Рассуждения о «национальном гнете» в России представляют собой прежде всего неправомерное перенесение современных представлений на общество иного типа, для которого понятие национальности не имело принципиального значения и, как известно, даже не фиксировалось. Национализм вообще явление довольно позднее, одного порядка с демократизмом и социализмом, проявившееся к концу Х1Х в., но в государственный обиход еще не вошедшее. Подданство или исповедание определяли образ мысли и поступки в гораздо большей степени. Человека привозят в начале века из Германии ребенком, он русский подданный лишь в первом или втором поколении, оканчивает гимназию, становится прапорщиком запаса, к 14-му году учится где-то в Дрездене, когда дело идет к войне, возвращается в Россию, чтобы поступить в армию и гибнет в первых же боях – явление совершенно нормальное, и в некрологах об этом пишется без малейшего «надо же!», как о вещах само собой разумеющихся.
Важно, с какой общностью человек себя отождествлял. Рускому командованию не приходилось опасаться, что мусульмане из частей на Кавказе перебегут к туркам. Во время польского мятежа 1863-64 гг. из многих тысяч офицеров-поляков (они составляли тогда до четверти офиц.корпуса) изменили присяге лишь несколько десятков. Но даже после событий, когда власти впервые озаботились вопросами интеграции поляков и последовали меры в отношении языка обучения и т.п. (о «руссификации», кстати, не говорили бы, стань она фактом – Депардье, небось, о «бретонской мове» не вспоминает), ограничения были весьма эфемерные и имели, опять же, конфессионально-территориальный характер: речь шла не о поляках или католиках вообще, а о «католиках, уроженцах Ц-ва Польского и западных губерний» (ограничивалась их служба в Варшавском ВО и в пех.полках они не должны были превышать 20%).
Польский вопрос стоял довольно остро, но это был вопрос конфессиональный (имеющий столетние традиции притеснений православия в независимой Польше и т.п.) и политический (связанный со стремлением к отделению), а не национальный. Говорить о нац.гнете вообще неуместно, коль скоро доля представителей «угнетенных наций» в составе высшего сословия даже в конце Х1Х в. составляла половину, а в первой половине столетия превышала ее. Кое-кто вот склонен даже говорить о засилье инородцев; один автор в качестве примера приводил Салтычиху, «истреблявшую русских крестьян» (он был очень разочарован, узнав, что она была простой русской женщиной, не татаркой и даже не дворянкой по рождению (женой ротм.Салтыкова), свихнувшейся после смерти мужа на сексуальной почве (она истязала исключительно женщин).
Никаких ограничений по национальному признаку императорская Россия не знала, да и по конфессиональному фактически тоже (в отдельные периоды иноверцы составляли до трети высших чинов), за единственным исключением - «евреев», которые занимали в религиозной традиции совершенно особое место (елизаветинское «не желаю прибыли от врагов Христовых» исчерпывающе его определяет). Но понятие «еврей» носило, опять же, не национальный, а религиозный характер. Таковым считался человек, исповедующий иудаизм (евреи-христиане, равно как, например, и караимы никаким ограничениям не подвергались). Когда в документах встречаешь, напр., запрос вышестоящей инстанции «не происходит ли такой-то из евреев» имеется в виду не этническое происхождение (в таких случаях очевидное), а недостающие бумаги о вероисповедании.
Надо представлять себе, чем были тогда в стране евреи – не столько изолируемой, сколько изолирующейся, религиозно замкнутой общностью с особым строем жизни, своеобразным «самоуправлением» и т.п. Вопрос о «полноправии» сводился по существу к готовности добровольно перейти из одной общности в другую. Тогда это было серьезно, и, не знаю, как уж Троцкий (в его таких намерениях я что-то сомневаюсь), а те, кто действительно хотел это сделать - делали, и в немалом числе. Тут вот напрасно иронизировали: «какой бы царь решился повесить аксельбанты» - из этнических евреев вышли тысячи чиновников и офицеров, в т.ч. и генеральских чинов (м.п., в порядке исключения иным гражданским «превосходительствам» случалось даже сохранять иудейское исповедание). В конце Х1Х в. среди членов высшего сословия насчитывалось ок. 4 тыс. только самых «недавних» (назвавших родным языком еврейский), не считая давно ассимилировавшихся. Кто-то скажет, что это немного? Во всяком случае, когда говорят, что троцким «иначе было нельзя» - это неправда: еще как можно было. Кстати, когда в 1915 черту оседлости и «процентную норму» фактически отменили, на 1-м курсе Новороссийского ун-та из 586 чел. оказалось 390 евреев.
