают меньше, чем после начальной и когда помнят всю программу средней школы и имеют успехи в каком то направлении.
Можно добиться, чтобы после начального образования ничего не знали, а среднее сделать начальным. Для тех, у кого денег не хватит на полупансион.
Deleted comment
philtrius
November 3 2013, 06:40:27 UTC 5 years ago
Я пришелъ къ тѣмъ же выводамъ, занимаясь исторiей домашняго образованiя въ Россiи. Полагаю, что государство держится за возможность промыванiя мозговъ — даже и сознательно жертвуя академическими успѣхами. Но ими жертвовать легко, когда казенная школа хороша, — а если это, какъ у насъ, сплошныя слезы и порнографiя?
Iliya Krasnokutskiy
November 3 2013, 11:13:18 UTC 5 years ago
volin
November 3 2013, 19:08:46 UTC 5 years ago
Американцы могут представить себе, что могут стать вдруг немцами, поляками, немцами, русскими, за 50 лет живя в одном городе?
Европа: то ты турок, то немец, то русский, то болгарин. И знаешь ведь, глядя на город, кто когда строил.
Америка: и турок, и китаец, и поляк - надо знать какой сезон в Макдональдсе.
Хоумскул в Европе есть, староверы разные.
nighteagleowl
November 3 2013, 12:43:48 UTC 5 years ago
Вот для чего, например, меня в не-химическом ВУЗе учили химии три года, когда я всё уже забыл (экзамены-то я сдал тогда на 5+). И если что мне и понадобится из химии сейчас - то я сам открою учебник или найду в интернете и прочитаю нужный раздел; но я не могу взять эти сведения из головы (хотя они там три года и хранились). В итоге получается, что какой-нибудь клерк для страховой компании с образованием бакалавра за 3 года и его коллега клерк магистр за 7 лет - делают одно и тоже, только магистра государство/общество заставило потерять 4 года жизни.