philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:

De Russia Minore

Да, еще по поводу Украины.
Въ XVII в. благодаря своимъ школамъ iезуитскаго образца Украина была далеко впереди Москвы. Ѳеофанъ Прокоповичъ и люди его круга — спасшiе отъ провинцiализацiи русскую школу при Аннѣ Iоанновнѣ — создали бы украинскую элиту и украинскую культуру европейскаго уровня. Но сейчасъ темная и провинцiальная Москва сильно опережаетъ куда болѣе темный и провинцiальный Кiевъ — а потому, если программа украинизацiи и удастся, украинцамъ ничего не свѣтитъ въ отношенiи уровня. Въ дипломатiи ихъ будетъ обыгрывать и использовать по назначенiю любой желающiй.
И это — фундаментальный фактъ, на который актуальность не оказываетъ никакого влiянiя.
Tags: pensieri, реакціонное
У них эта... победительница ЕВровидения :)
Если они воспринимаютъ сей успѣхъ серьезно, это дiагнозъ. Впрочемъ, у насъ тоже факторъ относительно меньшей провинцiальности именно на верхахъ и не работаетъ.
По крайней мере у нас есть те, кто мог бы эти верхи составить.

И "РФ" и "Украина" дрянь одинаковая, что для окружающих, что для граждан, но русские, в отличии от майдановцев, петь гимн РФ не будут никогда. Так же, как искренне говорить о конституции или праздновать 12 июня.
Представляется - и не только в дипломатии.

хх

zozvicnic

February 20 2014, 10:16:51 UTC 5 years ago Edited:  February 20 2014, 10:19:54 UTC

Нѣт, Орден святаго Іова Почаѣвскаго выходитъ на поле битвы. Украина - святая земля, здѣсь все будет хорошо.
Могилянка по отдельным направлениям сильнее альма-матер к сожалению. По идеологии левее - но при этом сильно менее совковая.
Важны не направленiя, а количество читающихъ Горацiя. А ихъ на Украинѣ (въ отличiе отъ XVII в.) почти нѣтъ.
Социологам читать Горация всё же не обязательно. А вот современных западных специалистов - надо. И общаться с ними надо. А в заведении нашей альма-матери с этим туго.

Да и классики оттуда неплохие. В Харькове школа есть, в Киеве тоже есть специалисты.
Если никто не будетъ читать Горацiя, о соцiологiи можно и не думать. А украинская школа — при томъ, что она все-таки есть, — слабѣе и московской, и петербургской по отдѣльности.
Я не согласен по поводу Горация. Но здесь мы вряд ли друг друга убедим.
Не нужно соглашаться. Достаточно сопоставить уровень интереса къ Горацiю въ оригиналѣ съ уровнемъ соцiологiи въ любой конкретной странѣ.
Верно. Превосходство малороссиян было заметно и в общероссийском масштабе. Так, верхушка РПЦ в 18 ст. была очень украинизирована и сохраняла решающее влияние вплоть до гибели несчастного митрополита Амвросия (Зертис-Каменского) в 1771 г.

О культурных проблемах Украины в позднейшее время довольно язвительно писал Галковский http://galkovsky.livejournal.com/226728.html
Так ведь и "русификация" бы ничего не дала.
Я ничего и не тговорилъ о русификацiи. Я просто сравниваю уровень.
Для меня загадка, что они будут числить родной культурой, отбросив русскую ?
Неужели Павло Тычину, Лесю Украинку и т д. Это же такая дремучая провинция !
Хотя и так можно жить
В начале ХХ века были вполне серьезные авторы, Зеров или Семенко, к примеру.
Никогда не слышал о таких, посмотрел.
Вы не в курсе, они известны на Украине ?
Насколько я могу судить, вполне известны.
Хотя мои попытки обзавестись их новыми изданиями через украинских родственников и знакомых оказались тщетными: есть только книги, выпущенные на рубеже 1980-х - 1990-х годов.
А в целом, вполне справедлива мысль покойного Омри Ронена, что в ХХ веке была великая украинская поэзия, хотя не было великой украинской прозы: http://magazines.russ.ru/zvezda/2007/3/ro15.html
Очень сомнительно, чтобъ могла быть чья-либо великая поэзiя въ ХХ в.
Я был уверен, что Вы не оставите эту запись без ответной реплики :)
"Далеко впереди" по какимъ параметрамъ?
Самымъ простымъ. Въ Москвѣ была всего горсть людей, имѣвшихъ образованiе выше начальнаго, и никто изъ нихъ не учился въ регулярной московской школѣ (каковыхъ не было).
Да, в начальный период русского Просвещения (обозначим его с известной долей упрощения и огрубления 1640 - 1740) Малороссия сыграла исключительную роль, и дело не в "интеллектуальном и культурном ограблении", как это хотят представить вуйки с полонины. Далее следует несколько идеализированно-наивный, но лично для меня важный образ этого процесса, особенно его начала.

Насколько у меня сложилось впечатление, мало- и белорусским монахам, священникам, да порою и простым семинаристам удалось маленькое чудо: растождествить католицизм/униатство и приватизированную ими античную и новолатинскую культуру, похитить сию последнюю, как прометеев огонь, и поставить ее на службу православию и русскому единству. Для этого приходилось идти на сделки с совестью, притворно принимать униатство, лгать самому себе и Богу, лишь бы католики допустили до вожделенных Цицерона с Аристотелем, на которых они уселись чугунным гузном и просто так никому не давали. Двурушничать, лишь бы тебя из какого-нибудь Конотопа послали во Львов (а то и Краков, а то и, паче чаяния, Рим) совершенствоваться в науках, как будущего слугу римского престола и евангелизатора восточных схизматиков. А потом бежать под скипетр русского царя и оттуда, вооружившись эллинской и латинской ученостью, интеллектуально громить унию, защищать православие и всячески дополнять веру разумом.

Собственно, нечто подобное сейчас проделывает и ваш покорный слуга ;-).
Да, это такъ и было.