В посл.раз был несколько удивлен придиркой к слову «нормально» (похоже, некоторые вкладывают в него значение «положительной оценки») и противопоставлением ему слова «естественно». С моей-то точки зрения это практически синонимы. Нормально – это то, что «обычно», т.е. то, как бывает в большинстве случаев. А бывает оно так потому, что естественно. Именно естественное для человека и чел.о-ва в конечном счете пробивает себе дорогу, как бы временами не пытались его искажать (потому лучше и не трудиться).
В свое время один из симпатичных мне философов (люблю тех, что избавляют меня от необходимости искать хорошие формулировки, в чем я не силен) сказал по этому поводу: «То, что «должно быть», сводится к тому, что быть МОЖЕТ, а последнее отвечает условиям реально существующего. Всякое истинное суждение о чем бы то ни было зиждется на предварительном коленопреклоненном созерцании действительности. Вместо того чтобы говорить о том, что должно быть (а так поступают моралисты и правоведы), нужно вникнуть в то, что уже есть».
Вот и мне всегда казалось интересным выяснить, как оно бывает на самом деле: что есть правило, а что исключение, что норма, а что ее искажение. Оценка «хорошо» – «плохо» тут если и уместна, то вполне бессмысленна. Хорошо ли, что температура тела человека 36,6? Что он живет не более 100 лет? Что женщин и мужчин рождается примерно поровну? Что человеку свойственно избегать страданий и стремиться к удовольствиям? Но в жизни и истории о-ва есть множество гораздо более частных аспектов, которые, однако, в той же мере есть проявления естественности человеческого бытия. Всякое общество, напр., неизбежно структурируется иерархически, и за массой разнообразящих этот процесс деталей мне интересно разглядывать общие закономерности.
Если брать то, о чем шла речь в пред.реплике, для меня очевидно, что существует некоторый предел «перевариваемости» элитой новичков, за которым следует ее деградация (в смысле утраты некоторых присущих конкретно данной элите черт и свойств). Тут, конечно, важно не только процентное соотношение «человеческого материала», велико и значение традиции – фактор озабоченности гос-ва или самой среды поддержанием соотв. понятий, норм поведения и т.д.
Когда в среду со сложившимися традициями, понятиями и этикетом (допустим, класс учебного заведения), в б-ве состоящую из лиц, для которых все это знакомо с детства (по семье), приходят неск. человек, к этому изначально непривычных, но имеющих об этом представление и стремящихся все это воспринять, то они довольно быстро это и усваивают, и сливаются с этой средой (если вы возьмете коллективную фотографию дорев.лет – напр., группу преподавателей гимназии или офицеров какого-то полка, то, не зная, кто есть кто, вы никогда не отличите неофитов от «потомственных»).
Но если в тот же класс, где осталось 6-7 учеников, приходят 30 человек, которые начинают сморкаться в занавески и перемежать речь матерными связками, то нормой становится именно такое поведение (даже если начальство старается сохранить правила и б-во преподавателей остались прежними).
Если же отбрасывается или исчезает сама традиция, то меняется все, и даже генетика не спасает (для послерев. времени достаточно обычно, когда, оказавшись вне традиции и лишенные соотв.воспитания, потомки даже самых лучших семей уже во 2-м поколении становятся совершенно советскими людьми). И, подобно тому, как что-то общее есть в портретах «бывших» (как минимум, непринужденность, спокойствие и чувство собственного достоинства), так общее (но другое) есть в портретах советских. Сравнение взятых подряд неск.десятков фото дорев. и советских деятелей производит потрясающий эффект и не нуждается в комментариях – разница, что называется, налицо.
Я, впрочем, рассуждал лишь о фактах и закономерностях развития и смены элит. Понятно, что нарушение неких норм их комплектования может быть «плохо» только для самой конкретной элиты или для тех, кто данному режиму симпатизирует. А тем, кому он не нравится, будут воспринимать их с одобрением как предпосылку крушения самого режима. Что же касается вопросов типа «ну и помогло это Франции?», то замечу, что, хотя качеств.харкаткеристики элиты вещь для судьбы страны гораздо более важная, чем обычно принято думать, но все-таки лишь один из факторов, на нее влиящих (я пишу об этом много потому, что это область моей проф.деятельности), не говоря о том, что решающими часто бывают и вовсе случайные обстоятельства, поэтому такие вопросы не вполне корректны.
ex_anticomp
January 20 2008, 11:36:48 UTC 11 years ago
В.Прибыловский
salery
January 27 2008, 15:23:46 UTC 11 years ago
ex_anticomp
January 27 2008, 15:34:41 UTC 11 years ago
Просто я не подумал, что последовательность может быть обратная. То есть эти старички в Буэнос-Айресе и Парижске вполне до ЖЖ продвинутые?
salery
January 27 2008, 15:45:44 UTC 11 years ago
bukvoyeditsa
January 20 2008, 13:49:56 UTC 11 years ago
А что более естественно - это как посмотреть... Хотя, на первый взгляд, кажется, что раз рождается примерно поровну мальчиков и девочек, то и браки должны заключаться в отношении 1:1.
