Круг этот (даже потенциальный) неизбежно очень невелик. Говорить с людьми, придерживающимися в данной сфере полярных воззрений, вполне бессмысленно, но и с людьми, не имеющими адекватного представления о реальной картине мира – с конспирологом, демократом, религиозным фанатиком и т.п. – тоже невозможно. Смысл есть беседовать только с теми, кто, имея вменяемое представление о действительности, пусть и придерживаясь не совпадающих с твоими взглядов, способен как-то повлиять на твои представления, сообщая неизвестную информацию или высказывая соображения, о которых ты не задумывался. Невозможно знать всё или слишком много, и я склонен корректировать свои представления и даже взгляды в зависимости от новополученного знания.
Поэтому какие-то частные заблуждения приличных людей трогают меня гораздо больше, чем безумные массовые поветрия, порожденные агитпропом или модой в определенных кругах. Массовое мнение может придерживаться самых идиотских представлений об истории и природе событий современности (напр. касательно событий столетней давности то, что было уделом маргиналов, стало и официальным, и общественным мейнстримом), но от этого мнения все равно ничего не зависит: события будут идти, как им положено, а публика будет только недоумевать и искать для объяснения какие-нибудь очередные конспирологические бредни.
Разумеется, и от мнения приличных людей тоже ничего не зависит, но тут я считаю возможным тратить некоторую часть времени и душевных сил из чисто человеческих побуждений: развеивать частичные заблуждения таких людей кажется мне делом вполне достойным. Конечно (несколько ранее тот же ivanov_petrov интересовался «для кого человек пишет»), интересующие меня вещи я выясняю прежде всего для самого себя, а с кем считаю нужным поделиться… Когда я стал колебаться, стоит ли продолжать писать в ЖЖ, неск. десятков человек просили не бросать; ну вот собственно для них (и предполагаемого еще такого же числа, которые не написали и которых я не знаю) и пишу.
Давно уже я отключил комментарии, но заметил, что и самому оставлять таковые в журналах тех 4-5 лиц, куда я иногда захожу стало небезопасно, т.к. нежелательные лица набегают и туда, норовя устроить «дискуссию», совершенно себе несоразмерную. Так что и откликаться на высказывания симпатичных лиц придется, видимо, преимущественно в виде собственных постов. Насколько справедливо считать меня на этом основании «интровертом» (как приходилось о себе читать) – не знаю.