Причем «особое отношение» к евреям почему-то обычно инкриминируется именно «власти», хотя она как таковая едва ли имела тут какие-то свои специфические интересы, а лишь «отвечала условиям», заданным ей изначально как блюстительнице религиозной традиции. Власти, кажется, вообще не очень свойственно ни с того, ни с сего проявлять инициативу в «гонениях» на ту или иную категорию своих подданных, даже не очень ей симпатичных; таковая обычно идет снизу (тому, кто привык винить в индо-мусульманских столкновениях «колонизаторов», придется перенести эту вину и на «молодую индийскую демократию»). Помню, один из читателей высказал предположение, что при победе белых «миллионы евреев были бы изрублены в капусту». Положим, в белом лагере отдавали себе отчет в, скажем так, не совсем пропорциональном этническом составе красного. Однако это обстоятельство оснований для такого предположения отнюдь не дает, тем более, что власть белая погромы пресекала. Красная, понятно, тоже. А они, тем не менее, происходили, как доводилось слышать, в очень любопытной пропорции: 32% - вообще никому не подчинявшимися «атаманами», 40% - петлюровцами, 20% - красными и 8% - белыми. Понятно, что больше виноват всегда тот, кого меньше любишь, но путать верх с низом я бы все-таки не советовал – здорово ошибиться можно.
fomich
March 3 2007, 21:28:27 UTC 12 years ago
Вот состав генералитета печально известной Второй армии Самсонова времён Первой мировой войны. Генерал-лейтенант Фон Торклус, генерал Шейдеман, генерал Сирелиус, генерал Рихтер, генерал Штемпель, генерал Мингин, генерал Ропп и генерал барон Фитингоф. Ещё весной, перед самой войной на должность командующего армией назначался не Самсонов, а Рауш-фон-Траубенберг.
Состав остальных армий исключения не составлял. Параллельно армии Самсонова в Восточной Пруссии шла армия генерала Ренненкампфа, были ещё: генерал барон Зальц, генерал Плеве, генерал Ван дер Флит, генерал Флуг, генерал барон фон Штакельберг, генерал Экк, генерал Гейсман, генерал барон Бринкен, генерал Гернгросс, генерал Вебель, генерал Лайминг, генерал-майор Дельсаль, генерал Берхман, генерал-лейтенант Де Витт, генерал-лейтенант Раух, генерал Бельгард, генерал граф Келлер, генерал-майор барон Маннергейм, генерал-лейтенант фон Гилленшмидт, генерал-майора Шольп, генерал-майор Эрдели, генерал Розеншильд-Паулин, генерал-майора Дитерихс. Это далеко не всё. На Флотах ситуация была ничуть не лучше. Все эти люди были в основном патриотами России.
А теперь другая история. Один из моих дедов имел чистые литовские корни. Малевичиус. Адам Малевичиус. Жили в Санкт-Петербурге довольно давно. Его отец работал кучером в Зимнем Дворце. Когда приезжали сюда из Литвы фамилию им "обрезали" и стали они Малевичами. Ну Малевичи и Малевичи, что с того. Началась вторая мировая война. Деда никуда не призывали. И тогда, когда уже город был в блокаде, он пошёл записываться в ополчение. Но в ополчение его не взяли, сказали, что ты литовец, считай немец, отправим тебя на фронт, так ты к своим перебежишь. Очень скоро, всех мужчин из дома забрали на фронт. Остался один дед. Почти все жильцы дома - женщины и дети - жили в нашей квартире, потому что мужиков не было, а дед мог с дровами там разобраться, принести, расколоть, печку затопить. Но пошёл он во второй раз проситься на фронт - опять не взяли. Так и умер после блокады и Победы в освобождённом уже городе.
возражу
f_f
March 3 2007, 22:18:34 UTC 12 years ago
1. Существование "черты оседлости" и квот для евреев Вы ведь не отрицаете? Можно ли это считать стандартной практикой даже для того времени? Скажем, в кайзеровской Германии и Австро-Венгрии (т.е. не в демократических республиках, а, как и Россия, монархиях, где также имелось заметное еврейское меньшинство) подобных законов, насколько мне известно, в 19 веке уже не было (хотя антисемитизм, конечно, был в разных формах). Такие законы, правда, появились уже в межвоенный период (и еще до нацизма) в Венгрии, Польше, Румынии, но это была уже действительно иная эпоха - постимперская и воспаленно националистическая.