Но в современном разговорном языке ( а в ЖЖ большинство юзеров пользуются именно разговорным языком) слово нормально означает "всё в порядке", т.е. "хорошо". Вы же пользуетесь письменным литературным языком, вдобавок ещё и несколько старомодным академическим его подмножеством.
artkos
January 20 2008, 15:05:56 UTC 11 years ago
я бы сказал, совсем некорректны. Чистая риторика, простите.
Теперь по делу.
1. Слова «нормально» и «естественно» в социальных науках на Западе табуированы достаточно жестко. Не сказать, что это оптимальное решение, но проблематизировать такие вещи, безусловно, надо.
Дело, видимо, в том, что в 19-начале 20 века переборщили с а) смешением суждений о том, что должно с суждениями о том, что есть (привет Канту – ведь Вы, его, кажется, процитировали?)
б) главное, нормальной по огромному ряду вопросов считалась (по умолчанию) точка зрения белого мужчины из средних классов.
И когда «иные» (женские, пролетарские, африканские) точки зрения на разные вопросы общественного устройства стали пробивать себе дорогу, говорить, «ну это же естественно!» (моногамный брак или моральное превосходство сильных) стало куда сложнее – и слава Богу!
Да ведь Вы и сами так делаете, разве нет?. «Сравнение взятых подряд неск.десятков фото дорев. и советских деятелей производит потрясающий эффект и не нуждается в комментариях – разница, что называется, налицо».
Почему не нуждается? Где критерий определения, того, что выражает лицо? Это, простите, не наука, а чистая вкусовщина, вроде ставить диагноз по юзерпику, определения чисто еврейских и чисто арийских черт лица и прочей графологии. Мне, например, разница между дорев. офицером и крестьянином кажется куда больше, чем между офицером и «советским деятелем». Где критерий?
2. «Но в жизни и истории о-ва есть множество гораздо более частных аспектов, которые, однако, в той же мере есть проявления естественности человеческого бытия. Всякое общество, напр., неизбежно структурируется иерархически, и за массой разнообразящих этот процесс деталей мне интересно разглядывать общие закономерности».
Во-первых, судя по приведенным Вами примерам (36,6; 100 лет), Вы не четко разделяете биологическое и социальное в человеке. Так ли это? И если да, то не думаете ли Вы, что провозглашение каких-либо социальных установлений естественными – по аналогии с фактами биологическими – обычно приводило к расизму?
Еще скажу от лица антропологии, которая отбросила идея «нормального/естественного» еще в 50-х гг., столкнувшись и осознав радикальное многообразие человеческих обществ – нет такого семейного, политического, экономического, социального института, который не был бы присущ той или иной культуре. И тогда искать «нормальное» (скажем, нормальную для homo sapiens семью) – всё равно что высчитывать среднюю температуру по больнице.
То же, кстати, и в лингвистике, насколько мне известно. Там, правда, есть идея универсалий (разделение грамматики и синтаксиса, темы и ремы, наличие имен собственных, «я» и «ты» и нек.другие) – но это то, что присуще ВСЕМ языкам ВСЕГДА, а не норма, от которой возможны отклонения.
При этом поиск общих закономерностей в социальном устройстве я не считаю бессмысленной задачей (хотя лично мне она не близка, мне анализ частных исторических процессов, пускай большой длительности, интереснее, чем поиск всеобщего). Но давайте для начала отделим те уровни, где такой поиск будет иметь смысл. Ведь интуитивно мы понимаем, что про воспроизводство элит такой вопрос ставит уместнее, чем про тип семьи.
3. Дело еще в том, что, простите великодушно, Вы часто используете научную аргументацию для доказательства одной и той же политической позиции – СССР был аномальным обществом. Даже в этом постинге. «Именно естественное для человека и чел.о-ва в конечном счете пробивает себе дорогу, как бы временами не пытались его искажать (потому лучше и не трудиться) ».
Я, собственно, именно потому так придираюсь к «нормально/естественно», что, имхо, даже самые абстрактные научные рассуждения кончаются тем, что Carthago delenda est (по кр. мере здесь, в ЖЖ).
