philtrius (philtrius) wrote,
philtrius
philtrius

Catedral de Murcia

Зашелъ сегодня второй разъ въ соборъ Мурсiи. Тамъ была органная музыка, которая долго меня не отпускала; мнѣ показалось, что игралъ именно органъ, могу, конечно, ошибаться, но вродѣ звукъ шелъ не изъ динамиковъ; народу было немного.
У меня въ связи съ этимъ возникъ слѣдующiй вопросъ. Разумѣется, о моей музыкальной одаренности говорить не приходится: слух ниже средняго. Я въ этомъ отношенiи тупъ, но не до конца; у меня естественный вкусъ дикаря, который предпочитаетъ Моцарта попсѣ. Но въ моей жизни не случилось промежутка, когда бы его развивали — настолько хотя бы, чтобы имена хоть нѣсколькихъ композиторовъ были для меня не пустымъ звукомъ. А жаль. Сейчасъ, по-видимому, поздно, да и досуга нѣтъ; но реализуема ли такая задача въ школьномъ возрастѣ и для школьника? Если да, то сколько времени (т. е. учебныхъ часовъ въ годъ и лѣтъ) она требуетъ? Музыкальная школа не годится, ибо — повторяю — нѣтъ способностей.
Tags: вопросъ
какая задача - "чтобы имена хоть нѣсколькихъ композиторовъ были для меня не пустымъ звукомъ"? А если их послушать, они не перестанут быть пустым звуком? Что вы имеете в виду?

platonicus

May 16 2014, 20:38:48 UTC 5 years ago Edited:  May 16 2014, 20:40:35 UTC

Что имѣется въ виду, какъ разъ понятно. Чтобы имена композиторовъ были не пустымъ звукомъ, они должны быть связаны, во-первыхъ, со звучанiями, а во-вторыхъ, со смыслами.

Музыкальная память неразвита, слух различаетъ (почти) только "прiятное - непрiятное", все, гдѣ звучитъ (скажемъ) оркестръ - или фортепьяно, или скрипка и фортепьяно etc. - кажется если не одинаковымъ, то похожимъ. Ассоцiативный запасъ (вотъ это безмятежность, а это, наоборотъ, мятежъ, а это молитва) почти или вовсе отсутствуетъ. Я ужъ не говорю, что держать, скажемъ, во время разработки память о темѣ тоже навыкъ нуженъ.

Я прекрасно помню себя въ такомъ положенiи.
Думаю, при желанiи и сейчасъ реализуема (то есть Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера и Шостаковича научиться различать можно). Въ школьномъ возрастѣ она обычно и реализуется (то есть я заканчивалъ школу, уже умѣя различать перечисленныхъ). Про часы ничего сказать не могу: меня этому не учили, это обошлось въ многiе вечера рядомъ съ проигрывателемъ.
Въ общемъ, я бы не взялся ни въ коемъ случаѣ ничего подобнаго преподавать, но насчетъ самообразованiя могу дать нѣсколько совѣтовъ, если нужно: я музыку осваивалъ самъ и болѣе или менѣе помню, какъ это дѣлается.
А слух-то у Вас есть? Др. словами, можно ли освоить самостоятельно, не располагая слухом (изначально, по ходу дела, насколько понимаю, он развивается)?
Какой-то музыкальный слухъ есть у всѣхъ: басъ и сопрано всѣ различаютъ. Онъ бываетъ болѣе или менѣе развитъ, болѣе или менѣе "связанъ" съ голосомъ (одно дѣло - запомнить мелодiю, другое - напѣть) и т.д.

Бываетъ абсолютный слухъ (способность точно опредѣлять высоту ноты), его у меня нѣтъ.
Ну что ж, значит не всё еще потеряно :))
Насчет развития музыкального слуха (а потом и вкуса) могу ответить утвердительно, потому что знакома с человеком, к которому в детстве применили методику Кабалевского. Эта методика как раз для таких детей и была Кабалевским разработана. То есть, мальчик не слышал, что он поет совсем не те ноты, что он нажимает на пианино совсем не те ноты. Методика включала, как я помню, ежедневные занятия музыкой по часу, несмотря на все ошибки. И вот, если я правильно помню, то через год-другой мальчик стал слышать, что он поет или играет. В общем, методика есть, а где найти учителя для реализации - это другой вопрос.

С теплым пушистым приветом
Нина
1. Б. М. Теплов "Психология музыкальных способностей" - о проблеме.
2. Auralia - программа для самообучения и самотестирования.

Доюрый вечер.
Если цель - различать нескольких композиторов, то:
1. Достаточно слушать их произведения - это просто, utube поможет.
И писать тексты приятно под музыку.
2. Достаточно любое услышанное пытаться идентифицировать любым способом - от простого вопроса "а кто это?" до спользования программ, которые можно установить, например, в телефон ( например SoundHound).
Если этот подход взять в привычку, то через 3-5 месяцев будете различать даже отдельные произведения, не только композиторов.