2. Помимо проблем с Польшей, с оценкой которых Вами я в принципе согласен, был также весьма острый конфликт вокруг Финляндии в первые годы 20 века. Национальные и политические моменты в этом конфликте неразделимы.
3. Русификаторская политика в западных губерниях (нынешние Украина и Беларусь) таки проводилась ("Эмсский указ" Александра II и другие подобные распоряжения), причем одновременно методами жесткими, но недостаточно последовательными для того, чтобы предотвратить перерастание "украинофилии" как культурно-просветительского феномена в полноценное украинское национальное движение.
В общем и целом, мне кажется, Вы не совсем оправданно проецируете ситуацию в Российской империи 1-й половины и середины 19 века, когда действительно "подданство или исповедание определяли образ мысли и поступки в гораздо большей степени", чем национальность, на ситуацию конца 19 - начала 20 века, когда развитие "инородческих" национальных движений и одновременно подъем русского национализма, перерастающего рамки имперской идеи, поставили перед властями качественно новые проблемы, которые они решали не совсем удачно.
Что до русификации и "бретонской мовы", то тут как раз царской России и не хватило того, что сделала в 19 веке Франция: создала единую систему образования на одном (французском, ессно) языке для простого люда. Региональным идентичностям там просто не дали перерасти в национальные. В России же, с одной стороны, начали (после восстания 1863-64 гг. - возможно, если рассуждать с русской позиции, слишком поздно) вытеснять польское культурно-языковое влияние из западных губерний, но с другой - не смогли полноценно заменить его влиянием русским в силу недостаточной развитости той же системы образования: украинские и белорусские крестьяне оставались в массе своей и в начале 20 века малограмотными, "тутэйшыми" и тем самым открытыми для любой национальной агитации. Региональные же интеллигентские круги (те же украинские), т.е. ядро будущих национальных движений, царские власти, с одной стороны, оттолкнули жесткими мерами вроде запрета любых публикаций на украинском языке, а с другой - не вписали достаточно четко в государственно-политическую систему империи. Проще говоря, имперский центр не показал им, что можно и выгодно быть русскими, оставаясь при этом региональными патриотами Украины/Малороссии, Грузии, Литвы и проч. - так, как французские власти показали бретонцам, провансальцам и проч., что можно и выгодно быть французами, сохраняя любовь к своим провинциям. Да что там Франция - Габсбурги в Галиции действовали по отношению к тем же украинцам настолько гибко, что обеспечили их лояльность трону практически до самого конца монархии (русофильское течение, правда, преследовалось, но это имело свою логику по мере того, как портились отношения Австро-Венгрии с Россией).
Насчет образования
ailoyros
March 4 2007, 07:58:10 UTC 12 years ago
Вообще Остзейские губернии - очень интересный материал для истории национальных движений в Российской империи. Национальное пробуждение там состоялось достаточно рано, к концу XIX века крестьяне уже ощущали себя латышами и эстонцами в первую очередь - и тянулись к России прежде всего потому, что их непосредственные угнетатели, бароны, были немцами. Россия, кстати, нередко их отталкивала, опираясь по привычке на дворянство (сплошь в тех краях немецкое). Так, в середине XIX века немало латышских крестьян изъявило желание перейти из лютеранства (веры баронов) в православие (веру царя), но их, пришедших для этого в Ригу, ради сохранения статус-кво нередко отсылали обратно, иной раз подвергнув предварительно порке.
Ко времени Первой мировой и империя признала эти самые национальные движения - были сформированы пресловутые полки латышских стрелков, организованные строго по этническому принципу (не будь они даны большевикам в готовом виде, еще вопрос, как бы они удержались, к примеру, в июле 1918-го).
Но, что самое интересное, о независимой Латвии впервые заговорили в... январе 1918-го, когда стало понятно, что Российской империи больше нет. До того все латышские национальные деятели говорили о Латвии в составе России. Провозглашена же независимость была в ноябре 1918-го, когда пала Германия, причем по предварительному согласованию с Англией. Дальше, впрочем, другая история, как националисты дрались с коммунистами, лавируя между немцами и Антантой.