Поправьте меня, если я не прав.
salery
January 27 2008, 15:35:09 UTC 11 years ago
Три трансформации
v_ersilov
January 20 2008, 15:57:50 UTC 11 years ago
Оно является результатом трех последовательных послебрежневских трансформаций:
1) Горбачевская перестройка активировала чаяния шестидесятников, не реализованные во времена «хрущевской весны» и «брежневского лета». Они вывели партэлиту из дремотного состояния, но совершенно ничего не поняли в разбуженной ими низовой энергии. Интересный психологический портрет поколения шестидесятых нарисовал в свое время ГАЛКОВСКИЙ http://www.samisdat.com/2/214-shem.htm .
2) «Ельцинские ребята» деловито шикнули на «интеллигентствующих», «опустили кого надо» и на стихии разрушения «сделали свои бабки». По этому поводу хорош свежий материал И.ЯКОВЕНКО http://www.lgz.ru/article/id=2808&top=26&ui=1200641135502&r=866.
3) Об собенности путинской элиты ломают копья. Аналитического мало. Меня привлек трёхлетний интеллектуальный сериал А.ПРИВАЛОВА и А.ВОЛКОВА http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/01/apologiya_pustogo_mesta/.
Всё не так просто. Но и не слишком сложно. «Элитники» действуют нормально и естественно. В соответствии с человечьей природой. Они, в принципе, понятны. Это НАША элита. Надо «влазить в их шкуру». Нельзя взаимодействовать с теми, кого не понимаешь.
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
January 20 2008, 19:10:42 UTC 11 years ago
но потребно будет ещё лет 10-20.
лет 10-20 ?!?!
v_ersilov
January 20 2008, 20:56:37 UTC 11 years ago
Послесовковое молодое поколение уже за окном и будет «брать своё».
И будет принимать решение по дядям-интеллектуалам.
Так что надо соответствовать.
Re: НАТАН ЗОРГЕ
key_real
January 25 2008, 02:01:14 UTC 11 years ago
Re: НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
January 25 2008, 07:49:46 UTC 11 years ago
Escogriffe.
slavae
January 20 2008, 17:30:45 UTC 11 years ago
panchul
January 21 2008, 07:42:20 UTC 11 years ago
Я не согласен с вашими предыдущими постами об элитах,
но не ответил на них раньше потому, что был занят.
Насколько я вас понял (хоть вы и не сказали это явно)
в элиту входят президенты и вице-президенты крупных компаний,
но не входят например владельцы небольших бизнесов.
Я же утверждаю, что кумулятивный эффект на общество большого
количества независимых мелких предпринимателей
(компания < 100 человек) и средних предпринимателей
(компания < 1000 человек) - существенно более важен,
чем действия группы президентов крупных компаний.
Дело в том, что по крайней мере в американской обстановке,
большие компании часто играют роль не инноваторов, а стабилизаторов
(в них работают такой же психический тип людей, который
хорошо совмещается с социализмом). Крупные компании
периодически скупают мелкие, поддерживая на плаву свою
конкурентоспособность. Поэтому руководитель крупной компании
- это часто не человек, устанавливающий курс, а человек,
следящий, чтобы его корабль не утонул.
В таком случае к нему трудно применять слово "элита" ("лучший в своем роде"),
хотя несомненно он является, как вы правильно заметили, поддерживаюшим традицию.
Спасибо, что пояснили, но это ещё не всё.
palatov
January 21 2008, 10:29:52 UTC 11 years ago
то, каждый увидит в ней своё. Каждый - самостоятельный психолог. То, на что вы намекаете, может потребовать фильтрации приглашённых к просмотру семейного альбома и тонкой работы в собственной их настройке. Всегда ли устроит узкий круг?
>>о фактах и закономерностях развития и смены элит<<
Для этого могло бы быть полезным кроме самого термина "элита", ничего особенного не значащего для жителя среднерусской равнины, дать некоторый портрет подразумеваемого. "Плоть от плоти", "Урфин джус", "Пастырь", "Священный попугай", "Великий пофиг"...
Всё-таки нужен ваш предмет.
grisharasputin
January 21 2008, 15:56:13 UTC 11 years ago
Например, читал воспоминания офицеров-участников 1-ой Мировой (сумских гусар, кавказских гренадёров, нижегородских, северских и тверских драгун). Кадровые офицеры - душа, гордость, носители славных полковых традиций были повыбиты в большинстве, примерно, к лету 1915 года. На их место пришли призванные из запаса и заново обученные, но вопреки всему они быстро усваивали специфический, присущей только определённому полку, дух и тоже становились его носителями и ревнителями. Возвращающиеся кадровые из числа раненных находили всё практически в прежнем порядке и радовались. Всё кончилось только с Февралём, когда пошло обвальное одичание, разнуздание и попрание всех традиций.
