philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Category:

Имперiализмъ

Дано: имперiи А принадлежитъ территорiя B, гдѣ нацiя C (культурное меньшинство) угнетаетъ нацiю D (какъ, напр., остзейскiе нѣмцы латышей и эстонцевъ и шведы — финновъ).
Задача: обезпечить лояльность населенiя.
Рѣшенiе 1. Оставить все какъ есть.
Лояльность большинства не обезпечивается, поскольку C пользуется своимъ влiянiемъ, чтобы выставить виновникомъ угнетенiя А. Лояльность меньшинства — относительная, поскольку оно заинтересовано въ вышеописанныхъ интригахъ противъ А.
Рѣшенiе 2. Эмансипацiя большинства.
Лояльность меньшинства теряется сразу. Лояльность большинства — чуть погодя, поскольку, сбросивъ иго C, оно задается вопросомъ — а зачѣмъ намъ иго А?
Рѣшенiе 3. Ассимиляцiя.
Въ случаѣ успѣха лояльность обезпечивается. Но великъ рискъ неудачи, и въ этомъ случаѣ — максимальны издержки. Особенно великъ рискъ тамъ, гдѣ естественная смѣна правителя можетъ привести къ измѣненiю курса, а народъ А достаточно мягокъ и не склоненъ къ насильственной ассимиляцiи инородцевъ.
Рѣшенiе 4. Медленная эмансипацiя большинства.
Можетъ совмѣстить достоинства рѣшенiй 1 и 2, а можетъ — и ихъ издержки.
Tags: реакціонное
Решение 5. Создать из некоторых членов большинства религиозный орден, всецело преданный власти империи, но орден тайный. И членов этого ордена проталкивать во все структуры региона, особенно те, которые враждебны власти империи, в преступные сообщества, экономику. Это же можно сделать и с культурным меньшинством. Но что бы члены ордена меньшинства не знали о том, что существует такой же орден у большинства, ну максимум верхушка была знакома между собой. И уже смотреть по текущей ситуации куда двигать процесс. А еще можно и на все территории империи сделать такие ордена, тайные, преданные императору, что бы управлялось не только официальной вертикалью, но и был тайный, еще более лояльный и безоговорочно преданный нервный столб управления. А потом создавать такие ордена, тайные у своих соседей, врагов, союзников, в армии флоте, и в своем и в во вражеских и особенно союзных. А если ресурсы позволяют, то на критических направлениях таких структур нужно создавать несколько, что бы они друг друга не знали, или были враждебны друг другу. А что бы все это имело общую идеологическую основу, создать тайную религию, для членов ордена, как противоположность официальной религии, особенно если она не контролируется властью империи, или на иной трактовке религиозных текстов.
А чем отличаются решения 3 и 4?

И в р.3 ассимиляция D или C?
Въ данномъ контекстѣ я плохо понимаю слово "эмансипацiя" (а также "угнетаетъ" и "нацiя"). Отъ этого многое зависитъ.

Кромѣ того, абстрактная "имперiя" не подходитъ. Каковъ конкретный опытъ разрѣшенiя аналогичныхъ ситуацiй въ прошломъ? Вообще опытъ интеграцiи меньшинствъ въ имперскую жизнь (у любой имперiи онъ есть)? Каковы культурныя стереотипы въ отношенiи меньшинствъ у имперскаго большинства?

Тутъ вѣдь очень много варiантовъ. Напримѣръ, есть опытъ этноцида 500+ цивилизацiонно отсталыхъ малыхъ народовъ (Америка). Косвеннаго управленiя десятками весьма разнообразныхъ подчинённыхъ государствъ (Британская имперiя на пикѣ). Управленiя территорiями, культурно болѣе развитыми, чѣмъ (въ среднемъ) основная территорiя главнаго имперскаго этноса (РИ). Ну и т. д.
Насильственная ассимиляция - опасное дело, потому что может привести к созданию большой группы людей, внешне мимикризировавших, наделенных всеми правами, но внутренне не забывших обиды. Добровольная же (пусть и поощряемая) ассимиляция возможна только тогда, когда народ сам не против ассимилироваться. Мордвинов и удмуртов (а в прошлом - чудь белоглазую, тверь и мурому) русским было возможно ассимилировать, а татар, латышей или черкесов - сомнительно.
Ассимиляция "чуди белоглазой" была успешной из-за того, что эти финно-угры исповедовали в своём большинстве православие. Отсюда попытки ассимиляторов навязать православие и балтам, что, целом, не удалось. Даже в Латгалии (на востоке Латвии), где очень велик процент русского населения, а письменная форма местного идиома была 40 лет под прямым запретом (до 1904 г.), латгальцы ассимилировались плохо из-за своего католичества.
Разумеется, но ведь и православие чуди не греки с ассирийцами принесли.
5. Империи А насаждать либеральную идею и разделение труда, а увлечение империализмом оставить военно-историческим сообществам и армейским клубам.
Для этого надо стать островом и найти пару неосвоенных континентов для колонизации.
1. Раз C культурные, пусть не рубят сук, на котором сидят. Без A их вырежут.
И вводить верхушку C в элиту А.
Решение N+1: сделать так, чтобы для народа D жизнь в империи не воспринималась игом A.
Вопрос. А зачем нужна лояльность неэмансипированного большинства? Лояльность против кого?
Да нет тут никаких решений, в XX веке такие территории все равно невозможно было удержать. Главное было - в достаточной мере слить в единую нацию народы А' и A'', а на B, C и D плюнуть и растереть, минимизируя ущерб.
А решение 4, если судить по результатам, ни к чему хорошему не привело точно. Весь разночинный слой, выращенный в ходе постепенной аккультурации, стал основой местных национализмов. Лучше бы держали в состоянии папуасов и обвиняли во всем местные элиты.
Тут два вопроса.

Первый - насколько угнетение национально. Т. е., насколько рижский подмастерье угнетает латыша-батрака.

И второй - насколько D некультурно. Т. е., это латыши или чеченцы.