Re: Насчет образования
enzel
March 4 2007, 08:10:54 UTC 12 years ago
Re: Насчет образования
ailoyros
March 4 2007, 08:15:49 UTC 12 years ago
Re: Насчет образования
enzel
March 4 2007, 08:24:54 UTC 12 years ago
f_f
March 4 2007, 08:37:07 UTC 12 years ago
ailoyros
March 4 2007, 08:44:58 UTC 12 years ago
f_f
March 4 2007, 09:19:08 UTC 12 years ago
Re: возражу
enzel
March 4 2007, 08:07:10 UTC 12 years ago
f_f
March 4 2007, 08:30:52 UTC 12 years ago
Re: возражу
salery
March 10 2007, 21:28:01 UTC 12 years ago
п.2. КОнечно, но именно Финляндия находилась в самом привилег.положении во всей империи, а ее жители - тем более.
п.3 отн. "бретонской мовы" Вы за меня сказали все, что я имел в виду, но не стал подробно изъяснять. С чем решит. не согласен - с оценкой укр-бел. нац-ма. Это чисто искусств. и в знач. степ. инспирированное явление и ни малейшего влияния в культ. кругах не имевшее. Всех "сознательных украинцев" в конце 17-го на вагон едва набралось бы. Как раз гор.население Украины горой стояло за "Единую-Неделимую", полностью провалило нац-в на выборах в УС и дало осн. контингент Бел. движению.
f_f
March 13 2007, 18:42:32 UTC 12 years ago
Deleted comment
Re: возражу
olexa
March 13 2007, 23:44:53 UTC 12 years ago
morky
March 4 2007, 00:38:36 UTC 12 years ago
Я знаю о некотором применяемом оправдании, мол, все было правильно, но помешали внешние враги, однако последняя табличка все расставляет по своим местам. 92% погромов производились не под белой властью, а те, что происходили при ней, она подавляла. Хороший или плохой (с каких-то иных точек зрения), но социальный "заказ" ясен, социум пытался с треском выровнять какой-то накопившийся перекос, а белая власть ему не давала.
И так ведь по каждому вопросу. "92%" не хотели воевать, а императорское управление заставляло, "92%" хотели земли, а императорское управление не давало, "92%" плевать хотели на "царя", а их заставляли, и так далее.
Я вижу определенную логику, причину и следствие, в итогах управлении типа "императорское правительство было хорошее, евреев защищало, русских подавляло, не пойму, чего евреи взбеленились?".
Вот именно потому, что их поощряло, а русских подавляло, так оно и вышло. Еще бы евреям не осуществить экспансию, еще бы русским защищать собственных подавленцев. Понятно, подобная диспропоция интересов наблюдалась и не только в национальном вопросе, много еще вопросов "не существовало", поскольку чиновники этим не интересовались.
Есть этому какое-то иное объяснение, скажем, во всем этом был великий смысл, непонятный ни "евреям", ни "русским", и все развалилось с великим трудом, преодолевая интеллектуальную мощь имперского управленческого аппарата?
enzel
March 4 2007, 07:58:55 UTC 12 years ago
morky
March 4 2007, 08:50:35 UTC 12 years ago
Вообще-то я спрашивал, а не рекламировал собственное мнение, но если вы о нем спрашиваете - лучше, конечно, было решить вопрос до того, как дело дойдет до погромов, ну а если уж дошло, то да, как минимум вариант. Дедуктивным методом мы пришли к тому, что подавлять погромы не следовало.
> Ну так она была Православной Империей
С учетом верно примененного вами прошедшего времени к той империи, очевидно, вы предлагаете объяснение, почему та империя делала управленческие ошибки? Мол, в вопросах управления руководствовалась интересами православия, а не "русских", или "крестьян"? Увы, как ответ не годится. Поскольку в результате такого управления попов массово поразвесили по деревьям и церкви пожгли, так что православие на сем в такой упадок пришло, что теперь на месте бассейна и церковь построили, и инструкторов по плаванию в попы назначили - ан не идет дело.