Другой пример - США. Там элиты всегда формировались из белых американцев англо-саксонского произхождения протестансткого вероисповедания. Даже есть такое чисто американское понятие - WASP. Эта система удерживала Америку довольно долго от запланированного, программируемого разрушения. Пока не была проведена огромная работа по намереннной дискредитации евангельских ценностей, а именно они составляли основу традиционных американских ценностей, и разрушению американской семьи.
enzel
January 23 2008, 17:55:36 UTC 11 years ago
grisharasputin
January 26 2008, 14:54:20 UTC 11 years ago
alexispokrovski
January 21 2008, 15:58:10 UTC 11 years ago
"Нормально"
b_graf
January 21 2008, 16:57:55 UTC 11 years ago
попытка резюмировать и выделить проблемы
glazaty
January 21 2008, 17:56:51 UTC 11 years ago
2. Выделяем в обществе слои.
3. Потомки представителей различных слоев перемещаются из слоя в слой. Можно рассматривать связь меры перемешиваемости с социальными процессами.
4. Один из слоев - элита. Этот слой фактически управляет обществом.
5. Элита обладает определенными, присущими ей, знаниями/традициями, которые могут воспроизводиться, меняться, прогрессировать, деградировать.
До этого момента занимались только определениями и вопросов по большому счету нет.
Однако дальше объявляется, что знания/традиции элиты :
- во-первых, жизненно необходимы для общества в целом,
- во-вторых, могут быть переданы неофитам только при воспроизводимости элиты.
Может оказаться, что знания/традиции, присущие собственно элите, не имеют существенного влияния на собственно управление обществом, либо даже входят в противоречие с задачами управления обществом.
Может оказаться, что необходимые для управления знания/традиции присущи и представителям других слоев.
Далее, возможно, что знания/традиции могут быть переданы не через воспроизводство элиты, а через социальные институты, в частности учебные.
Anonymous
January 22 2008, 14:18:06 UTC 11 years ago
grisharasputin
January 22 2008, 14:43:27 UTC 11 years ago
Я понимаю Ваше стремление оперировать чистыми категориями и понятиями, как в математике и теор.физике. Но не получится, как бы привлекательно и наукообразно не смотрелись некоторые построения социологов, недалёких ангажированных философов, историков и пр.
Не можете двум господам работать - одному будете угождать, а другому непременно нерадить.
У людей, человеков, только так и никак иначе. Правильно, Богу богово, а кесарю кесарево. Только ведь прежде Богу богово. Если кесарь и его власть безбожная, богоборческая, христоборческая и если вы Божий, то непременно рано или поздно вступите в конфликт и с кесарем и с его властными институтами.
И все социальные страты, все элиты и государственно-образующие слои и их динамику, их корректный метаисторический мониторинг можно правильно оценить и вести только под этим углом зрения. Всё остальное шарлатанство, грубая профанация или социальный заказ.
dead_kondratiy
January 28 2008, 03:32:58 UTC 11 years ago
Все понятно, но с одним уточнением. Сознание человека - это tabula rasa, или, скорее, диск в компьютере, на который можно записать все, что угодно. По большому счету, "настоящие" естественные желания человека обусловлены, как правило, биологией (потребность в питании, одежде, жилище, размножении и т.д.), а все остальное - приобретенное, что называется, "с пеленок". К тому же, в истории немало примеров того, как то, что считалось "нормальным" в одном обществе, совершенно отвергалось в другом. Так что естественность на деле имеет искусственное происхождение :-)
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
January 28 2008, 14:01:28 UTC 11 years ago
---
а как же "нравственный императив"? хе-хе
Re: НАТАН ЗОРГЕ
dead_kondratiy
January 29 2008, 03:25:47 UTC 11 years ago
Тем не менее, даже признавая н.и. как совокупность элементарных принципов, без которых невозможно само существование человека в коллективе, нельзя не видеть, что общественная мораль разнится между собой в зависимости от места/времени ее существования. Наличие н.и., скажем, у южноамериканских индейцев нисколько не мешало им совершать человеческие жертвоприношения.
const_van_g
February 1 2008, 12:07:55 UTC 11 years ago
Но если в тот же класс, где осталось 6-7 учеников, приходят 30 человек, которые начинают сморкаться в занавески и перемежать речь матерными связками, то нормой становится именно такое поведение
Примерно то же самое происходит у нас в стране сейчас. Русский народ чудовищными темпами вымирает, а в качестве решения проблемы демографического падения используется бесконтрольный завоз таджиков. туркменов, азеров и прочее, которые пытаются вести себя тут как дома. Любое же не согласие русского народа с данным поведением или протест преподносится как фашизм. Это нормально?