С точки зрения православия имперское управление действовало столь же фатально. Так почему оно так действовало?
enzel
March 4 2007, 08:59:54 UTC 12 years ago
morky
March 4 2007, 16:42:04 UTC 12 years ago
В общем, вернулись к прежнему, вы, как и имперское управление, решения проблемы не видите, да и самой проблемы не видите. :)
Anonymous
March 4 2007, 22:05:29 UTC 12 years ago
Прямо "массово"? А цифирки не дадите? И все те, кто "развешивал" по деревьям" были крестьяне из той же деревни? Причем "развешивали" за то, что "попы" призывали к любви к евреям?
Ох, беда с этими германскими гуманитариями...
morky
March 5 2007, 00:36:20 UTC 12 years ago
Есть другие сведения, так давайте, мол, православие по итогу выиграло, вот цифры и факты, это доказывающие. Меня переубедить легко.
Anonymous
March 5 2007, 17:26:18 UTC 12 years ago
А вы, батенька, - невежественный многословный болтун и фантазер. И еще одна особенность - склонность к увиливанию в сторону, к демагогии.
Сочетание невежества и болтливости -- типичный признак интеллигента("гуманитария").
morky
March 5 2007, 17:37:27 UTC 12 years ago
Все ясно.
Anonymous
March 5 2007, 18:02:17 UTC 12 years ago
Слыхали об этом, г-н журналюга? Не тот, кто сомневается, что вы вчера (судя по вашим заявлениям) якобы имели контакт с марсианами, должен предоставлять доказательства своих сомнений, но вы должны предоставить обоснования ваших утверждений?
"Докажи, что ты НЕ верблюд" -- это не годится! Неужели этому вас на журфаке не учили?
morky
March 5 2007, 18:27:57 UTC 12 years ago
Anonymous
March 5 2007, 18:43:12 UTC 12 years ago
Вы на этой странице сделали несколько заявлений:
1. После революции (октябрьской) "попы" были в массовых масштабах "развешаны на деревьях" крестьянами за то, что те призывали к любви к евреям.
2. 92% не хотели воевать, а императорское управление заставляло,
3 "92%" хотели земли, а императорское управление не давало,
4"92%" плевать хотели на "царя", а их заставляли,
5 И еще некое загадочное И так далее
Пункты со второго по пятый относятся к дофевральскому времени.
Итак, все это "тянет" на приличную диссертацию.
Как насчет того, чтобы все это доказать, г-н журналюга? А?
morky
March 5 2007, 19:04:56 UTC 12 years ago
Хотя, признаться, ваша манера выражаться склоняет меня к мысли, что вы и по жизни дурачок.
Вступать в пререкания с дурачком, который приписывает мне то, что я не говорил, но даже и этого смысла не понимает - затруднительно. С чего начать? С того, с его я начал, видимо. Ну так идите и перечитайте, не писать же мне заново то же самое.
Anonymous
March 7 2007, 13:34:53 UTC 12 years ago
Нет, недаром о вас Ленин писал: вы "не соль земли, а ... (субстанция коричневого цвета)"
morky
March 7 2007, 16:03:51 UTC 12 years ago
К гадалке не ходи, советский интеллигент.
А была ли Империя Православной?
vir77
March 5 2007, 01:57:56 UTC 12 years ago
Так вот эти православные мужики несколько лет собирали деньги, купили дом под церковь (на строительство, видимо, денег не хватало), пригласили священника, и как и положено ходили в церковь, постились, и все такое прочее.
Но после захвата власти большевиками, из Питера пришло письмо (можно сказать "новый завет от Владимира"), где мужиков извещали, что Бога нет, а попы их дурят.
Мужики собрались и степенно обсудили эту обалденную новость. И как вы думаете что решили? А просто - попа погнать, церковный дом продать, а деньги, деньги поделить, но по справедливости, т.е. с учетом взноса каждого.
При этом вы, конечно, понимаете, что в радиусе в несколько тысяч миль ни одного комиссара не было, и никто не мог не то что церковь разрушить, а даже пальцем мужикам погрозить.
Так как, они - православные?
Re: А была ли Империя Православной?
enzel
March 5 2007, 07:30:05 UTC 12 years ago
Re: А была ли Империя Православной?
Anonymous
March 5 2007, 09:05:15 UTC 12 years ago
Кстати, по итогам переписи 1937 года больше половины граждан СССР сообщили, что они православные. Это после двадцати лет промывания мозгов, после Первой пятилетки (которая помимо прочего была обьявлена "атеистической")! К тому же не все верующие сказали о себе, что они верующие.
Re: А была ли Империя Православной?
vir77
March 5 2007, 16:26:34 UTC 12 years ago
Я жил в Лондоне, Онтарио, и иногда посещал ту Русскую церковь, о которой вы говорите. Это уже действительно специально построенная церковь, и по-моему, красивая. Но построили её уже иммигранты послереволюционные и послевоенные. А новая русская иммиграция (послеперестроечная, если угодно) сохраняет их традициии.
После воскресной службы, устраивается чай с пирожками в помещении при церкви. Так вот как-то за этим чаем, старые прихожане мне этот случай и рассказали. Оснований не доверять им, по-моему, нет.
Что касается опросов, так я уверен, что те же самые мужики, приди вдруг кому-нибудь в голову в Канаде опросить их, назвали бы себя православными.
Re: А была ли Империя Православной?
Anonymous
March 5 2007, 17:05:29 UTC 12 years ago
Жителям Канадского Лондона оснований не доверять нет, но и вам доверять оснований тоже нет.
Чтобы 90 лет назад в среде, по нынешним ("мультикультурным" и "политкорректным") меркам крайне консервативной, вопли "жидов" и "нехристей" воспринимались как руководство к действию, -- это оччень сомнительно
Когда была построена нынешняя Русская церковь?
Re: А была ли Империя Православной?
vir77
March 6 2007, 04:29:21 UTC 12 years ago
Я не думаю, что восприняли "вопли" как "указание к действию". Скорей, это был удобный повод.
Я не знаю когда была построена нынешняя Русская церковь. Скорей всего, уже после войны, когда русское коммюнити подросло. В Лондоне и сейчас то живет порядка 300 тысяч человек, а до войны и общее население было маленьким, и русских было мало.
salery
March 10 2007, 21:34:08 UTC 12 years ago
Вот именно.
farnabaz
April 13 2007, 10:55:56 UTC 12 years ago
100%
mike67
March 4 2007, 02:10:25 UTC 12 years ago
shunara
March 4 2007, 06:45:10 UTC 12 years ago
mike67
March 4 2007, 11:17:34 UTC 12 years ago
Пример с киргизами очень хорош в этом смысле. Они едва ли не больше всех в СНГ любят русскую культуру.
shunara
March 4 2007, 12:54:35 UTC 12 years ago
mike67
March 4 2007, 21:10:58 UTC 12 years ago
delaudonniere
March 5 2007, 09:51:55 UTC 12 years ago
shunara
March 5 2007, 10:10:14 UTC 12 years ago
НАТАН ЗОРГЕ
Anonymous
March 6 2007, 07:08:32 UTC 12 years ago
---
Вы читали дореволюционнные учебники?
Re: НАТАН ЗОРГЕ
shunara
March 6 2007, 08:21:36 UTC 12 years ago
ailoyros
March 4 2007, 08:07:32 UTC 12 years ago
enzel
March 4 2007, 08:13:39 UTC 12 years ago
salery
March 10 2007, 21:40:26 UTC 12 years ago
Забавна нынешняя ситуация
vasiliev3_me
March 4 2007, 17:13:48 UTC 12 years ago
все время хочется спросить как же так? почему вы таки не любите евреев..
а во вторых это либеральная тусовка "альбац-рыклиных-радзиховских" ..которые скорее всего обязаны своим появлением в столицах массовому переселению народов в России после 17 года..и тд тп, но им ссср почему то не нравился - анти-семитское говорят государство было ...ну а сейчас вообще мы катимся к нацизму ... по их мнению
hyperkvaksha
March 5 2007, 00:29:00 UTC 12 years ago
enzel
March 6 2007, 12:14:04 UTC 12 years ago
Так глубоко и оригинально, как в этой ветке, тема Троцкого еще не исследовалась и не комментировалась: http://alexandrov-g.livejournal.com/125271.html#cutid1
enzel
March 7 2007, 10:13:52 UTC 12 years ago
- Ильич умер, а идеи его живы!
-Ох, батюшка, то-то и беда, что он-то помер, а иудеи-то его остались живы!"
jamestown95
April 24 2011, 09:24:47 UTC 8 years ago
Нельзя ли уточнить, к какому сословию принадлежала эта "простая русская женщина"?
salery
April 25 2011, 10:06:46 UTC 8 years ago
lev_usyskin
December 8 2015, 19:12:37 UTC 3 years ago